Продолжаем виртуальную экскурсию открытого совсем недавно на ВДНХ музея ГОН или Гаража особого назначения. Наверное одиним из самых интересных автомобилей на выставке можно считать правительственный лимузин ЗИЛ 111А.
Необычна история его создания, и последующая жизнь. Дело все в том, что 111-й дал жизнь сразу нескольким машинам. Так мотор от этого лимузина стал основным силовым агрегатом для самого продаваемого грузовика ЗИЛ 130. Так же на его базе построили первый отечественный микроавтобус Юность. Более подробно об этих машинах вы сможете прочитать на моем сайте сайт, вот ссылка -
https://zen.yandex.ru/media/id/5ac20627610493acb72fa0f8/pochemu-stalin-tak-liubil-amerikanskie-packard-a-hruscev-kabriolety-vse-modeli-iz-garaja-osobogo-naznacheniia-chast-1-611d014fbeefb97b0cda316f
ЗИЛ 111АНо вернемся к модели ЗИЛ 111. Работы по созданию этой машины были запланированы еще в сороковом году. Однако помешала война. И правительственный заказ на новинку поступил лишь в 1954. А вот разработкой кузова занялись художники, тогда именно так называли дизайнеров, со смежного предприятия ГАЗ. Нарисовал 111-й художник-конструктор Лев Еремеев. Который незадолго до этого представил уникальный по дизайну лимузин ГАЗ 13 Чайка. Может быть именно поэтому машины получились столь похожими. Но тем не менее. Московская машина стала эталонной. Без нее редко обходились отечественные и зарубежные выставки. Это был первый советский автомобиль с "автоматом" и мотором мощностью в 200 лошадиных сил и кондиционером.
Конечно же на базе ЗИЛ 111 были разработаны и открытая версия, она получила индекс 111 В и даже редчайшая версия для Африки 111 Т. В 1962 был проведен рестайлинг модели. Машина получила серьезно доработанный кузов и новый индекс ЗИЛ 111 "Г" и "Д"лимузин и кабриолет, соотвественно.
ЗИЛ 111 ДКогда в 1964 году Никиту Хрущева сместили с занимаемой должности в Кремле появился новый хозяин, Леонид Брежнев. И конечно же он не захотел ездить на машине предшественника. Уже через два года ему показали принципиально новый лимузин получивший индекс ЗИЛ 114. Восьмицилиндровый мотор, хоть и остался прежним, тем не менее он значительно прибавил в мощности. Теперь его отдача равнялась 300 лошадиным силам. Блок цилиндров стал алюминиевым, а объем повысился до 7 литров. Забавно, но назвать этот автомобиль полностью отечественным нельзя. Так дисковые тормоза поставлялись английской компанией Girling. Фары головного света приходили из Америки General Electric. А позднее использовалась оптика Bosch и Сibie. Проивотуманки поставлялись фирмой Hella. Атермальные стекла приходили из Бельгии.
ЗИЛ 114Интересный факт, силовой агрегат использовавшийся фактически в моделях ЗИЛ менялся лишь отчасти. Главной его бедой была склонность к перегреву.
Обратите внимание: Богатство или нет? Часть 1..
Но эта особенность нивелировалась огромными скоростями на которых двигались кортежи глав страны. ЗИЛ 117Появление же короткобазной версии ЗИЛ 117 было обусловлено несколькими причинами. Руководство московского завода пыталось снизить себестоимость продукции. Но учитывая тот факт, что в год производилось не более 20 машин, то заводчане решили снизать затраты за счет производства других моделей. Поэтому они всеми силами протаскивали автобус Юность или ЗИЛ 118 и конечно же обосновали появление 117 седана. Он был необходим как машина сопровождения. Кстати впервые в истории отечественного автомобилестроения в ЗИЛ 117 была применена раздельна система вентиляции салона. Увы, чуда не случилось и значительно нарастить количество произведенных моделей Зиловцам так и не удалось. За 18 лет жизни на ЗИЛе собрали менее 200 экземпляров семейства ЗИЛ 114/117.
ГАЗ 24 - 95 ВолгаЕсть в коллекции ГОНа и полноприводная Волга ГАЗ 24 - 95. Клиренс у этого автомобиля составолял солидные 205 мм. Мотор стоял стандартный ЗМЗ модностью в 95 сил. А вот трансмиссия была позаимствована от УАЗ 469. Всего было выпущено пять экземпляров автомобилей. Один стоял в охотничьем хозяйстве Брежнева в Завидово.
ЗИЛ 4104Модель 4104 начала выпускаться в 1978 году. Приемочные испытания он проходил еще как ЗИЛ 115 однако после изменения системы индексов ему присвоили имя 4104. Это был последний автомобиль на котором передвигался генсек Леонид Брежнев. Мощность мотора доведена до 315 лошадиных сил. На его базе выпускался и бронированный вариант 41051. Однако самой интересной машиной стала производившаяся всего три года модификация 41045. Внешне этот броневик не отличался от своих собратьев. Однако у него была иная оптика. На этом лимузине ездил новый генеральный секретарь Юрий Андропов.
ЗИЛ 41045А вот модификация ЗИЛ 41048 была сделана уже для Константина Черненко. Она оснащалась не просто кондиционером, а самым настоящим многозонным климат контролем. Задние сидения имели электропривод.
ЗИЛ 41047А вот последними автомобилями семейства лимузинов ЗИЛ можно считать модификацию 41047. На этом автомобиле мне предложили поездить на полигоне ФСБ несколько лет назад. Главной отличительной особенностью всех машинную было то, что сторонний человек попросту не смог бы завести мотор у этой машины. Как сказали мне сотрудники ГОНа если у тебя его угонят, то это будут наши. На этой машине ездили последний генеральный секретарь СССР Михаил Горбачев и первый президент России Борис Ельцин. Последний отказался от его использования вовсе не потому, что хотел ездить на Mercedes. А по причине огромного роста и больной спины. Кстати в ГОНе есть первый Mercedes w140, это обычный седан с плюшевыми сидениями, даже задние стекла у него не имели электростеклоподъемников.
Mercedes Pullmann Limusin Guard W140Потом на долгие годы автомобилями президента страны стали именно Mercedes Pullmann Limusin Guard. А в 2018 в ГОН поступили автомобили Aurus. Впрочем это уже другая история.
Выражаю благодарность музею ГОН в Москве.
Mercedes Pullmann Limusin Guard W220Больше интересных статей здесь: Совет.
Источник статьи: Все автомобили Брежнева, Андропова и Горбачева на выставке Гаража особого назначения. Часть 2.