Автомобиль ZAZ Vida превосходно совместим с газобаллонным оборудованием. По статистике, каждый 3-й владелец данного авто ездит на газовом топливе, используя ГБО-4 или ГБО-5. Разумеется, ничто не вечно. Рано или поздно элементы газобаллонного оборудования Вида потребуют сервисного обслуживания. Наиболее требовательны к сервису, конечно же, форсунки газового топлива.
Это интересно! Автомобиль ЗАЗ Вида имеет модификацию с предустановленным ГБО 4-го поколения. В качестве оригинала используются газовые форсунки итальянского производства Zavoli Pan-Jet.
Время от времени форсунки нуждаются в чистке и калибровке. Забитые форсунки заметно увеличивают время впрыска топлива, что снижает эффективность работы силового агрегата. Из-за забитых форсунок могут наблюдаться следующие проблемы:
- Плавают обороты двигателя
- Наблюдается перерасход топлива
- Заметно снизилась тяговая мощность
Каналы забитых форсунок отмачивают в растворителе, а затем чистят специальным шомполом. Разумеется, если хорошие дорогостоящие форсунки имеет смысл чистить и калибровать хотя бы 3-4 раза, то дешевую китайскую штамповку обычно просто меняют на новые аналоги.
В конце страницы выложен видеоролик, автор которого подробно показывает процесс замены старых форсунок на новые.
Диагностика газовых форсунок ЗАЗ Вида
Следует сразу отметить, что вмешиваться в работу газовых форсунок нужно лишь после полноценной тщательной диагностики ГБО. Дело в том, что к нестабильной работе мотора ZAZ Vida могут вести множество различных неисправностей:
- Забит фильтр
- Сбились настройки ЭБУ
- Наблюдается подсос воздуха
- и пр.
Проблемную работу форсунок можно выявить в ходе программной диагностики. Обычно на некорректную работу форсунок намекает увеличенное время впрыска топлива. Конечно, на данный параметр оказывают влияние и другие факторы: степень износа фильтра, техсостояние топливопровода, работоспособность бензонасоса и т.д.
Точно диагностировать неисправность топливных форсунок можно лишь после демонтажа и проверки форсунок на испытательном стенде. Если нет стенда, то мастерам приходится проверять каждую форсунку отдельно.
Если проверка показала, что имеются проблемы с каким-то из форсунок, то необходимо экстренно решать данную проблему. Как было сказано выше, дешевые форсунки, а также сильно старые, которые уже чистились/калибровались 3-4 раза, лучше всего просто поменять на новые аналоги.
Газовые форсунки меняются по следующей схеме.
Как заменить газовые форсунки ЗАЗ Вида
Форсунки газобаллонного оборудования обычно монтируются в самом легкодоступном месте подкапотного пространства. Как правило, форсунки крепятся на специальном держателе, который является составной частью топливопровода. Сам держатель фиксируется над впускным коллектором. Чем ближе форсунки находятся к коллектору, тем меньшую поправку делает ЭБУ на длину шлангов.
Обратите внимание, старые форсунки рекомендуется менять вместе со старыми шлангами газопровода. К новым шлангам нужно будет подобрать и новые хомуты.
- Глушим мотор ЗАЗ Вида, открываем капот и обесточиваем бортовую электросеть. Для отключения питания нужно просто откинуть минус от АКБ.
- Отсоединяем держатель газовых форсунок. Держатель обычно представлен в виде рейки, на которой фиксируются форсунки. Чаще всего держатель фиксируется обыкновенными пластиковыми хомутами-стяжками. На этом этапе нужно просто срезать кусачками стяжки.
- Отсоединяем от форсунок проводные колодки. На каждой из колодок имеется фиксатор.
Читайте интересное: Замена гофры глушителя.
Чтобы отсоединить колодку, нужно нажать на фиксатор.
- Отсоединяем шланги от впускного коллектора до MAP-сенсора. Обычно шланги фиксируются самозатягивающимися металлическими хомутами. Для ослабления подобного хомута нужно сжать его усики плоскогубцами.
- Извлекаем из крепежной рейки старые форсунки.
- Ставим на место старых форсунок новые аналоги.
- Подсоединяем к рейке и форсункам новые шланги. Новые шланги следует прижимать новыми хомутами. Обратите внимание, шланг от рейки к MAP-сенсору должен соответствовать по диаметру шлангу от MAP-сенсора к фильтру и редуктору. Недопустимо, чтобы на различных участках топливной магистрали (от газового редуктора к форсункам) использовались шланги различного диаметра.
Специалисты по обслуживанию ZAZ Vida настоятельно рекомендуют крепить держатель форсунок как можно более жестче. Как понятно, этого сложно добиться при использовании пластиковых стяжек. По этой причине многие мастера устанавливают вспомогательные кронштейны. Наилучшим местом для фиксации кронштейнов являются шпильки впускного коллектора.
Для крепления держателя форсунок необходимо 2 кронштейна. Расстояние между кронштейнами должно соответствовать длине держателя форсунок. Пример расположения кронштейнов можно посмотреть на фото ниже.
- Выкручиваем 2 гайки впускного коллектора. Нужно выбрать те гайки, расстояние между которыми соответствует длине держателя форсунок. Гайки впускного коллектора могут откручиваться с некоторыми затруднениями. По этой причине рекомендуется предварительно обработать выбранные гайки проникающей смазкой WD-40.
- Накидываем на шпильки кронштейны и притягиваем их гайками.
- Если того требует ситуация, выгибаем кронштейны таким образом, чтобы форсунки располагались вертикально.
- Фиксируем держатель с новыми форсунками на кронштейнах.
- Подключаем шланги и проводные колодки.
Все, можно приступать к пробному запуску двигателя и диагностике новых форсунок.
Дополнительная информация
Обзор будет неполным, если хотя бы вкратце не рассказать о преимуществах ЗАЗ Вида с газобаллонным оборудованием. Как было сказано выше, в перечне официальных заводских модификаций ZAZ Vida встречается вариант с ГБО-4. Основу газобаллонного оборудования данной модификации составляют комплектующие итальянской фирмы BRC.
Специально для ЗАЗ Вида с ГБО был разработан 2-топливный ЭБУ. Разработкой электронного блока управления занималась фирма Gionix. В качестве топливных форсунок использовано решение от Zavoli (Pan-Jet). Фильтрующим элементом выступает фильтр паровой фракции производства Certools.
При наличие специального сервисного ключа можно легко и быстро регулировать рабочие параметры форсунок без необходимости их демонтажа.
Главным преимуществом заводского ГБО является использование 2-топливного ЭБУ. Единый блок управления позволяет добиться от впускного тракта полного послушания и высочайшей точности работы. Фирменный блок управления Gionix способен автоматически определять тип газового топлива, что в свою очередь позволяет корректировать пропорции топливо-воздушной смеси.
Касательно расхода газового топлива, ЗАЗ Вида в модификации с двигателем 1,5 литра расходует в смешанном цикле около 8,7 (л) на каждые 100 (км). Бензина расходуется около 8 (л) на 100 (км). С учетом разницы цены на газ и бензин использование ГБО позволяет практически на 50% урезать финансовые затраты, которые обычно уходят на заправку бензобака.
Больше статей здесь: Совет.