Продолжаем наше повествование про Чон Чжу-ёна – выходца из бедной семьи корейских крестьян, который смог пробить себе путь в бизнесмены и встать во главе всемирно известного чеболя – промышленного конгломерата из нескольких десятков компаний, объединённых одним не требующим пояснений именем Hyundai.
Чон Чжу-ён, основатель чеболя Hyundai и его бессменный руководитель на протяжении всей своей жизни. Фото: открытый источник Яндекс.КартинкиВ предыдущей части статьи мы остановились на том, как в 1943 году власти забрали у Чон Чжу-ёна его автомастерскую, и он вынужден был снова уехать в деревню. Обратно в Сеул предприниматель вернулся уже после того, как закончилась Вторая мировая война, а Корея была поделена на Северную и Южную. Это были смутные времена, но Чон Чжу-ён, как это было ему свойственно, смог обернуть суровые послевоенные реалии в свою пользу. По сути, с этого времени история человека по имени Чон Чжу-ён и переросла в историю бизнеса с именем Hyundai.
Нет худа без добра
Итак, в 1946 году Чон Чжу-ён возвращается в Сеул, чтобы перезапустить некогда отнятый властями автобизнес. Благо, в столице полно военного транспорта из США, которому требуется ремонт. Реанимированное предприятие Чон Чжу-ён называет Hyundai Motor Industrial.
Очень быстро сметливый предприниматель подмечает очевидное: не только транспорт, но и вся разрушенная войной страна нуждается в капитальном ремонте. В 1947 году он собирает небольшую бригаду строительных рабочих и основывается свою вторую компанию — Hyundai Civil Industries (сегодня это Hyundai Engineering and Construction), одновременно патентуя название «Hyundai». Таким образом, 1947 год становится стартовым в отсчёте официальной истории холдинга.
Послевоенный Сеул. Работы для Чон Чжу-ёна в городе более чем достаточно… Фото: PinterestБольшая корейская стройка
Конечно, в 1947 году всё было очень скромно: штат Чон Чжу-ёна насчитывал всего 12 человек, включая самого владельца. Однако очень скоро дела пошли в гору, и во многом благодаря вовлечению в предприятие младшего брата Чон Чжу-ёна – Чон Ин-ёна. Тот неплохо владел английским языком, что позволяло искать клиентов среди платёжеспособных американцев. Благо, последних в стране, а особенно в столице, было много, так как молодое государство Южная Корея фактически было подчинено США.
Чон Чжу-ён (третий слева) с братьями, 1946 год. Фото: Svitoc.ruТак Чон Чжу-ён в очередной раз сложил имеющиеся обстоятельства в выгодную для бизнеса комбинацию, что и позволило его фирме не только пережить Корейскую войну и переворот 1961 года, но и прилично подняться, выиграв сразу несколько подряд государственных тендеров на восстановительные работы. В частности, Hyundai Civil Industries успешно выполнила госзаказ на реконструкцию одного из сеульских мостов, который во время войны был взорван.
Проект оказался крайне сложным.
Обратите внимание: Полноценный минивен, с автоматом, который не просто ездит, но и особо не ломается - до 200 000 рублей? У меня такой был.
Убытки, которые компания на нём потерпела, превысили сумму, изначально выделенную на все работы. Hyundai оказалась на грани банкротства, но и здесь Чон Чжу-ён не признал поражения. Долги, в которые он влез, лишь бы компания продолжила существовать, пришлось выплачивать 20 последующих лет. Но зато на Hyundai обратил внимание действующий в те годы президент Южной Кореи Пак Чон Хи. Чон Чжу-ён и Пак Чон Хи на открытии цементного завода Hyundai. Фото: открытый источник Яндекс.КартинкиКак мы помним, именно на 1960-е годы пришёлся расцвет корейской экономики – то самое «экономическое чудо», вошедшее во все современные учебники по мировой истории и экономике. Так вот, случившимся чудом корейцы во много обязаны как раз президенту Паку Чон Хи, который задал стране курс на индустриализацию и экспорт, сделав при этом ставку на чеболи — управляемые семейными кланами многопрофильные холдинги, одним из которых, по сути, и была Hyundai в 1960-х.
Покровительство властей выражалось в том, что чеболям предоставлялись различные государственные льготы и отдавался приоритет при отборе подрядчиков на госзаказы. Так Hyundai стала не только лидирующим подрядчиком на строительные работы в своей стране, но и главным экспортёром услуг в соседние страны Юго-Восточной Азии, а затем и на Ближний Восток – главную строительную площадку, куда в 70-е годы прошлого века направлялись рабочие ресурсы из Южной Кореи.
У истоков национального автопрома
В 1960-х все автомобили в Южной Корее были иностранными – своего автопрома страна не имела. И Чон Чжу-ён, уже имевший приличный опыт ведения автобизнеса, загорелся идеей создать первый в своём роде корейский автомобиль. В 1967 году, получив солидный грант от государства, он открыл новую компанию — Hyundai Motor Company. Правда, в первые годы предприятие специализировалось на выпуске лишь нескольких машин по лицензии Ford. Но не прошло и 10 лет, как Чон Чжу-ён запустил в производство автомобиль под собственной маркой.
Первый автомобиль марки Hyundai. Модель увидела свет в 1976 году и получила название Hyundai PonyТот самый первый Hyundai Pony хоть и был полностью создан с использованием заимствованных технологий, тем не менее, на много лет вперед обеспечил Hyundai лидерство на южнокорейском авторынке. Модель с успехом продавалась не только в Корее, но в странах Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки. Продажи шли так бойко, что в 1979 году Hyundai выпустила уже 110 тысяч своих автомобилей.
Сегодня, как мы знаем, Hyundai Motor Соmpany входит в конгломерат Hyundai Motor Group, созданный в 2000 году и возглавляемый Чоном Мон Гу – вторым из восьми сыновей Чон Чжу-ёна. Компания производит порядка 1,6 млн машин в год, которые продаются в 193 странах через 6 тысяч дилерских центров и салонов по всему миру. Численность сотрудников в организации приближается 75 000 человек.
В следующей и заключительной части статьи читайте о том, какие ещё направления бизнеса освоил Чон Чжу-ён и от какого именно из них ведёт своё происхождение бренд смазочных материалов HYUNDAI XTeer.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Куда приводят мечты: история основателя Hyundai, который родился в бедноте, но сбежал от судьбы и стал бизнес-легендой. Часть 3.