Не включается вторая передач Дэу Ланос, замена втулок переключения передач КПП

В автомобиле Daewoo Lanos за выбор и переключение передач отвечает так называемый привод управления КПП, который в народе окрестили «кулисой» или «вертолетом». Кулиса имеет очень приличный срок службы. Если грамотно переключать скорости, вертолета может хватить и на 150 000 (км) пробега. Но нет ничего вечного, поэтому даже кулиса сдается со временем перед натиском механического износа.

Привод управления КПП Дэу Ланос является альтернативой тросу, при помощи которого в автомобилях прошлых поколений и происходил процесс выбора/переключения передач.

Артикульный номер кулисы в сборе: 90342949.

Артикульный номер штока выбора передач: 94580787.

Артикульный номер сальника штока выбора передач: 90129204.

Кулиса ZAZ Lanos связывает между собой рычаг переключения скоростей в салоне с механизмом выбора и переключения передач на КПП. С ростом пробега шарнирные соединения кулисы изнашиваются, что приводит к появлению многочисленных люфтов. В итоге при переключении скоростей передачи начинают включаться с большим трудом.

Износ вертолета ЗАЗ Ланос выявить несложно. При использовании старой кулисы могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Появился люфт рычага переключения передач
  2. Нет четкого хода рычага при включении скоростей
  3. Пропали некоторые из передач, невозможно их «нащупать»

Чтобы окончательно удостовериться в износе кулисы, нужно подергать за тяги вертолета. В изношенной кулисе обязательно и непременно будет присутствовать люфт, причем тяги будут ходить сильно.

Не включается вторая передач Дэу Ланос, замена втулок переключения передач КПП

Как восстановить нормальную работу кулисы ЗАЗ Ланос

Если привод управления КПП сильно люфтит, есть 2 пути решения данной неполадки:

  1. Использовать ремкомплект
  2. Заменить кулису полностью

Производитель автомобиля настаивает, конечно же, на полной замене старой кулисы. Разумеется, смысл в данной рекомендации есть. Ведь при износе вертолета разбиваются крепежные отверстия на сочленении тяг, которые не входят в состав ремкомплекта.

Касательно использования ремонтного комплекта, узловой ремонт кулисы можно проводить, если разбитые отверстия на тягах будут заварены, то есть  восстановлены. Дополнительно ремкомплект можно использовать и в тех случаях, когда проушины на тягах имею минимальный или умеренный износ.

Но в любом случае, независимо от выбранного метода ремонта, старую кулису нужно будет полностью демонтировать. Кстати, в блоге по ремонту Daewoo Lanos уже есть обзор на тему замены кулисы. Но в теперешней и уже существующей статьях мастера использовали различные подходы. Крайне желательно ознакомиться с обеими инструкциями.

Как снять кулису Дэу Ланос

Вертолет находится между валом рычага КПП и механизмом переключения передач. До этого места проще всего подобраться из-под капота. Доступ к кулисе частично ограничивает разве что АКБ и монтажная площадка аккумулятора. Но будет кстати и смотровая яма. Снизу появляется удобный доступ к месту соединения кулисы с валом рычага КПП.

  • Заезжаем на смотровую яму или эстакаду. Полностью глушим двигатель.
  • Заглядываем под машину и ослабляем хомут, соединяющий кулису с валом рычага КПП. Чтобы ослабить хомут, мастеру нужен будет ключ на 14.

Не включается вторая передач Дэу Ланос, замена втулок переключения передач КПП

  • Открываем капот и отсоединяем аккумулятор с монтажной площадкой. Отключение аккумулятора следует начинать с клеммы «-».
  • Снимаем стопорный фиксатор на соединении кулисы со штоком выбора передач. Для отсоединения фиксатора его необходимо предварительно чем-то поддеть. Фиксатор отмечен на картинке ниже.

Не включается вторая передач Дэу Ланос, замена втулок переключения передач КПП

  • Извлекаем стопорный палец, который и соединяет между собой кулису со штоком выбора передач ZAZ Lanos. Стоит обратить внимание на характер износа стопора. Если на стопоре имеется механическая выработка, то повторно такой палец использовать уже нельзя. Дополнительно наличие выработки намекает и на износ отверстий под палец. Пример износа пальца на фото ниже.

Не включается вторая передач Дэу Ланос, замена втулок переключения передач КПП

  • Размыкаем соединение кулисы со штоком выбора передач.
  • Извлекаем центральный стопор который крепит кулису. Данный стопор имеет пружинный фиксатор. Предварительно следует отщелкнуть края фиксатора. Проще всего это сделать отверткой.

Не включается вторая передач Дэу Ланос, замена втулок переключения передач КПП

При извлечении стопора может создавать помехи тяга, соединяющая кулису с наконечником для крепления вала от рычага КПП. Данная тяга легко отсоединяется.

  • Извлекаем старую кулису, предварительно разомкнув соединение наконечника с валом рычага КПП.

Все, можно переключаться на следующий этап ремонта. Ответной частью кулисы является шток механизма выбора и переключения передач. Износ кулисы ведет и к износу данного штока, а также сальника.

Замена штока переключения передач

При замене кулисы ЗАЗ Ланос обязательно и непременно нужно менять и шток выбора передач. Шток соединяется с кулисой при помощи вилки, у которой изнашиваются крепежные отверстия. Если не поменять шток, то новая кулиса разобьется в 2-3 раза быстрее положенного.

Шток закреплен на механизме выбора и переключения скоростей КПП. Данный механизм располагается на макушке коробки передач. Он прикручен к КПП болтами (4 шт).

  • Выкручиваем болты механизма выбора и переключения передач. Но перед этим настоятельно рекомендуется почистить все пространство вокруг. Идеальным вариантом чистки является продувка подкапотного пространства сжатым воздухом. Если не почистить место установки механизма выбора и переключения передач, то внутрь коробки обязательно полетят различные засоры.

Не включается вторая передач Дэу Ланос, замена втулок переключения передач КПП

  • Отсоединяем механизм выбора и переключения передач Дэу Ланос. При этом обнажится внутреннее пространство КПП. Технологический проем лучше всего закрыть какой-нибудь крышкой или чистой ветошью.

Не включается вторая передач Дэу Ланос, замена втулок переключения передач КПП

  • Выбиваем штифт, который фиксирует шток выбора передач.

Не включается вторая передач Дэу Ланос, замена втулок переключения передач КПП

  • Извлекаем старый шток.
  • Извлекаем старый сальник.
  • Ставим на место старого сальника новый уплотнитель. Предварительно рекомендуется смазать посадочное место сальника коробочным маслом.
  • Ставим на место новый шток и фиксируем его штифтом. Как и в случае с новым сальником, поверхность штока нужно предварительно смазать маслом.
  • Собираем узел в обратной последовательности и ставим на место кулису. При установке новой кулисы не нужно спешить затягивать хомут на соединении вала рычага КПП.

После замены кулисы Daewoo Lanos мастеру нужно будет отрегулировать рычаг КПП.

Как отрегулировать рычаг переключения передач

Если собрать кулису без регулировки, то собьется порядок переключения скоростей. Для регулировки рычага нужно выполнить следующие несложные действия:

  • Задираем пыльник рычага переключения скоростей.

Не включается вторая передач Дэу Ланос, замена втулок переключения передач КПП

  • Совмещаем отверстия на рычаге и корпусе.

Не включается вторая передач Дэу Ланос, замена втулок переключения передач КПП

  • Продеваем в отверстия штифт диаметром 5 (мм). Для этой цели идеально подходит хвостовик сверла.

Не включается вторая передач Дэу Ланос, замена втулок переключения передач КПП

  • Заглядываем под капот и извлекаем заглушку на механизме выбора и переключения передач ЗАЗ Ланос.

​​​Не включается вторая передач Дэу Ланос, замена втулок переключения передач КПП

  • Вставляем в отверстие штифт диаметром 5 (мм).

Не включается вторая передач Дэу Ланос, замена втулок переключения передач КПП

  • Перемещаем шток выбора передач до тех пор, пока штифт не войдет в отверстие до упора.
  • Затягиваем хомут на соединении кулисы и вала рычага КПП.

Все, после несложной регулировки можно добиться эталонного переключения скоростей.