Владельцы ZAZ Vida нередко жалуются, что двигатель периодически отказывается заводиться. При этом стартер издает характерные для хорошего зажигания звуки (есть щелчок втягивающего реле и шелест бендикса). Как понятно, чтобы реанимировать заглохший мотор и заказать нужные запчасти Вида, следует выявить первопричину полной остановки двигателя.
Диагностика неработающего двигателя ЗАЗ Вида – практически 50% всех ремонтных работ. Невозможность запуска двигателя является весьма специфичной неисправностью, над которой даже самым опытным и умелым мастерам иной раз приходится как следует попотеть.
Полная остановка двигателя является симптомом громадного перечня неисправностей:
- Сломался бензонасос
- Сгорела катушка зажигания
- Вышли из строя свечи
- Износились высоковольтные провода
- и пр.
Этот список можно продолжать и продолжать. В данном случае мастера сможет выручить лишь компьютерная диагностика. Кульминацией этого обзора будет видео, на котором мастер наглядно показывает все этапы диагностики неработающего двигателя. Попутно мастер показывает методы устранения выявленных неисправностей.
Компьютерная диагностика ЗАЗ Вида
Благодаря специализированному программному обеспечению можно за считанные минуты выявить конфликты между различными функциональными системами авто. Для этого ЗАЗ Вида располагает специальным диагностическим разъемом. Он находится сразу над педалью тормоза. Место расположения диагностического разъема отмечено на фото ниже.
В некоторых случаях не удается подключиться к автомобильному блоку управления. Отсутствие синхронизации свидетельствует о поломке ЭБУ. Это одна из самых коварных поломок, так как электронный блок управления может выходить из строя по множеству причин, от перегорания микросхем на плате до короткого замыкания проводки.
Если диагностический адаптер не видит блок управления, то первым делом следует проверить плавкий предохранитель, защищающий ЭБУ. Место расположения предохранителя указано на картинке ниже.
Многие мастера делают лишь визуальную проверку предохранителя. В данном случае есть вероятность ошибки, так как место перегорания может быть скрытым. Для диагностики предохранителя рекомендуется пользоваться автомобильным тестером.
Если с плавким предохранителем все нормально, то переключаемся на следующий этап диагностики.
Проверка охранной системы ЗАЗ Вида
Штатная система безопасности ZAZ Vida имеет весьма скромные возможности, это простой центральный замок. Из-за этого практически каждый владелец данного авто монтирует стороннюю систему охраны, с расширенными возможностями. Хорошие системы безопасности способны блокировать работу двигателя, если охранной централи покажется, что есть угроза.
В практике сертифицированных центров по обслуживанию ЗАЗ Вида полно случаев, когда охранная система попросту блокировала ЭБУ. Как раз из-за этого двигатель может и не заводиться.
В данном случае следует проверить реле блокировки охранной системы. Данное реле может быть установлено в любом месте, на усмотрение специалиста по монтажу сигнализации. Но как показывает практика, в большинстве случаев реле блокировки устанавливается за накладкой порога, на водительском месте. Расположение данного реле показано на фото ниже.
Нужно снять реле блокировки и запитать блок управления напрямую. Для этого следует извлечь реле и замкнуть контакты перемычкой. Если двигатель не запустился и в этот раз, то проблема не в охранной системе двигателя.
Проверка массы проводки ЭБУ
Если блок управления не синхронизируется с диагностическим адаптером, это значит, что у ЭБУ имеются проблемы с электропитанием. Первым делом следует провести проверку массы блока управления.
На автомобилях ZAZ Vida первых годов выпуска используется блок управления DELPHI MR-140. В данном ЭБУ применяется так называемый «блуждающий ноль». То есть масса в блоке управления не одна, их больше 3-4 штук. Провода массы расходятся практически во все части автомобиля.
Отсутствующая или слабая масса может стать причиной некорректной работы многих функциональных систем авто. По этой причине следующим шагом диагностики является проверка массы ЭБУ. Если масса отсутствует, а также при слабом сигнале массы, нужно установить, в каком конкретно месте идет обрыв или послабление сигнала.
Классикой жанра является случай, когда со временем ухудшается контакт в точках подключения массы силового агрегата. Особенно важны следующие точки массы:
- От генератора на кузов
- От двигателя на кузов
- От стартера на кузов
Опытные специалисты стараются поддерживать данные соединения в идеальном состоянии. Если же массы подвергнуты окислению, а также при наличии на соединениях краски, слабая масса подвергается многочисленным сбоям.
Автор видеоролика, который выложен в конце страницы, рекомендует сделать заземление блока управление отдельным проводом. Стоит заметить, что этот фокус прокатывает со многими ЭБУ, но не с MR-140. Если заземлить блок управления MR-140 отдельным проводом на кузов, то ЭБУ может быстро сгореть.
Современные модификации ЗАЗ Вида используют блок управления от Gionix. Такое ЭБУ вполне можно попробовать заземлить напрямую, отдельным проводом.
Как показывает практика, проблемы с массой блока управления MR-140 связаны с выгоранием контактных дорожек на печатной плате. В данном случае вернуть работоспособность двигателя поможет только полная замена старого ЭБУ на новый аналог. Разумеется, приобретение нового блока управления может хорошо ударить по карману. За оригинальный ЭБУ производства General Motors с мастера возьмут в районе $80-100.
Альтернативные методы ремонта неработающего двигателя
Бывает и такое, когда мотор ЗАЗ Вида не подает признаков жизни, но при этом питание на блок управление подходит. В таких случаях нужно первым делом проверить работоспособность катушки зажигания. Если с катушкой все в порядке, следует проконтролировать работу топливного насоса.
Проверку бензонасоса нужно начинать с осмотра плавкого предохранителя и реле. Часты случаи, когда двигатель не может завестись из-за неработающего реле топливного насоса. Проверить реле несложно. При запуске мотора нужно прислушаться к реле бензонасоса. Если оно щелкает, значит реле работает исправно. Расположение реле топливного насоса отмечено на картинке ниже.
Водителю нужно быть готовым и к тому, что само реле будет исправным. Нередко ломается сам разъем на блоке управления. Контакты ЭБУ склонны к деформации. Если контакт сильно отогнулся, то нормально работать цепь, обслуживаемая реле, не будет.