Созданный незадолго до начала Второй мировой войны, в 1936 году, Mercedes-Benz 540K, вне всякого сомнения, является одним из самых красивых автомобилей за всю историю автомобилестроения. Стилистически безупречные формы кузова, сочетающиеся с технически совершенной начинкой, привлекали внимание известных людей, становившихся владельцами этой машины. С названием этого шикарного кабриолета связаны многие легенды и просто любопытные истории.
Воплощение мощи Третьего Рейха
Модель, спроектированную под руководством Фридриха Гейгера, можно назвать серийной с большой натяжкой. Все кузова изготавливались под требования конкретных заказчиков.
Двухместный Mercedes-Benz 540K, вид спереди. https://ax4.ru/uploads/posts/2016-02/1454372888_mercedes-benz-540k-special-roadster-32.jpgВстречаются двухместные и четырёхместные модификации, а также версии в формате 2+2.Изящные линии крыльев, огромные фары, размещённые по сторонам массивной решётки радиатора, половинки которой завалены в плане в виде латинской буквы V, хромированные гофры выхлопных труб производят сильное впечатление.
Двухместный Mercedes-Benz 540K, вид сзади. https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/3/1/6/14052613.jpgА вот запасное колесо, закреплённое на внешней стороне крышки багажника – необязательный аксессуар. Оно встречается не на всех модификациях. Во всех вариантах исполнения оставались неизменными конструкция силового агрегата и ходовой части.
Двигатель
Рядный восьмицилиндровый мотор – настоящее произведение искусства. Для кратковременного повышения мощности он оснащался механическим нагнетателем типа Рутс, установленным справа от блока цилиндров, в передней части мотоотсека.
Мотоотсек Mercedes-Benz 540K, вид справа. https://auto.vercity.ru/gallery/img/automobiles/Mercedes-Benz/1937%20Mercedes-Benz%20540K%20Cabriolet%20A/900x/1937%20Mercedes-Benz%20540K%20Cabriolet%20A%20023.jpgПередача крутящего момента от двигателя к компрессору осуществлялась через зубчатую передачу и дисковое сцепление. Нагнетатель приводился в действие при нажатии педали газа до отказа в пол. При этом мощность силового агрегата, рабочий объём которого составлял 5401 куб. см. возрастала со стандартных 115 до 180 л. с. В таком режиме мотор, без ущерба для ресурса, мог работать не более минуты. Максимальная скорость Mercedes-Benz 540K составляла 170 км/час. По тем временам это считалось много. Для сравнения, выпускавшийся в СССР того периода автомобиль представительского класса ЗИС-101 мог разогнаться максимум до 115 км/час. Packard Twelve Dietrich Convertible Sedan 1935 года с двигателем 7,7 литра мощностью 175 л. с. достигал максимальной скорости 150 км/час. Но и аппетит у немецкого дорожного крейсера был соответствующий. Для преодоления 100 км пути требовалось 27 – 29 литров бензина. Крутящий момент (432 Нм) передавался на задние колёса через четырёхступенчатую механическую коробку передач.
Подвеска
Для уверенного и комфортабельного передвижения по автомагистралям Mercedes-Benz 540K оснастили независимой подвеской с цилиндрическими рессорами. Спереди – на сдвоенных поперечных рычагах, сзади – типа Де Дион. Элементы подвески крепились к пространственной раме. На шинах типоразмера 6,50-7,50x17 автомобиль буквально плыл по дорогам с твёрдым покрытием.
Любопытные истории
После окончания Второй мировой войны немало немецких машин попали в СССР в качестве трофеев. Не избежали этой участи и разные модификации Mercedes-Benz 540K. Стараниями энтузиастов, занимавшихся сохранением и реставрацией старинной техники некоторые из этих раритетов, являющихся гордостью автоколлекционеров, дожили до нашего времени.
Mercedes-Benz 540K на Московском автофестивале 1989 годаНо некоторые люксовые авто, попавшие в правительственные гаражи и руки высоких чиновников, ждала непростая судьба.
Он слишком быстро летел
Известно, что Василий Сталин не только был лётчиком-истребителем, но и мечтал о карьере автогонщика. Чтобы удовлетворить амбиции сына вождя мирового пролетариата, в СССР вывезли одну из спортивных моделей концерна Auto-Union и на её базе пытались сконструировать гоночный болид «Сокол», предназначенный для участия в Гран-При. Правда, после смерти влиятельного отца проект заглох.
Тем не менее, пока разработка продолжалась, Василий Иосифович был не прочь почувствовать себя великим гонщиком, прохватив с ветерком по дорогам нашей страны. Одним из его любимых автомобилей был Mercedes-Benz 540K. Рассказывают, что однажды он гнал на этой машине по Минскому шоссе, не отпуская утопленную в пол педаль гораздо больше отведённого техническим регламентом срока. Вместо 1 минуты, оговорённой в инструкции по эксплуатации, творение немецких инженеров продержалось целых 15 минут. После этого, в доказательство того, что законы физики едины для всех, движок дал клина. Обошлось без серьёзной аварии, но машину пришлось эвакуировать в гараж на эвакуаторе.
Красивая легенда
Оговорюсь сразу, этот рассказ не претендует на историческую достоверность. Но история по-своему красивая. А потому, как говорится, за что купил, за то и продаю. Начну повествование с того, как я впервые увидел некогда принадлежавший королю Румынии.
Обратите внимание: Топ 3 очень дорогих и красивых машины. (Моё личное мнение).
Михаю Первому, Mercedes-Benz 540K в заказном, четырёхместном кузове.У нас в семье тоже был старинный автомобиль, а мой папа состоял в московском клубе САМС (Следопыты Авто-Мото Старины) объединявшем владельцев и просто любителей ретротехники. И я, ещё тогда мальчишка, периодически посещал заседания и выставки этого клуба. Было очень интересно!
Было известно, что один из членов клуба (имя его, чтобы не вызывать пересудов, я называть не стану) занимается реставрацией редкой модели автомобиля. Но до того момента никто ещё не видел эту машину в глаза. Владелец хотел полностью завершить работу, прежде чем представлять результаты своих трудов на суд широкой публики. Но, с одной стороны, реставрация близилась к концу, а с другой стороны, обладать сокровищем, не имея возможности показать его другим людям, это вроде как и не владеть сокровищем вовсе. Словом, хозяин дрогнул и пригласил меня с отцом и ещё одного человека посмотреть на восстанавливаемую технику.
Ехать было недалеко. Когда перед нами распахнулись ворота гаража, у меня перехватило дыхание. Огромные фары, за рассеивателями которых тускло поблескивали отражатели, длиннющий капот, с уложенной поперёк кожаной лентой, увешанной наградами различных автомобильных выставок, дверные проёмы, каждый вдвое шире стандартного дверного проёма ВАЗ-2101… Реставратор постарался на славу. Он восстановил даже комплект из четырёх штатных огнетушителей, хранящийся в лотке под передним пассажирским сидением. И пока мы осматривали машину, не скупясь в комплиментах её владельцу, сам собой возник вопрос: как такое чудо попало в СССР? Вот тогда я и услышал этот рассказ…
Был в своё время такой знаменитый русский эстрадный певец – Пётр Константинович Лещенко. Судьба этого человека окутана множеством тайн. Документы о последних годах его жизни до сих пор остаются засекреченными. А потому версия событий, изложенных в рассказе, хотя и вызывает определённые сомнения, но имеет право на существование.
Пётр Константинович ЛещенкоЛещенко не эммигрировал из Советской России. Просто так получилось, что в августе 1917 года, находясь на территории Румынии, он был ранен, контужен и отправлен в госпиталь, в Кишинёв. К моменту, когда больной пошёл на поправку, Бессарабия была объявлена территорией Румынии. Так русский певец стал румынским подданным.
Постепенно творческая карьера Петра Константиновича снова пошла на лад. Он успешно гастролировал по Европе, записывал пластинки, и однажды судьба свела его с тогдашним королём Румынии – Михаем Первым. Певец и монарх подружились.
Михай ПервыйНу а потом были Вторая мировая война, разгром Германии и ввод советских войск в освобождённый Бухарест. Вот с этого момента услышанное мною повествование расходится с официальной версией, согласно которой Лещенко был арестован и замучен в застенках НКВД. Со слов рассказчика, события развивались так. Пётр Константинович выступал в одном из варьете. Он был уже не молод и, так бывает даже с великими исполнителями, дал петуха, сорвал голос. Как человек воспитанный, певец обратился к публике и сказал:
– Извините, господа, но сегодня я больше петь не смогу.
За столиком поблизости от сцены находилась компания подвыпивших советских офицеров из состава присутствовавшего в Румынии воинского контингента. Услышав сказанное, пьяный старший лейтенант вскочил, выхватил пистолет, и со словами «Ах, ты, сволочь, какие мы тебе господа!» выстрелил в несколько раз в Лещенко. Певца не стало.
Приятели мигом подхватили перебравшего собутыльника под руки и выволокли из заведения. Из политических соображений делу не стали предавать огласку. Тем не менее из Москвы приехал назначенный советским руководством следователь, который беспристрастно провёл расследование и нашёл виновного. Преступник был наказан. В благодарность за это король Михай, переживавший потерю друга, подарил следователю свой Mercedes-Benz 540K. Так машина и оказалась в СССР.
Не судите этот рассказ строго. Может это и обычная байка. Но, возможно, что изложенные события действительно имели место. Пойди разбери, документы-то, как уже было сказано выше, засекречены. Точно можно сказать лишь одно: автомобиль, спроектированный Фридрихом Гейгером, действительно получился замечательным!
В статье использованы фотоматериалы, взятые из открытых источников. Все права на эти фотоматериалы принадлежат их правообладателям.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Красив и технически совершенен.