Все началось в мае прошлого года, когда два беспилотных автомобиля StarLine прошли серию испытаний и получили долгожданное заключение о соответствии автомобилей требованиям безопасности. Это заключение открыло для стартапа дороги общего пользования. С тех пор прошёл год, под колесами беспилотника остались сотни километров. Как технология проявила себя за это время и что с ней будет дальше? Рассказываем.
Но сначала представим наших героев. НПО «СтарЛайн» – петербургская компания, участник рынка AutoNet Национальной технологической инициативы, который сфокусирован на развитии услуг, систем и современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ.
С 2016 года StarLine занимается разработкой беспилотных технологий и испытывает их в реальных условиях, чтобы в будущем сделать дороги безопаснее.
В основе технологии – лидары и камеры, «видящие» все вокруг машины, радар, приемник GPS, вычислительная техника для обработки данных и работы специальных алгоритмов. Беспилотник StarLine базируется на Skoda Superb.
В 2018 году StarLine успешно прошел масштабные всероссийские испытания Минтранса у Крымского моста, совершил экспериментальное путешествие по России длиной в 2,5 тыс. километров, стал финалистом технологического конкурса Up Great «Зимний город». Также разработка «СтарЛайн» прошла государственную сертификацию во ФГУП «НАМИ».
Все это привело инженеров и их детище в реальный мир. Прошлым летом в Санкт-Петербурге около Марсова поля официально стартовали тестирования беспилотных автомобилей StarLine. Машину решили “выпускать” не каждый день, а несколько раз в неделю при необходимости что-то протестировать. Первые дни прошли без эксцессов, беспилотник распознавал участников движения, светофоры, пешеходов и др.
За рулём, конечно же, был и до сих пор остаётся инженер-испытатель. Сам руль и педали он не трогает, просто находится на месте водителя и следит за ситуацией. Без него отпустить машину в свободное плавание нельзя в соответствии с законодательством, это возможно только на специальных полигонах. Но инженер имеет возможность нажать кнопку экстренной деактивации автоматизированной системы вождения и взять управление на себя.
В будущем на месте водителя никого не будет, но инженер сможет управлять автомобилем удалённо, если беспилотник не сможет самостоятельно справиться с дорожной ситуацией.
Нужно сказать, что StarLine помогают освоиться в нашем человеческом мире элементы умного города – инфраструктура V2X (vehicle to everything), которая позволяет автономному транспорту обмениваться информацией с чем угодно, это считывается из названия технологии.
Например, перед тестированием около Марсова заранее автоматизировали перекрёстки: светофоры снабдили датчиками, которые анализируют плотность автомобильного потока и регулируют движение в зависимости от ситуации на дороге. Беспилотная машина получает от светофоров данные и сама оптимизирует свой маршрут.
Таких умных зон в Петербурге сейчас несколько, с их помощью сотрудники «СтарЛайн» получают на борт транспортного средства данные от дорожных контроллеров, детекторов транспорта и т.д. За ПО и оборудование умного города отвечают партнеры команды – производители РИПАС и А1.
Погода, ошибки, реакция людей
Что касается погоды, то стоп-факторов для выездов нет. Команда проводит испытания при неблагоприятных условиях. И даже радуется, когда может застать непогоду.
“За это время нам удалось собрать большой датасет и использовать его для разработки новых алгоритмов для дальнейшего тестирования в реальных условиях, — рассказывают разработчики беспилотника. — Аномально жаркая погода, которая сейчас стоит в Санкт-Петербурге, позволяет нам проводить тестирования, не выезжая в более жаркие регионы”.
Обратите внимание: На дорогах появились машины с наклейкой "А". Что же она означает?.
Холод тоже никого не смущает – накануне Нового года машина ездила по центральным местам Петербурга.НПО “СтарЛайн” всегда называли себя научным проектом, который создаёт и исследует технологию беспилотного вождения. Этот год, который по сути и был большим исследованием, показал, что идеально не бывает: при тестировании нового функционала попытки нарушить правила со стороны системы автоматического управления случаются. Но это скорее норма.
“Разработка беспилотного автомобиля пятого уровня автономности - это сложная многофакторная задача, при решении которой ошибки неизбежны, — поясняют авторы проекта. — Наша задача состоит в создании технологий и процессов разработки, которые исключают эти ошибки в системе для дальнейшей опытной эксплуатации на дорогах. Уже сейчас большая часть ошибок обнаруживается на этапе тестирования в симуляторе, а те ошибки, которые изредка все-таки встречаются на дороге, позволяют сделать систему виртуального тестирования еще более надежной”.
Если вы уже успели испугаться (понятно, что даже редкие ошибки могут быть опасными), то не стоит. Инженеры подчёркивают, что любая попытка беспилотника нарушить ПДД мгновенно пресекается оператором. После инцидента команда проводит анализ причин возникновения ошибки, воспроизводит ее в симуляторе, расширяет сценарии виртуального тестирования.
За год в Петербурге без учета региональных поездок беспилотник проехал около 5 000 км.
Это примерно 1000 часов тестирований.
Основная реакция людей – смотрят с интересом и провожают взглядом. Но попадаются автомобилисты, которые любят сигналить беспилотнику, потому что он, например, дожидается зеленого сигнала, а не рвется с места на красно-желтый. Или при повороте пропускает всех пешеходов, а не пытается протиснуться в любое свободное пространство между людьми. На сигналы умный автомобиль, конечно же, не отвечает.
Сотрудники ДПС тоже проявляют интерес к автомобилю, но не из-за нарушения правил, а с точки зрения его необычного внешнего вида.
Как меняется техническое оснащение беспилотника
В течение года беспилотник постоянно улучшали и дорабатывали. В частности, к лету воздушное охлаждение вычислителей заменили на жидкостное, на крышу был установлен новый 128-лучевой лидар, а в передние крылья и крышку багажника установили лидары ближнего обзора.
“Движение на больших скоростях предъявляет жесткие требования и к системе технического зрения — была реализована аппаратная синхронизация четырех передних камер, т. к. даже несколько миллисекунд разницы между захватом одного кадра разными камерами уже становится критичным”, — рассказывали авторы проекта.
В ближайших планах – масштабная модернизация вычислительной системы, которая станет более эффективной и компактной, а также небольшая модернизация сенсоров. И, конечно, планируется дальнейшее улучшение различных программных узлов, включая планировщики, контроллеры движения, алгоритмы локализации, детекции и другие.
Планы: больше машин и точная навигация
Разработчики говорят, что у StarLine есть два основных вектора развития. Первый – дальнейшее совершенствование технологии беспилотного вождения на базе двух тестовых автомобилей.
“Нам предстоит много работы по тестированию алгоритмов предсказания поведения других участников дорожного движения, по взаимодействию беспилотника с ИТС, развитию технологии создания цифровой модели дороги и многое другое”, — делятся авторы.
Второй вектор развития связан с внедрением разработанной технологии в различные сферы жизни. И здесь планируется увеличивать количество транспортных средств.
В рамках коммерческих проектов беспилотные технологии StarLine сейчас интегрируется в грузовые автомобили, что позволит решить конкретные бизнес-задачи крупных транспортных компаний России. Это перевозки внутри территорий заказчика – на складах, например. Они не противоречат ПДД, поскольку речь идёт о закрытых частных владениях (там можно хоть на метле летать). Оснащение автомобилей беспилотной системой позволяет компаниям переключить сотрудников на другие задачи.
Также в проработке – проекты по реализации движения транспортных средств в междугородних перевозках, проекты автоматизации городского пассажирского транспорта, в том числе рельсового. Но не будем раскрывать все карты, следите за новостями и готовьтесь: через 3-4 года начнется повсеместное использование беспилотного транспорта, а через 10 лет на дорогах России и мира не останется автомобилей с водителем за рулем. В этом уверен Борис Иванов, руководитель проекта StarLine.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Год на дорогах: итоги испытаний беспилотника StarLine в Санкт-Петербурге.