Прошлый год не был легким для автопрома в России - кризис задел практически всех производителей. Некоторые даже объявили об уходе с нашего рынка, как например недавний бестселлер - Honda. Форд и вовсе распродал последние остатки и ушел, бросив завод... Авторынок не то место, где спасают прошлые заслуги, и у него есть своя логика. Подвинуть конкурентов спешат и корейцы и даже "картонно-фольгированные" китайцы. Поэтому недавнему царю горы - автору таких казалось бы вечно зеленых хитов, как HRV, CRV, Accord и Pilot - пришлось не то что подвинуться, а просто "смотать удочки". При том что хондовцы - двигателисты, как говорят от Бога, а сама марка - любимая машина "сабурбанов" малоэтажных пригородов больших городов по всему миру. Впрочем на рынке полно парадоксов - вот например Субару , что по японски означает созвездие Плеяды, продается до сего дня - хотя уже не один раз эту марку называли следующим кандидатом на выход, не только с нашего рынка, но и совсем из автопрома.
Как говорят - автомобиль не блещет - устаревший дизайн экстерьера и интерерьера, древний да еще и оппозитный двигатель, ломучий и требующий специального сервиса, нелепый вариатор, капризность, дорогие и редкие запчасти, неадекватная цена в автосалоне, низкая ликвидность на вторичке, огромный расход топлива - практически все что можно прочесть про любое авто от этой второстепенной японской марки. Обычно добавляют, что Субару испортилась - вот раньше они были Эгегей! А теперь турбины нет, механики нет, спорта нет, тормозов нет, руля нет, сидушек нет - вообще ничего олдскул нет, а кроме того машина совсем не едет. И в добавок это не внедорожник, а пузотерка ... не считая того, что это больше не спорт - а колымага... Короче сборище недоразумений! Но как известно в мешках бегает быстро не тот, кто быстро бегает, а тот кто быстро бегает в мешках...
Однако ... все это не помешало Субаре продаваться в России с результатом 6 240 автомобилей - а это на минуточку чуть больше, чем Порше и чуть меньше, чем Ландровер... Во как! и в 4 раза ! больше чем Хонда, Джип и Инфинити - или как все они вместе плюс Мини. Значит есть секрет! А уж как марка продается в Америке, Австралии, Канаде и Швейцарии с Израилем и со всякими восточными деспотиями ... как горячие пирожки. А главное - согласно данных потребительских изданий Субарик один из самых долго эксплуатируемых в одних руках автомобилей - среднее значение для Штатов -11 лет у первого владельца. Больше только у Тойоты Хайландер. Самое интересное, что преданность марке тоже одна из самых высоких на авторынке - нынешние владельцы, до этого тоже владели Субару и это их 2-3 машина этого бренда. Если заглянуть в гараж типичного калифорнийца то там обязательно будет субарик, пусть второй- третьей машиной в семью ... но будет. Значит точно есть секрет! Вот я его сейчас и попытаюсь раскрыть.
Итак Субару ... как компания известна с 1917 года и называлась до 1945 года, Накаджима аэркрафт или 中島飛行機株式会社 Накадзима хико:ки кабусики гайся ) — Японская авиастроительная компания, и была известна своими двигателями и самолетами - кто интересовался историей 2WW на Тихом океане, тому название Накаджима известно более чем. Сама контора эту часть своей истории вспоминать не любит - по причине участия военной продукции компании во всех основных этапах мировой войны - коньком компании всегда были звездообразные двигатели для самолетов и скоростных катеров. После второй мировой и американской оккупации Японии - компания была принудительно демилитаризована - и объединена с еще рядом фирм, тогда же она получила свое имя - FHI - Фуджи хеви индастриез, а слово "Субару" лишь брендом и торговой маркой. Первой продукцией обновленной компании были мопеды, потом появился Субару 360 собранный по французским лицензиям - первый субаровский автомобиль, со знаменитым прыгающим зайчиком. Впрочем связь с военными компания не потеряла - она до сего дня выпускает аппартатуру для NASA, комплектации для Боинга и собирает по лицензии военные вертолеты Апач, а так же наладила выпуск разведывательных беспилотников. Так что жаловаться на отсутствие истории и культуры производства в отношении данной марки вряд ли приходится. В неизменном виде компания просуществовала с 50х годов и до кризиса начала 21 века, когда пришла пора изменяться. С миллениума 20% акций компании владел GM, с 2014 -их выкупила Тойота, в результате фирма отказалась от названия FHI, закрыла производство промышленных насосов и генераторов, сосредоточилась на транспорте и переехала в новый офис - и теперь называется Subaru Corporation (яп. 株式会社SUBARU кабусики гайся Субару). Сегодня участие Тойоты составляет 16, 61 % акций. Таким образом Плеяды входят в концерн Тойота, но рядом, а не вместе - сохраняя большую долю независимости. Вместе у них исследовательский центр и КБ в котором они работают над коллаборациями типа BRZ - Supra, и отдельными узлами и механизмами, там же кстати с недавних пор тусуется и BMW ....к слову.
Нельзя говоря о Субару не помянуть о так называемом раллийном ДНК марки. С середины 80х в мире сформировался субкласс автомобилей - т.н. "зажигалки" и "ралийники" рецепт их появления на свет был прост, брали рядовой автомобиль ставили туда более мощный двигатель, обычно турбированный, немного другое сцепление и коробку, с более стойкими к ударам амортизаторами и подвеской , плюс прикручивали на машинку полный привод с муфтой, иногда вставляя внутрь корпуса и "птичью клетку" - силовой каркас, для совсем уж отвязанных гонок, получая в итоге "конька горбунка" на котором гонялись по грязи или асфальту для начала заводской командой, а потом организовывали и специальный чемпионат, к которому потом подключались фанаты. Самая известная гонка - WRC. Обыватель клевал на раллийные успехи и голосовал за фирму долларом, маркой и кроной. До поры до времени это работало. В 80 е был пик популярности разного рода Камел Трофи, Дакара и прочих ралли и приключенческих гонок. Тут хочется вспомнить конкурентов - почившие уже Митцубиси Эволюшн, Судзуки Балено, и еще ряд марок и моделей , среди которых Субару всегда выделялись и особенно в главном ралли планеты -WRC. Машины компании очень ценили и профессиональные ралийщики и любители. Особенно Импрезу. С 1993 по 2003 год какой либо подиум включая WRC редко обходился без сумашедших финнов на имперезах. А потом все закончилось. Субару , как и многие другие японские команды интерес к гонкам потеряла , и в условиях первой волны кризиса миллениума - сосредоточилась просто на выживании, и стало им не до гонок. Суба стала превращаться из спортсмена в бюргера.
Так вот и сформировалась и угасла специфическая слава Субару, как самых лучших "поросят" или машин для разбитых дорог - благодаря участию во всех и всяческих ралли и гонках, которая достаточно долго помогала продавать и просто Субару. Но к середине 00 интерес широкой публики к гонкам окончательно схлынул, "спорт есть спорт, а рельаная жизнь и дорога нечто другое", а вот проблемы автопрома остались - в первую очередь новые экологические и экономические требования, плюс требования по активной и пассивной безопасности транспорта. Кстати интересна история субаровского талисмана - стилизованного поросёнка, изначально он украшал обложку японского мужского журнала и был этаким азиатским аналогом плейбоевского кролика. Данный журнал выступал одно время спонсором заводской команды, однако после расторжения контракта - так полюбился , что стал символом команды , а потом и всего Субару- сообщества.
На волне кризиса каждый из автопроизводителей пошел своим путем, и некоторых этот путь завел в тупик - следует вспомнить судьбу того же Сааба, который кстати одно время через общего акционера ДжиЭМ состоял в коллаборации с Субару, и если вы увидите Импрезу или Форестер с шильдиком SAAB, или Опель Зафиру с бейджиком Субару -это не галлюцинации - такие машины действительно выпускались пару лет для Северной Америки, Великобритании и Японии. Надо сказать, что партнерство с ГМ незадалось для всех кто в нем участвовал, а вот стратегический союз с Тойотой пошел Субару сильно на пользу. Дело в том что FHI всегда были крепким середнячком, со своими идеями, вроде симметричного полного привода и горизонтально оппозитного движка, но для продвижения на глобальных рынках этого мало. Ну а такой всемирный рынок"малым японцам" всегда давался плохо, именно поэтому они во-первых, всегда сосредотачивались на рынке Североной Америки, а во-вторых , вступали в разного рода союзы типа Рено-Ниссан, куда не так давно прибежал и Мицубиси. Глобальные компании облегчают доступ к рынкам и снижают себестоимость за счет общих для холдинга запчастей. Побочником такого союза является исчезновение разнообразия - новый Мицу Отулендер, например, не более чем Ниссан Икстрейл, с другим шильдиком, продукт так называемого "бейдж инжиниринга". С другой стороны: в глобальном мире глобальные правила , кто хочет жить должен им соответствовать ...
Так что в составе Большой Тойоты - Субару финансово чувствует себя неплохо, закрывая для мегакорпорации наряду с Дайхатсу, Лексусом, Хино практически все сегменты автотехники - от покет и микробасов до спорткаров, автобусов и грузовиков, одновременно экономя на запчастях и разработках. При этом для недопущения внутреннего каннибализма - все автобренды в Тойоте разведены и ориентированы на свою целевую аудиторию. В частности Субару по замыслу японских маркетологов позиционируется, как марка выше на ступеньку, чем просто Тойота, но ниже, чем Лексус. Точнее антилексус - премиальный, но функциональный автомобиль без деревянных накладочек на руль. Надо сказать, что для Субару это обернулось не только повышением качества отделки и бортовой электроники, но и не в последнюю очередь повышением цены.
Обратите внимание: Почему НЕЛЬЗЯ доверять объявлениям о продаже автомобилей?.
Так что жалобы тех, кто говорит что Суба подорожала - оправданы, но она не только подорожала, но и стала лучше. Так что простой, честной, дешевой японской зажигалке, какой мы все помним эту марку можно сказать "пока!". Но ... в обмен на участие в Тойота-холдинге субаровцы получили доступ к дешевым деньгам, высоким автотехнологиям, и маркетинговым мощностям автогиганта и надо сказать в итоге - превзошли сами себя.Нынче Субару на внешних для Японии рынках ориентирован на так называемых "Гиков" или технологических маньяков и любителей необычной техники, гаджетов, новых технологий и активного технического спорта - именно на них направлен девиз Субару "Создан инженерами!" максимальная концентрация таких типов это Западное побережье США и Калифорния в особенности, поэтому Субару в Штатах любят, покупают много и эксплуатируют долго. Естественно северо-американский рынок является для Субару приоритетным - все новинки и эксклюзивные модели обычно представлены на нем, а остальной мир рассматривается постольку поскольку. Но надо сказать, что на Российском рынке марка ведет себя достойно - представляя практически большую часть модельного ряда: за исключеним разве, что просто Импрезы и Асцента. Надо сказать, что ребята привыкли играть не по правилам и много лет поставляли машины на Ближний Восток и Израиль, где то одна то другая страна то и дела оказывается под санкциями разной степени тяжести.
Но в первую очередь Субару это "японский автомобиль для Америки". А это целый феномен сформировавшийся еще в 60 е когда, автопроизводители из страны Восходящего Солнца только выходили на рынок Штатов. Такой автомобиль всегда будет соответствовать требованиям и вкусам -ну очень разборчивого, но специфического американского потребителя. И для этого рынка например расход топлива - не критичен, управляемость- хорошо если она будет, а вот качество сборки, сервис, надежность, практичность, неприхотливость и проходимость исключительно важны. Плюс огромное количество ниш, крючочков, три вида фаркопов, пять видов ковриков, и три багажника на крышу, включая тот что со встроенной палаткой. Ну и главное электрорегулировки всего и вся, камеры по кругу, ну и все такое... Что ни говори удобство и ненапряжность американцы любят. Поэтому, кто однажды распробовал Японию собранную для Штатов - тот не променяет ее ни на что на свете, по тому что удобно. А Субару это вот все - в квадрате. Именно поэтому все что делает японская компания приобретается в Штатах на ура ибо местного потребителя японцы изучили досканально. Средний потребитель продукции Плеяд это инженер, программист или иной технарь живущий в отдельном доме в пригороде, любящий шопинг раз в неделю, путешествовать в отпуске и занимающийся активным спортом. Вот для них субаровцы и стараются... Новый девиз марки - "Кроссовер в котором все, как вы любите."
Но гики любят что-то такое разэтакое, их на мякине не проведешь. Итак, что сегодня имеет Субару чего не имеет больше никто на авторынке? Ну во-первых - это оппозитный двигатель, родной брат звездообразных авиамоторов. Хотя наличие такого двигателя понятно не самоцель, но интересных особенностей машине он прибавляет. Цилиндры такого двигателя находятся в горизонтальной плоскости. Такой тип двигателей часто встречается на самолетах, аэролодках, мотоциклах и много лет ставились на автомобили Порше, в том числе знаменитую 9ХХ серию -один из лучших спорткаров всех времен и народов. Характеризуется двигатель меньшей массой и в целом способствует снижению центра тяжести транспортного средства, что благоприятно сказывается на управляемости. Двигатель, который ныне устанавливают на машины отличается от старых движков наличием цепного привода - что подняло его надежность и неприхотливость ( хотя движки от Субару и раньше были весьма неплохи особенно семейство EJ ).
Вместе с тем основной "рабочий" двигатель избавился и от турбины и теперь два основных движка которые ставят Плеяды на свои автомобили это атмосферные 2.0 и 2.5 литра. Мощность у них для России установлена в 150 и 188 лошадей, но на других рынках с них снимают 150-170 и 190- 210 лошадей соответственно - так что сколько лошадей у машины на самом деле остается только догадываться, ибо мощность сегодня опредляется не железом и механикой, а прошивкой электроники. На большой Субарик Асцент ставят 4х цилиндровый турбонаддувный двигатель мощностью в 260 лошадок, но существует он только в Америке. Есть еще и экономичный атмосферный малообъемник в 1,6 литра на 116 лошадок и в 1,4 литра с турбинкой на 150 лошадей, но к нам их тоже - не поставляют.
Приходится частенько слышать, что якобы субаровские оппозитники ненадежны и капризны- однако такое мнение сформировано по результатам эксплутации в России автомобилей из Америки и Японии выпуска - 2002- 2007 годов , и в основном турбированных. Они изначально были так себе, да еще их и брали то погонять - года три, насиловали на трассах и обслуживали, как придется ... Существует какая то байка про свечи, якобы их как то особено трудно менять. Мне приходилось самому эксплуатировать Субару и знакомым тоже - все как один говорят , что свечи меняются каждые 110 -120 тысяч км и приурочено это дейстово ранее было ко второй смене ремня ГРМ и замене масла по кругу. Занимало на сервисе 3 часа вместе с ремнем и маслом. Может быть речь идет о спортивных моделях с движками в 250+ лошадиных сил , не знаю но источник этой байки мне установить не удалось. В реалиях такая проблема если и была то лет 20 уже назад.
Во- вторых , таки да у Субару теперь вариатор, но вариатор цепной, то есть без эффекта проскальзывая, собственной субаровской разработки, которого больше на рынке ни у кого нет и с умным алгоритмом переключения контролируемым электроникой - который имитирует наличие передач и даже позволяет между ними переключаться с помощью подрулевых "лепестков". Кроме того у коробки переключаемые режимы - грязь , снег , песок и все такое. И естественно у всех Субару, кроме одной модели постоянный полный привод. Существует много точек зрения как он работает и почему он симметричный - но факт остается фактом на скользком или зыбком покрытии все субарики гребут четырьмя лапами. Зачем это автомобилям ездящим по асфальту в жаркой Калифорнии ?
И вот тут мы подходим к главному - основную"кассу" марки делают две модели - Форестер и Оутбэк, машины специфичные и универсальные одновременно. Они как нельзя точно попадают в стиль жизни среднего американца и сооответствуют понятию SUV - спортивно утилитарный автомобиль. То есть на Форестере можно поехать в супермаркет и затариться там на неделю, а можно поехать кататься на лыжах, горном велосипеде, каное, или серфинге, погрузить удочки, плюс тащить за собой прицеп с лодкой, снегоходом или квадроциклом, на крышу прицепить лыжи или палатку. Именно поэтому для всех Субару выпускают огромное количество всех и всяческих креплений, боксов, органайзеров и крючков - на крышу, на фаркоп, в багажник и так далее, специальные для велосипедов, для каноэ, для удочек на крышу ... плюс в салон вставляется специальная сетка - хочешь собак вози, хочешь барахлом под крышу набивай. Ну и сам фаркоп разумеется существует в двух вариантах.. Так вот , за что их ценят в Штатах - все Субару благодаря полному приводу позволяют подъехать к воде , и сгрузить все это хозяйство прямо на берегу и заодно лодку на прицепе спустить и вытащить, ну а зимой доехать прям до лыжни. Хотя конечно Субару не полноценный внедорожник ( исключение составляют заводские спецверсии , для безлимитного штурма бездорожья) , скорее субарик король - разбитых и ушатанных дорог - короче то, что у нас по прежнему -в изобилии. В Америке их тоже есть ...
В-третьих, самая интересная фишка у Субару сегодня - это навороченный круиз контроль и автопилот, объединенный с прочими системами активной безопасности - то есть машина не только держит дистанцию до впереди идущего транспортного средства, сама едет и тормозит в пробках, поддерживает движение с заданной ограниченой скоростью, но и держит полосу на трассе. То есть на сегодня это самый приближенный к полному автопилоту вариант- выехал за город вечером в пятницу, нажал две кнопки на руле и ноги с педалей можно убрать, руки пока на руле автопилот требует держать - но рулит, тормозит и разгоняется сам. Пешеходов, любителей экстренного торможения и ездюков поперек дороги - робот видит и в критической ситуации сам нажимает на тормоз , правда слишком резко. О боковых приклепаях тоже сообщает. Короче, это самая продвинутая система автопилотирования среди массовых автомобилей.
Ну и в-четвертых, большинство автомобилей Субару собирают в Японии и из японских комплектующих, разницы в сборке между конвейером для внешнего рынка и японского - столь заметного у многих других производителей, у Субару нет, так что японофилы могут радоваться. Это один из немногих на сегодня настоящих японцев.
Но это все в Америке , а вот как у нас ? А у нас ...после переезда на новую тележку у большинства субариков под днищем честные 22 сантиметра, непробиваемая подвеска и работающий полный привод - все что нужно для наших сабурбанов и городов, а заодно дорог и направлений. Плюс непробиваемая подвеска, снизившийся до 10-13 литров средний "настоящий" расход топлива город-трасса и большой багажник. Морозоустойчивость и возможность легко поставить бензиновый или электрический подогреватель. Комфортный салон, эргономичное водительское место, современный медиацентр и наконец то - очень кайфово работающий климат контроль. Система автопилота работает и самое главное доступна и в России - и это главная новость. Но самый кайф в другом - Субару редко попадают в ДТП и не интересны угонщикам, поэтому КАСКО на год обходится в 60-80 тысяч, а сервис требуется раз в 15 тысяч км и по цене копейка в копйеку равен тойотовскому. Собственно вот это все что нужно знать про машины этой марки, что бы перееезжая загород весьма внимательно посмотреть в их сторону.
Пару слов о конкурентах - собственно это все японские кроссоверы аналогичного размера - в первую очередь Рав 4 и Мазда 5 и отчасти Лексус в младших моделях. Плюс Ауди Олроуд 4 и 6 и Вольво кросскантри он же 70 для Оутбэка.
Было бы неправильно не сказать пару слов о реальных недостатках - да машина дорогая, самый востребованный автомобиль марки Форестер это что то около 2.5 - 3 млн. рублей, а Оутбек и вовсе 3.5 -4 млн. Хотя при том, что какой то китайский джип сегодня предложили продавать у нас за 2.7 млн, все это "дорого" условно. Да у Форестера и Оутбека есть слепые зоны и камер могло бы быть больше , да передняя "губа" - великовата и к штурму бездорожья нужно теперь относится осторожно, а перед глубокими ямами тормозить, и салон не похож на последние корейски изыскания ... но удобен, так что плюсы все же перевешивают минусы.
PS - Да субарик лишился золотых колес и руля МОМО, а так же гоночных "ковшей" , как теперь с этим смириться не знаю.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Subaru - непонятно почему их до сих пор покупают....