Как это ни печально, но такое понятие, как ежедневное ТО автомобиля постепенно выходит из обихода, а владельцы современных иномарок так и вообще его игнорируют.
И — зря!
Как известно, профилактика в разы эффективнее, а главное — кратно дешевле последующих косметических и уж тем более восстановительных ремонтов. Техническое обслуживание автомобиля, если выполнять его тщательно и своевременно, обеспечит постоянную его готовность и безотказность, длительный срок службы.
Порой — десятилетия, и это не шутка, не выдумки.
Ежедневное техническое обслуживание автомобиля формально, то есть «по бумаге», складывается из моечных, контрольно-осмотровых, крепежных, смазочных и регулировочных работ. Их номенклатура и периодичность приведены в наших Сервисных книжках и Инструкциях к автомобилям. А уж если вы купили подержанный автомобиль или по какой-либо другой причине такая книжечка отсутствует, ее следует немедленно приобрести (скачать в интернете) и постоянно держать при себе (в перчаточном ящике).
О чрезвычайной полезности этой книжки свидетельствует немалый профессиональный и жизненный опыт. Пособие по ТО и ремонту автомобиля возят с собой не только владельцы стареньких авто (где оно, кстати, остро необходимо), но и грамотные владельцы шикарных иномарок. Поверьте на слово, что места в «бардачке» такая книжка занимает не много, а в иных ситуациях спасает жизнь, и не в переносном смысле этого слова.
ЕО сегодня – это не строго регламентированный перечень сложных работ, а простенький набор нехитрых правил, придерживаться которых следует неукоснительно. Вы ведь, проснувшись утром, не позволяете себе выйти на улицу в пиджаке и трусах, небритым, нечесаным и с зубами, пожелтевшими от трех вчерашних сигарет на ночь…
Почему же к своему автомобилю нужно относиться иначе?
Задачи ЕО
Ежедневный технический осмотр определяется тремя основными задачами:
— обеспечить безопасность свою и автомобиля;
— обеспечить безопасность движения;
— предотвратить преждевременный выход из строя наиболее ответственных и дорогостоящих узлов и агрегатов автомобиля.
Регламент ЕО
Перед выездом, опять же, по той самой «бумаге» следует проверять следующее:
- Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе или расширительном бачке, отсутствие подтеканий патрубков, радиатора и иных соединений;
- Уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре или питательных бачках гидроприводов тормозов и сцепления, отсутствие потеков и надежность соединений;
- Уровень масла в картере двигателя, цвет (прозрачность) и характер каплеобразования масла на измерительном щупе; характер и изменения масляных загрязнений на блоке цилиндров, головке блока, воздухозаборнике, патрубках системы вентиляции картера двигателя;
- Давление воздуха в шинах, визуально. При самом легком подозрении обязательно доставайте манометр. Учебники рекомендуют контролировать давление манометром после каждых 500 км пробега. Но практика показывает, что делать это следует даже чаще. Накануне вечером, к примеру, была плюсовая температура, а сегодня утром – минус 12оС. Давление упало, его следует довести до нормы.
Никогда не проверяйте давление в пути.
Обратите внимание: Обслуживание и сервис Chevrolet на СТО «Сокол».
При движении автомобиля шины всегда разогреваются, и давление поднимается на 0,1 - 0,2 атм. Если вы отрегулируете давление в середине дня, то утром в ваших колесах будет полторы вместо положенных 2,0 атм. А двадцать километров пробега при таком, пониженном, давлении могут привести ваши покрышки в полную негодность;- Исправность световой сигнализации, приборов освещения, звукового сигнала, стеклоочистителей; наличие зарядного тока (по приборам на заведенном двигателе, если на вашем автомобиле это предусмотрено заводом-изготовителем);
- Исправность рабочей тормозной системы и ручного тормоза. При этом: на стоящем автомобиле педаль тормоза должна быть жесткой и при долговременном нажатии не должна утапливаться, на движущемся автомобиле – обеспечивать эффективное торможение. Если дело происходит зимой, то вы заодно и проверяете характер дорожного покрытия и силу сцепления колес с дорогой;
- Исправность рулевого управления;
- При заведенном для прогрева двигателе следует прислушаться к шумам и звукам его работы.
Из личного опыта
Никогда не включайте радио или магнитофон во время разогрева двигателя и на первых километрах после того, как тронулись. Прислушивайтесь к звукам движущегося автомобиля и старайтесь отметить изменения в шумах и звуках двигателя, ходовой части, подвески, трансмиссии. Если вы услышали какие-то отличия, немедленно выясняйте источник непривычного запаха, лишних звуков, необычного поведения автомобиля.
Старые «шоферские» учебники и нынешние Инструкции предписывают трогаться только после того, как двигатель нагрелся до рабочей температуры. Опытные водители делают по-другому.
Вот несколько примеров того, как это делается не «по бумаге», а на деле.
Трогаться следует с первой передачи, при средних оборотах коленчатого вала, и в таком режиме нужно проехать километр-два. Двигатель разогревается быстрее и в более щадящем режиме, потому что самый интенсивный износ сопрягающихся деталей происходит именно на холодном двигателе. Рекомендации автопроизводителей последних лет звучат аналогично.
Другая польза от такого разогрева: вы экономите свое время, которого всегда не хватает. При движении на медленной скорости разогревается масло в картерах коробки передач, главной передаче, разогреваются до рабочих температур подшипники, рабочая жидкость в стойках амортизаторов, другие технологические жидкости.
ЕО, хочу повторить и подчеркнуть, следует проводить неукоснительно.
Если вы водитель начинающий или ваш водительский опыт составляет всего год-два, то ежедневное ТО будет у вас занимать 3-5 минут каждое утро, и только с годами это время сократится.
Водитель профессиональный начинает производить это самое ЕО только еще на подходе к машине. Открыв капот, он моторный отсек накрывает одним взглядом. Запустив двигатель и тронувшись, весь комплекс слуховой, зрительной и прочей субъективной диагностики он проводит не спеша, покуривая сигарету или ведя с приятелем-пассажиром разговор о мудростях этой жизни.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Ежедневное техническое обслуживание автомобиля.