Вентилируемы дисковый тормоз, мосты от «Газона» и другие особенности раннего ЗИС-151

Грузовик повышенной проходимости ЗИС-151 в особом представлении наверное не нуждается. Это был настоящий первопроходец, проложивший путь отечественным вездеходам с тремя ведущими мостами, в которых уже были исправлены все проблемные места и недочёты, собранные «Утюгом».

Вентилируемы дисковый тормоз, мосты от «Газона» и другие особенности раннего ЗИС-151 - Совет

Собственно, так его прозвали из-за того, что застревал на весеннем бездорожье и на заболоченных участках, и без дополнительной помощи выбраться из грязевой ловушки, как правило, не мог.



Проблема была выявлена еще в ходе испытаний, и её решение было очень простым – конструкторы предлагали вариант односкатной ошиновки задних мостов, такая машина бездорожье проходила уверенней, показала лучшие результаты. Но военные, главные заказчики ЗИС-151, настояли на двускатных колёсах. Их логика была простая – если одно колесо спускало в ответственный момент, оставалось второе.

Вентилируемы дисковый тормоз, мосты от «Газона» и другие особенности раннего ЗИС-151 - Совет

Ранние ЗИС-151 имели ряд любопытных технических решений, о которых мало кто знает. Дисковый тормоз на этом грузовике для меня стал настоящим открытием. Только это был «ручник» - трансмиссионный тормоз, который блокировал задний мост. Вот как выглядит эта конструкция.

Вентилируемы дисковый тормоз, мосты от «Газона» и другие особенности раннего ЗИС-151 - Совет

Мне не совсем понятно, зачем тут нужен вентилируемый диск.

Читайте интересное: Сотрудник ДПС "тормозит" ночью: юристы советуют соблюдать 3 важных правила.

Возможно, на случай отказа основной пневматической тормозной системы, она здесь еще одноконтурная, именно этот тормоз использовался в качестве резервного и сильно при этом грелся?

Как бы там ни было, диск ставился только на ранних ЗИС-151, в середине пятидесятых уже появился привычный барабанный трансмиссионный «ручник».

Раз уж речь зашла о тормозах, то стоит взглянуть и на компрессор, тут клапаны открытого типа, их тоже надо было постоянно смазывать.



Вентилируемы дисковый тормоз, мосты от «Газона» и другие особенности раннего ЗИС-151 - Совет

Мосты «Утюгу» достались от ГАЗ-63, поэтому здесь сложная трансмиссия с пятью карданными валами. Средний мост не проходной, как это обычно бывает, поэтому на каждый мост идет свой привод.

Вентилируемы дисковый тормоз, мосты от «Газона» и другие особенности раннего ЗИС-151 - Совет

В теории такая конструкция увеличивает живучесть машины, ведь даже в случае выхода из строя редукторов переднего и среднего моста, можно было продолжить движение. На практике вся эта конструкция увеличивала общий вес и требовала постоянного обслуживания.

Вентилируемы дисковый тормоз, мосты от «Газона» и другие особенности раннего ЗИС-151 - Совет

Сцепление двухдисковое, коробка уже была пятиступенчатой, но к выбору нужной скорости там надо было привыкать. Родная кабина, к сожалению, здесь не сохранилась, стоит уже более поздняя, от ЗИЛ-164. А может и к счастью, ведь у ЗИС-151 не было даже отопителя.

Вентилируемы дисковый тормоз, мосты от «Газона» и другие особенности раннего ЗИС-151 - Совет

Впрочем, на этой машине вряд ли он кому понадобиться, своё старикан давно отработал, теперь он выставочный экспонат. Кстати, вот еще любопытный момент – приборная панель в американском стиле.

Вентилируемы дисковый тормоз, мосты от «Газона» и другие особенности раннего ЗИС-151 - Совет

На мой взгляд, она шикарно выглядит, жаль, что от неё вскоре отказались в угоду унификации.

Вентилируемы дисковый тормоз, мосты от «Газона» и другие особенности раннего ЗИС-151 - Совет

Этот грузовик не стал эталоном проходимости и надёжности, но благодаря работе над ошибками, проведенной в ходе выпуска этой машины, появился поистине легендарный «Колун», ЗИЛ-157, выпускавшийся до начала девяностых. Видео про него - здесь

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот сайт и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.

Больше статей здесь: Совет.



Источник статьи: Вентилируемы дисковый тормоз, мосты от «Газона» и другие особенности раннего ЗИС-151.



Поделись!