Музей гона | От Николая ii до Путина: все автомобили первых лиц государства

На территории ВДНХ в Москве есть павильон гаража особого назначения (ГОН), где собрана уникальная коллекция автомобилей первых лиц нашей страны от Николая II до В.В.Путина.

Об этом музее мы узнали совершенно случайно. Во время прогулки по выставочному комплексу увидели деревянный макет президентского лимузина AURUS и решили заглянуть внутрь музея.

Гараж особого назначения

#Музей находится в недавно построенном павильоне №54 под названием: #Гараж особого назначения . Я даже подумал, что это не музей, а какой-то правительственный режимный объект. Потянув за дверь, это все-таки оказался музей.

Музей – это часть подразделения гаража особого назначения Федеральной службы охраны Российской Федерации, который 1 января 2021 года отпраздновал свое 100-летие. За свою историю ГОН собирал уникальные автомобили всех глав нашей страны. И вот теперь открыл двери для всех желающих, чтобы мы могли своими глазами увидеть эти уникальные автомобили.

Режим работы и стоимость билета

Вход в музей платный и цена совсем не бюджетная В будние дни за взрослого попросят 450 рублей, а в выходные 600 рублей. Но существует много льгот, с которыми можно познакомиться на сайте #ВДНХ

Режим работы:
пн: выходной, вт-чт: 11:00 – 20:00, пт-вс 11:00 – 21:00

Прототип "Ауруса"

Возле касс совершенно бесплатно можно посмотреть на самый первый ходовой прототип Ауруса, который был представлен Путину в 2014 году, как концепция облика будущего представительского лимузина.

Так как бренд "Аурус" к этому времени еще не существовал, то на капоте вместо автомобильного логотипа установлен герб России

Завод имени Сталина (ЗИС)

ЗИС внес огромный вклад в развитие собственного автомобилестроения для первых лиц страны. Возле центрального холла воссоздали цех сборки представительских лимузинов на заводе ЗИС.

Все выглядит очень современно и с помощью голограмм нам рассказывают историю этого цеха с демонстрацией основных этапов производства.

Автомобильная тематика преследует даже в yбоpных. Над зеркалом, кстати, единственная деталь от родных для меня Жигулей. Больше во всем музее о тольяттинских автомобилях ничего не скажут и не покажут.

Робот-бариста

Перед входом в платную часть музея робот-бариста, предложит за 100 рублей вам сделать кофе. Не видитесь, так как в музей с напитками не пускают. Лучше дегустацию кофе отложить на конец экскурсии

Кортеж

Покупаем билет и по стрелкам на полу отправляемся изучать залы музея

Чтобы не было скучно перемещаться между залами, по дороге устанавливают небольшие тематические экспозиции из жизни ГОНа. Вот президентский кортеж времен Брежнева.

Президентский полк

Далее витрина, посвященная кремлевскому полку. Есть много интересных деталей, например, автографы первых лиц страны, а также их меню и подарочный сервис

Становится темнее, а это значит, что мы приближаемся к первому залу. Забавно, что слева цифровые картины, на которых изображена древняя Русь с деревянным колесом, как бы напекая, что в то время автомобилей еще не было, а были только кареты

Первый зал

Заходим в первую комнату и перед нами предстает модельный ряд эпохи от Николая II до Брежнева. Сверху висит символика периода, к которому относится конкретный автомобиль.

Автомобиль Николая II

Автомобильная #история для первых лиц нашей страны началась с князя Орлова, который хотел популяризовать автомобилизм в России. С его подачи Придворное министерство в 1908 году закупает у французского автомобильного ателье "Делоне-Бельвиль" – два автомобиля Delaunay-Belleville 70CV. Причем версия лимузин стала самой дорогой в мире. Николаю II понравились автомобили, и он активно на них перемещался в качесnве пассажира до наступления Первой мировой войны.

К сожалению, царские автомобили до наших дней не сохранились. После революции один был тайно вывезен в Финляндию и переделан под автобус. На втором автомобиле катался Троцкий, пока французская машина окончательно не сломалась. Из-за отсутствия сервиса и запасных частей автомобиль был списан в утиль в 1928 году.

По этим причинам на экспозиции в музее представлена точная копия автомобиля императора.

У каждого автомобиля стоят большие планшеты, на которых можно прочитать историю появления авто в гараже ГОНа и познакомиться с его основными техническими характеристиками

Рядом мундир Николая II

Автомобиль Ленина

Думаете со сменой власти в стране первые лица государства пересели на бюджетные автомобили? Не тут-то было!

Все началось с Ленина, который, покатавшись на автопарке Романовых, влюбился в британские автомобили Роллс-Ройс. По указу Ленина в самый разгар гражданской войны было дано поручение заказать и доставить из Великобритании партию "Роллсов" для первых лиц молодой Страны Советов. Ленину полагался самый мощный 73-сильный вариант с удлиненной базой, обслуживавший его до самой смерти. Как раз этот автомобиль и представлен в музее

Мундир первого Советского вождя

Автомобили Сталина

Иосиф Сталин , придя к власти, также продолжил традицию премиального автопарка. Однако ленинские Роллс-Ройсы не нравились Сталину. Ему по душе были американские автомобили. Именно с подачи Сталина в страну стали массово ввозиться американские автомобили таких марок, как "Бьюик", "Паккард", "Кадиллак" и "Линкольн". Себе #Сталин выбрал самый современный из Паккардов, 8-цилиндровый Packard 533.

Packard Twin Six

Узнав о любви Сталина к американскому Паккарду, американский посол передал эту информацию президенту США Франклину Рузвельту. И президент США подарил Сталину бронированный лимузин Packard Twelve, на котором Советский вождь совершил многие путешествия: был на конференциях стран антигитлеровской коалиции, а также лично смотрел из окон Packard Twelve на поврежденный в 1945 году Берлин.

ЗИС-101

Однажды Сталин сказал, что использование советской элитой машин зарубежного производства является плохим примером для жителей страны, и подрывает престиж молодой советской страны.

От себя добавлю, что появление "элитных автомобилей у властей" в коммунистической стране – дурной пример для народа, где совсем недавно свергли царя. Люди, наверное, задавались вопросом: А в чем разница между царем и партийной элитой? Роскошь за счет государства все любят одинаково

Сталин сказал и в стране начали искать завод, способный создать отечественный автомобиль для элиты, который и в чем не будет уступать моделям зарубежного производства. После неудачных попыток ленинградского завода "Красный Путиловец", эстафетная палочка была передана столичному ЗИСу, который создал автомобиль ЗИС-101.

Сталин одобрил производство, но продолжил ездить на американском "Паккарде", зато на ЗИС-101 пересело с иномарок все среднее звено партийной элиты.

ЗИС-110

Во время Великой отечественной войны ЗИСу снова поручили разработать автомобиль для Сталина. На этот раз конструктора поступили более обдуманно и в качестве прототипа взяли сталинский "Паккард". Результатом работ послужило появление лимузина ЗИС-110 в 1944 году

ЗИС-115

Для Сталина на базе ЗИС-110 подготовили спецверсию ЗИС-115. Это был шестиместный автомобиль со скрытой броней. На радость советским конструкторам с 1947 года Сталин стал использовать ЗИС-115 для служебных поездок. Но в личных поездках продолжал передвигаться только на американском "Паккарде".

Обзор сталинских автомобилей заканчиваем осмотром мундира Сталина. Почему-то на этом история мундиров закончилась

Коллекция миниатюрных моделей

Делаем небольшую паузу и заходим комнату, где собрана уникальная коллекция миниатюрных моделей для первых лиц со всего мира

Коллекция ооочень большая. Скорее всего она исправно пополняется во время международных визитов. Вот, например, французский генерал Шарль Де Голль кого-то приветствует

В центре зала даже есть путинский кортеж с Аурусами

Почти у каждой машинки есть фигурка с главой страны. Пожалуй, самая яркая из всех моделька с Хрущевым. Собственно об его автомобилях продолжу рассказ

Автомобили Хрущева

После Сталина к власти пришел Хрущев.

Обратите внимание: Гараж особого назначения. На чем ездили первые лица государства.

Новый генсек тоже любил американские автомобили, но придя к власти хотел максимально отличаться от Сталина во всем. Поэтому был выбран курс на отечественный автопром

ЗИС-110Б

Никита Сергеевич отказался от бронированного сталинского лимузина ЗИС-115, предпочтя кабриолет ЗИС-110Б. По мнению Хрущева, руководителям СССР не пристало прятаться от собственного народа.

Хрущев, пожалуй, единственный руководитель страны, который старался в автомобильном вопросе быть ближе к народу. Ведь на ЗИС-110 ездили обычные граждане в такси. Сегодня путинский AURUS сложно представить на службе в Яндекс.Такси, а тогда можно было

ГАЗ "Победа"

На экспозиции появляется второй отечественный бренд – ГАЗ. Многие узнали этот народный автомобиль того времени – ГАЗ "Победа".

И сразу сказу отвечу на ваш вопрос – Нет, Хрущев не на столько стал близок к народу, что согласился пересесть с ЗИСа на совсем бюджетную "Победу".

ЗИМ (ГАЗ-12)

"Победа" стоит в этом зале для того, чтобы вы могли ее сравнить с автомобилем ЗИМ (ГАЗ-12). В 1950-х конструктора горьковского завода сделали невозможное – из народной "Победы" за короткий срок получили 6-местный лимузин ЗИМ (ГАЗ-12).

Именно при Хрущеве все партийное высшее звено пересело на этот автомобиль. Так в гараже ГОНа появился новый отечественный бренд.

ЗИЛ-111А "Москва"

В 1950-х правительственный ЗИС-110 стал считаться устаревшим и на его смену пришел ЗИЛ-111. Новый автомобиль был очень внешне схож с горьковской ГАЗ-13 "Чайкой". Все из-за того, что ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 рисовал один и тот же дизайнер Лев Еремеев, а привлекли его к ЗИЛу по причине того, что столичные дизайнеры не смогли нарисовать автомобиль, который удовлетворил бы экспертную комиссию.

Но главная особенность ЗИЛ-111 была в том, что автомобиль больше не копировал какой-либо конкретный зарубежный, как было с предыдущими ЗИЛами, а ЗИЛ-111 являлся оригинальным произведением советских конструкторов.

ЗИЛ-111Д

На базе ЗИЛ-111 построено несколько открытых парадных фаэтонов, получивших индекс ЗИЛ-111Д. За все время было собрано всего 8 таких автомобилей и до прошлого года часть моделей активно использовалось на парадах Победы.

Микроавтобус "Юность"

Среди правительственных лимузинов неожиданно появляется бело-синий микроавтобус "Юность". В 1950-х завод ЗИЛ массово сокращал сотрудников и чтобы хоть какую-нибудь долю конструкторов оставить – инженеры ЗИЛа убедили Хрущева инвестировать средства в проект комфортабельного микроавтобуса на платформе ЗИЛ-111.

Так появился микроавтобус "Юность", который стал использоваться только в 1980-х. Во времена Горбачева появилась мода путешествий по регионам и в микроавтобусе размещалась охрана президента. С приходом к власти Ельцина микроавтобусы еще использовались какое-то время, но в итоге были заменены на американский Шевроле.

Автомобили Брежнева

Вот мы и подошли к автомобилям Брежнева. Я ожидал, что в музее будет воссоздана хотя бы часть из его коллекции в 68 автомобилей, но к моему разочарованию здесь представлены только служебные #автомобили

ГАЗ-13 "Чайка"

Схожесть ГАЗ-13 и ЗИЛ-111 сыграла злую шутку для ЗИЛа. Благодаря столичной модели все узнали о его горьковском близнеце и при подробном изучении отмечали, что ГАЗ-13 "Чайка" намного современнее. Поэтому #Брежнев в 1966 году сменил ЗИЛ на ГАЗ. Так горьковский завод ненадолго стал номером один в гонке представительских лимузинов.

Второй зал

Все автомобили брежневской эпохи не поместились в одном зале, поэтому перемещаемся по темному коридору во второй зал, где продолжается экспозиция

ГАЗ-24-95 4x4 "Волга"

Из личной коллекции Брежнева в музее представлена необычная "Волга" с полным приводом. Всего было мелкосерийно собрано 5 таких автомобилей. Один из них был подарен Брежневу для поездок на охоту по его охотничьим угодьям в Завидово.

Автомобиль создали конструктора ГАЗа, используя кузов от Волги и рамную часть от УАЗа-469

ЗИЛ-114

В 1960-х возрастает конкуренция между ЗИЛом и ГАЗом за автопарк высшего звена партии. Зная любовь Брежнева к быстрой скорости, зиловские конструктора в конкуренцию "Чайки" подготовили быстрый, маневренный седан ЗИЛ-114, способный разгоняться до 200 км\ч. Новинка понравилась партийной верхушки, и ЗИЛ вернул себе лидерство в представительских автомобилях.

Для высшего партийного звена предназначался седан ЗИЛ-114. Чуть позже на базе ЗИЛа-114 появился лимузин для Брежнева с индексом ЗИЛ-117.

Автомобиль Андропова и Горбачева

После ухода Брежнева новые генсеки партии вполне спокойно относились к автомобилям. Можно сказать, что они ездили на том, что давали.

ЗИС-41047

Достаточно планово в 1980-х заменяется брежневский ЗИЛ-117 на ЗИЛ-41045. Из новых опций модель 41045 получила постоянную спутниковую связь. Этот автомобиль в служебных целях использовал Андропов.

Спустя 3 года после презентации ЗИЛ-41045 выходит его модификация под индексом ЗИЛ-41047. Каких-то революционных изменений не было – лишь косметические доработки. Впрочем Горбачев и не требовал какого-либо шика, как это делали предшественники.

ЗИЛ-41047 стал последней моделью от отечественного завода ЗИЛ. Со временем исчезнет легендарный завод, а на его месте появится обычный жилой квартал.

Автомобили Ельцина

С распадом СССР открылись границы и в страну хлынули иномарки. Использовать "отечественное" стало не модным. Эту тенденцию поддержали и в Кремле, сменив ЗИЛы на немецкие Мерседесы.

Mercedes S600 Pullman Guard

После распада союза Кремль продолжал использовать ЗИЛы для высшего руководства власти. Со временем ЗИЛы устарели, а денег на их модернизацию никто не хотел давать. В этот момент министр обороны порекомендовал Ельцину обратить внимание на более продвинутые Мерседесы. По случайному совпадению в 1995 году "Мерседес" представил всему миру бронированный лимузин "Пульман". Со стартом серийного производства этой модели Кремль закупает "Пульманы" для Ельцина и S-класс для высшего звена власти.

На долгие 24 года "Мерседес" становится основным поставщиком автомобилей для Кремля. Разные модификации президентского "Пульмана" использовались всеми президентами России

Mercedes-Benz G500 (W463)

Ельцин любил охоту и рыбалку. Для этих целей #ГОН попросил Мерседес подготовить специальную модификацию. Немцы в ответ предложили зеленый Гелендваген со всем необходимым оборудованием, с которым можно смело лезть в любое бездорожье.

Мне этот автомобиль чем-то концептуально напомнил брежневскую Волгу с полным приводом.

Автомобиль Путина

Путин по наследству от Ельцина получил немецкий "Пульман". Мерседес на протяжении 12 лет служил Путину, пока Владимир Владимирович, словно Сталин много лет назад, не заявил, что настало время продемонстрировать всему миру самодостаточность России и в автомобилестроении. Так появился появился первый российский лимузин представительского класса.

Aurus Senat

5 лет понадобилось конструкторам НАМИ на создание целой платформы автомобилей представительского класса под названием AURUS. И это не только президентский лимузин. На унифицированной платформе могут собирать обычный седан, минивэн и кабриолет, который теперь будет участвовать вместо ЗИЛов-111Д на парадах Победы.

В музее под #AURUS выделено целых 2 зала. В первом представлен весь модельный ряд с показом всех значимых узлов автомобиля, а во втором зале воспроизвели все этапы производства представительского лимузина. Ниже по ссылке подробная статья про эти залы:

🚗Ссылка на статью: "Аурус" Путина | Где посмотреть самому в Москве: модификации, производство, двигатель и электрокомпоненты

Подписывайтесь на канал и хештег #manikol.путешествия чтобы не пропустить новые статьи об интересных местах нашей необъятной страны

Еще статьи от автора:

🚗Ссылка на статью: Музей УАЗа | История от ЗИСа до Патриота, Рейсталинг "Хантера" и "Буханки", Уникальные концепты и прототипы

🚗Ссылка на статью: Музей АВТОВАЗа | Калина Путина, автомобиль для Ельцина и другие экспонаты

Больше интересных статей здесь: Совет.

Источник статьи: Музей гона | От Николая ii до Путина: все автомобили первых лиц государства.