Alfa-Romeo

Эмблема Alfa Romeo с 2015 года

Alfa-Romeo (Alfa Romeo Automobiles S.p.A.) — итальянский производитель автомобилей премиум-класса. Была основана как Società Anonima Italiana Darracq (SAID) в 1906 г. французским автомобильным инженером Александром Дарраком с помощью итальянских инвесторов. Одним из них стал влиятельный аристократ из Милана — кавалер Уго Стелла, получивший пост председателя SAID в 1909 г. Изначально компания базировалась в Неаполе, но когда началась планировка по строительству завода, Даррак в конце 1906 г. принял решение, что Милан более удобен для завода, поэтому было приобретен участок в пригороде Милана — местечке Портелло, где был построен новый завод Portello Plant на территории в 6700 м2. С конца 1909 г. итальянские модели Darracq продавались очень плохо, в результате чего Уго Стелла с другими соинвесторами 24 июня 1910 г. решил основать новую компанию под именем A.L.F.A. ( Anonima Lombarda Fabbrica Automobili). Первым автомобилем, выпущенным компанией в 1910 г. стала модель 24 HP, разработанная итальянским инженером Джузеппе Мерози, который был нанят на работу в 1909 г. для разработки новых автомобилей, более подходящих для итальянского рынка. Начало Первой мировой войны приостановило производство A.L.F.A. на 3 года. В августе 1915 г. компания получила имя Alfa-Romeo и перешла под управление неаполитанского предпринимателя Николы Ромео, который организовал производство боеприпасов, авиационных двигателей, компрессоров и генераторов для военной техники. После войны Ромео инвестировал свою военную прибыль в приобретение локомотивных и железнодорожных заводов в Саронно (Costruzioni Meccaniche di Saronno), Риме (Officine Meccaniche Tabanelli) и Неаполе (Officine Ferroviarie Meridionali), которые впоследствии были добавлены под его контроль в компанию A.L.F.A. Автомобильное производство было возобновлено в 1919 г. Первым автомобилем, получившим новую эмблему, стал Torpedo 20/30 HP с новым 4,2 л двигателем. В 1923 г. на посту главного инженера Мерози сменяет Витторио Яно, приглашённый из Fiat. Первой машиной, разработанной Яно, становится Alfa-Romeo-P2, построенная в 6 экз. Конструкция её двигателя послужила основой для серии 4-, 6- и 8-цилиндровых моторов для дорожных Alfa-Romeo 30-х гг. Рядный 8-цилиндровый блок из лёгкого сплава с полусферическими камерами сгорания и 2 верхними распредвалами компоновался нагнетателем Roots и 2 карбюраторами с восходящим потоком. С 1925 по 1929 гг. выпускалась серийная модель Alfa-Romeo-6C 1500, технически основанная на P2. В 1928 г. Никола Ромео покинул компанию, оставив её утопать в банкротстве после окончания оборонных контрактов. Пост президента фирмы занял Уго Оджетти, бывший директор газеты Corriere della Sera. Всё это приводит к спаду производства, но положение спасают новые партнёры из США и Англии. В 1929 г. появляется Alfa-Romeo-6C 1750. В целом концепция автомобиля не изменилась, но объём двигателя и мощность увеличились. В 1931 г. на основе 6C 1750 Витторио Яно спроектировал новую модель – Alfa-Romeo-8С 2300. Рядный 8-цилиндровый двигатель объёмом 2336 см3 был создан путём добавления 2 цилиндров и разделения легкосплавного блока на две части. Компрессор теперь устанавливался как стандартное оборудование, а мощность мотора составляла 142 л.с. В 1932 г. создана самая успешная гоночная машина Alfa-Romeo-Tipo B, известная как P3. Яно решил оборудовать новый автомобиль рядным 8-цилиндровым двигателем объёмом 2654 см3 с двойным нагнетателем. В конце года компания Alfa-Romeo была национализирована правительством Муссолини, и её управлением занялся специальный государственный комитет I.R.I. (Институт Индустриальной Реконструкции), состоящий из акционеров и служащих в пропорции 50 на 50. Alfa Romeo прекращает участвовать в гонках и под руководством генерального директора Уго Гоббато начинается модернизация и перепрофилирование производства. Параллельно с дорогими спортивными и люксовыми автомобилями фирма налаживает выпуск военных грузовиков и авиационных двигателей. В 1933 г. модель Alfa-Romeo-6C 1750 заменяется усовершенствованной 6С 1900. Головки цилиндров, а позже и весь блок делались из лёгкого сплава. Уго Гоббато принял решение переложить всю деятельность компании, связанную с гонками, на учреждённое в 1929 г. спортивное общество Scuderia Ferrari. В 1934 г. выходит более современная модель 6C 2300. Она оснащалась рядным 6-цилиндровым двигателем с алюминиевым блоком, однодисковым сцеплением и 4-ступенчатой МКП, а с 1935 г. - полностью независимой подвеской, впервые в Европе. Последним шедевром Витторио Яно и самой красивой машиной в истории компании стала Alfa-Romeo-8C 2900. Разработанная в 1936 г. как гоночная модель, её ранняя версия 8C 2900A совмещала в себе независимую переднюю и заднюю подвеску от Tipo C и доработанный 8-цилиндровый 2,9 л двигатель с двумя нагнетателями от Tipo B. В 1937 г. появилась дорожная модификация 8C 2900B, предназначенная для самых богатых поклонников марки. Из 32 построенных автомобилей большая часть оснащалась кузовами Berlinetta или Spider производства миланского ателье CarrozzeriaTouring. В это же время открыты представительства в Англии, Франции, Бельгии, Австрии, Швейцарии, Испании, Венгрии и Чехословакии. В их обязанности входили организация сбыта и обслуживание автомобилей, а также реклама спортивных достижений. Автомобили Alfa-Romeo выигрывали гонки в Ле-Мане с 1931 по 1934 гг., в Targa Florio с 1931 по 1935, а также побеждали на гонках Милле Милья с 1931 по 1934, в 1936 и 1937 гг. Витторио Яно уходит из Alfa-Romeo, но после войны он продолжил свою деятельность в компании Lancia. Место технического директора занял испанец Вильфредо Рикарт. За весь свой короткий срок службы на Alfa-Romeo он оставил только две гоночные машины, никогда не принимавшие участия в соревнованиях. Это была модель 162 с V-образным 16-цилиндровым 3 л двигателем и модель 512 с мотором центрального расположения. Затем место технического директора занимает Джоаккино Коломбо. В 1938 г. Коломбо спроектировал модель 158 с рядным 8-цилиндровым двигателем объёмом 1479 см3 и мощностью 195 л.с. Машина была невероятно быстрой и за свою долгую карьеру выиграла 47 гонок Гран-при в классе Voiturette. Феррари покинул Alfa Romeo, после чего гоночная команда переименована в Scuderia Alfa. В 1939 г. начинается выпуск Alfa-Romeo-6C 2500. Это немного усовершенствованная версия 6C 2300 с двигателем, увеличенным до 2443 см3 и мощностью от 90 до 105 л.с. Со вступлением Италии во Вторую мировую войну в 1940 г. увеличивается производство авиационных двигателей и строится авиазавод в Помильяно д'Арко. Гоночное подразделение Alfa Corse прекращает свою работу, а производство люксовых автомобилей было окончено. Во время войны выпуск автомобилей приостановлен, за исключением штабной модификации Alfa-Romeo-6С 2500 Coloniale и грузовиков для итальянской армии, а затем для немецкого Вермахта. Бомбардировки союзников полностью разрушили заводы компании, но готовые автомобили удалось спасти. В 1945 г. с приходом нового президента Alfa-Romeo Паскуале Галло начинается восстановление завода и оборудования. Компания приступает к производству двигателей для самолётов и кораблей. Позже возобновляется выпуск автомобилей, включая грузовые. Фирма прекращает изготовление коммерческого транспорта только в 1967 г. В 1947 г. начинается ограниченное производство модели 6С 2500 Freccia d'Oro с 2-дверным кузовом седан собственной постройки. Названная в честь победы в итальянском конкурсе элегантности 1949 г. 6C 2500 Villa d'Este с кузовом Touring стала самым красивым автомобилем своего времени и последней из серии 6С. В начале 50-х гг. компания была вынуждена прекратить ручную сборку дорогих машин и перейти к массовому производству. Это помогло ей выжить и остаться на рынке, в отличие от таких конкурентов, как Bugatti, Delahaye и Talbot-Lago. В 1950 г. появилась модель 1900, разработанная Орацио Сатта, которая стала первой Alfa-Romeo с несущим кузовом конвейерной сборки. Alfa-Romeo-159 Alfetta побеждает в первом Чемпионате мира Формулы-1. В 1951 г. для итальянской армии создан полноприводный внедорожник AR51 Matta, а Фанхио и 159 во второй раз выигрывают Чемпионат мира Формулы-1. В 1954 г. новый технический директор Рудольф Хруска, перешедший из Porsche, и дизайнер Орацио Сатта разработали небольшой автомобиль Giulietta. С него началась эра компактных и динамичных машин с характерным итальянским стилем. В 1958 г. вышла Alfa-Romeo-2000. В 1959 г. появляются спортивные модификации Giulietta - Sprint Speciale от Bertone и SZ от Zagato. В 1962 г.

Интересное: Интересные факты о Alfa Romeo.

на новом заводе в Аресе организовано производство следующей массовой модели - Giulia. Вторая новинка этого года - представленная на Женевском автосалоне Alfa-Romeo-2600. Компания создаёт последний в своей истории рядный 6-цилиндровый двигатель с двумя верхними распредвалами, объёмом 2584 см3 и мощностью 145 л.с. Alfa-Romeo-2600 предлагалась в версиях седан, купе и кабриолет. В 1963 г. открыто гоночное подразделение Autodelta, которое модифицировало серийные Giulia для участия в чемпионатах класса туринг. Под руководством Карло Чити разрабатываются такие новшества, как тормозная система с двумя суппортами на каждом диске, безопасный топливный бак, компактные алюминиевые рычаги подвески, система впрыска топлива Spica, сухой картер и аэродинамический обвес. В 1966 г. Alfa-Romeo представила в Женеве спроектированную совместно с Pininfarina модель Duetto Spider. Оригинальный дизайн 2-местного кабриолета практически не менялся на протяжении 26 лет производства четырёх поколений Spider. После показа в фильме "The Graduate" машина стала популярной в США, где Alfa-Romeo продавались с 1961 г. В 1967 г. купе Giulia Sprint модернизировано и переименовано в 1750 GTV. В 1970 г. концепт-кар Montreal, представленный на Международной выставке в Канаде в 1967 г., с минимальными изменениями запущен в серию. В 1971 г. на новом заводе в Помильяно д'Арко на юге Италии начинается производство первой переднеприводной модели - компактного хэтчбека Alfasud. В 1972-75 гг. выпускалась Alfetta - среднеразмерный седан, названный в честь модели 158/159, с которой имел общую конструкцию задней подвески типа De Dion. На этот автомобиль впервые в истории марки ставились дизельные моторы. В 1977 г. на замену Giulia приходит новая Giulietta, которая заняла место между Alfetta и Alfasud. В 1978 г. новый глава компании Этторе Масачези занялся реструктуризацией с целью приспособить фирму к ситуации на рынке. В 1979 г. Alfa-Romeo приходит в представительский класс с полноразмерным седаном Alfa 6. В 1981 г. Alfa-Romeo и Nissan создают совместное предприятие A.R.N.A. (Alfa Romeo Nissan Automobili). В 1983 г. представлен автомобиль Arna, созданный на платформе Alfasud. В 1983 г. на смену Alfasud пришёл хэтчбек 33, который выпускался в 3 сериях до 1994 г. С 1984 г. все модели Alfa-Romeo обозначаются числовыми индексами: место седана Alfetta заняла 90 (1984-87), а Giulietta заменяется на 75 (1985-92). Несмотря на успех машин на рынке Alfa-Romeo в очередной раз угодила в финансовый кризис. Было принято решение об объединении с каким-нибудь крупным автопроизводителем. Переговоры велись с Ford и BMW, но достигнуть соглашения не удалось. В 1986 г. итальянская компания Finmeccanica, которой принадлежала Alfa-Romeo, продаёт её концерну Fiat Group. В составе Fiat фирмы Alfa-Romeo и Lancia в 1987 г. объединяются в группу Alfa Lancia Industriale SpA. Центр стиля Alfa Romeo перемещён в новое здание в Аресе. Первым автомобилем, созданным после слияния с Fiat, стал седан представительского класса 164 в 1987 г. В 1989 г. в сотрудничестве с Zagato компания выпускает серию спорткаров SZ/RZ. В 1992 г. на смену 75 пришла 155. В 1994 г. 33 сменяет хэтчбек 145 с поперечно расположенным 4-цилиндровым двигателем различного объёма и мощности. Прекращается производство легендарной Spider. Новый Spider был представлен публике на Парижском автосалоне в 1994 г. вместе с купе GTV. В этом году Alfa-Romeo прекратила экспорт машин в США. В 1997 г. запущено производство модели 156, которая в 1998 г. получила титул "Автомобиль года". Техническими новшествами стали дизельные двигатели с системой прямого впрыска common rail и роботизированная коробка передач Selespeed. В 2000 г. версия седан была дополнена универсалом Sportwagon. Последний седан бизнес-класса 166 выпускался в 1998-2007 гг. В 2000 г. появляется модель 147, которая стала Автомобилем года в 2001 г. Тогда же были созданы спортивные модификации 156 GTA и 147 GTA. В 2003 г. в сотрудничестве с Bertone разработано спортивное 4-местное купе GT на основе 156. Фабрика в Аресе была закрыта, на её территории создан Музей истории Alfa-Romeo. В 2004 г. вышел кроссовер Crosswagon на базе 156. В 2005 г. Alfa-Romeo представила сразу 3 новых автомобиля на общей платформе: седан 159, купе Brera и кабриолет Spider. Введены бензиновые двигатели JTS с системой изменения фаз газораспределения и дизельные JTDM с турбонаддувом и многофазным впрыском. В начале 2007 г. Fiat Auto S.p.A. была реорганизована в 4 новые автомобильные компании: Fiat Automobiles S.p.A., Alfa Romeo Automobiles S.p.A., Lancia Automobiles S.p.A. и Fiat Light Commercial Vehicles S.p.A. Собственником всех 4 компаний является Fiat Group Automobiles S.p.A. Построено 500 суперкаров 8C Competizione. Этот автомобиль был создан в сотрудничестве с Maserati и представлен как концепт на Франкфуртском автосалоне 2003 г. В 2008 г. начат выпуск городского автомобиля MiTo. В 2010 г. запущена новая модель Giulietta и прекращено производство седанов 159 и спорткаров Brera/Spider. В 2013 г. компания выпускает компактный центральномоторный спорткар 4C с лёгким 2-местным кузовом купе из углеродного волокна и алюминия. В 2015 г. появляется версия Spider. В 2014 г. в результате объединения Fiat и Chrysler марка Alfa-Romeo становится частью концерна FCA Italy. В 2016 г. к хэтчбекам Giulietta и MiTo и спорткару 4C присоединяются две новых модели: седан Giulia и 5-дверный кроссовер Stelvio. В июне 2018 г. Серджио Маркионне подтвердил возвращение 8C в виде гибридного суперкара с характеристиками, способными соперничать с Ferrari. Компания в течение многих лет сотрудничала с известными дизайнерскими ателье - Touring, Zagato, Bertone, Pininfarina и ItalDesign, хотя проекты её собственного Центра стиля были не менее красивы.

Эмблема A.L.F.A. 1910-18

Эмблема Alfa-Romeo была разработана в 1910 г. итальянским чертёжником Романо Каттанео, который использовал два основных геральдических элемента, традиционно ассоциировавшихся с Миланом. Справа изображена зелёная змея, проглатывающая человека — эмблема Дома Висконти, правившего в Милане в XIV веке, а слева — красный крест на белом фоне — эмблема города Милана. В 1918 г. после того как Никола Ромео в 1915 г. завладел компанией, значок был переработан при помощи Джузеппе Мерози. Было добавлено темно-синее кольцо, содержавшее надписи ALFA - ROMEO и MILANO, разделённые между собой двумя узлами династии Савойя Итальянского королевства. После победы в первом Международном Автомобильном Чемпионате 1925 г. появился лавровый венок вокруг эмблемы. В 1946 г. после отмены монархии Савойские узлы были заменены на две изогнутые линии. Надпись MILANO, дефис и линии были убраны со значка, когда Alfa-Romeo открыла свой новый завод в Помильяно-д'Арко близ Неаполя в 1972 г.

Эмблема Quadrifoglio

Эмблема Quadrifoglio (рус. четырёхлистный клевер) — символ гоночных автомобилей Alfa-Romeo с 1923 г. После окончания Второй Мировой Войны символ также использовался для обозначения спортивных модификаций автомобилей марки (для сравнения в BMW - M Performance или у Volkswagen - модели серии GTI).

Интересное еще здесь: Обзор.

Alfa-Romeo.