Закрыть ☒

Катализаторные страдания, или как, пытаясь решить одну проблему, можно создать другую

Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Разработанные в целях сокращения количества вредных выбросов, устанавливаемые на автомобилях каталитические нейтрализаторы – источник головной боли для многих автовладельцев. Как избавится от неисправностей, возникающих по вине этого в целом полезного устройства? Попробуем разобраться.

Немного теории

Используемые в составе систем выпуска автомобильных ДВС, вне зависимости от конкретного производителя, каталитические нейтрализаторы имеют схожую конструкцию. Они состоят из корпуса и наполнителя, изготовленного из материала, имеющего пористую структуру.

Каталитический нейтрализатор в разрезе

На поверхность ячеек наполнителя методом напыления нанесены вещества, выступающие в качестве катализатора:

  • Золото.
  • Платина.
  • Палладий.
  • Родий.

Всё это – весьма дорогостоящие редкоземельные и драгоценные металлы, при контакте с которыми присутствующие в отработавших газах диоксид азота, угарный газ, не успевшие полностью сгореть углеводороды преобразуются в относительно безопасные для окружающей среды вещества.



Главным врагом каталитического нейтрализатора был и остаётся этилированный бензин, быстро выводящий устройство из строя. Именно поэтому так важно следить за качеством топлива, заливаемого в бак автомобиля. Однако есть и другая сторона проблемы, с которой всё чаще приходится сталкиваться специалистам по ремонту и эксплуатации автотранспорта.

Поначалу в качестве наполнителя разработчики использовали сворачиваемую в рулон мелкоячеистую металлическую сетку.

Каталитический нейтрализатор из металлической сетки

Однако в дальнейшем возникло желание снизить трудоёмкость процесса производства и удешевить деталь, заменив металлическую сетку пористой керамикой.

Каталитический нейтрализатор из пористой керамики

До тех пор, пока узел размещался на значительном удалении от двигателя, под днищем автомобиля, в этом не было никакого вреда. Но разработчикам захотелось большего.

Дело в том, что чем выше температура, тем интенсивнее протекает реакция, в которую вступают содержащиеся в отработавших газах вещества при контакте с катализатором. И значит, если нейтрализатор станет нагреваться сильнее, тем меньше будет нужно для его нормальной работы драгоценных и редкоземельных металлов. Зная об этом, конструкторы стали размещать деталь в непосредственной близости к впускному коллектору. Вот тут и начались проблемы.

Тяжёлые последствия

От перепадов температуры и постоянных вибраций, неизбежно возникающих при работе двигателя и движении автомобиля, хрупкая керамика постепенно разрушается, и твёрдые частицы проникают внутрь ДВС. Это происходит по разным причинам:

  1. В случаях, когда мотор оборудован системой рециркуляции газов, попадание керамической пыли на стенках цилиндров гарантировано. Инженеры это понимают, и на современных моделях двигателей всё реже можно встретить клапан EGR.
  2. Даже когда системы рециркуляции нет, при запуске мотора в выпускном тракте нередко возникают резонансные колебания и воздух, вместе с частицами керамики, на короткое время устремляется внутрь камер сгорания.

Результат один – на стенках цилиндров образуются задиры, и двигатель выходит из строя. Причём, не имеют особого значения ни страна, ни фирма, где был произведён автомобиль. Эта проблема хорошо знакома владельцам машин, выпущенных концерном «Фольксваген».

Задиры на стенках цилиндра двигателя Volkswagen CAXA

Сталкиваются с аналогичными неисправностями и хозяева автомобилей, изготовленных концерном Hyundai/KIA.



Задиры на стенках цилиндра двигателя Hyundai/KIA семейства G4F

Обидно, когда всё это случается при пробеге 80 – 100 тыс. км. Тем более что на двигателях с металлическими гильзами, запрессованными в алюминиевые блоки цилиндров, возможность устранения такой неисправности технологически не предусмотрена. Можно ли что-то предпринять, чтобы не стать жертвой новейших конструктивных и технологических решений?

Обратите внимание: Рассказываю, какие авто бизнес-класса можно купить по цене Соляриса.

Да, можно.

Несложная модернизация

Если вы не намерены продавать автомобиль через 3 – 4 года эксплуатации, имеет смысл заменить керамический нейтрализатор на аналог, изготовленный из металлической сетки. Обойдётся это куда дешевле, чем капитальный ремонт или замена ДВС. Так, например, компания Fortluft, качество продукции которой подтверждено международными сертификатами, изготавливает детали сразу в двух вариантах исполнения. Её стараниями владельцы Skoda Rapid с мотором 1,6, выпущенных в 2013 – 2021 году, могут приобрести заменные патроны:

  • С керамическим наполнителем (артикул CAT476) за 10 – 11 тыс. рублей.
  • Из металлической сетки (артикул CAT477) за 15 – 16 тыс. рублей.

Для двигателей 1,4 литра, устанавливаемых на изготавливаемые с 2017 года на модели Hyundai/KIA и особенно уязвимых к подобным повреждениям, подойдут детали с каталожным номером:

  • CAT250 (керамика), стоящие 9 – 10 тыс. рублей.
  • CAT251 (металлическая сетка), по цене 12 – 13 тыс. рублей.

Приблизительно во столько же обойдутся работы по замене керамической начинки каталитического нейтрализатора на несоздающую проблем металлическую. Не такая уж высокая плата за продление жизни силового агрегата.

Диагностика

Приобретая автомобиль на вторичном рынке, не поленитесь провести осмотр ДВС. Обнаружить задиры на стенках цилиндров можно с помощью видеоэндоскопа. Подключаемая к смартфону или компьютеру насадка с приемлемыми характеристиками стоит на OZON около 1000 рублей. Но тем, кто занимается ремонтом автомобилей на постоянной основе, имеет смысл купить профессиональную модель со светодиодной подсветкой.

Подключаемый к смартфону видеоэндоскоп

Никаких серьёзных манипуляций не требуется. Достаточно вывернуть свечи и поочерёдно ввести видеоэндоскоп в полость каждого цилиндра. В случае обнаружения задиров на стенках, от покупки машины придётся отказаться. Ремонт, если он вообще возможен, стоит дорого.

Заключение

Прогресс не стоит на месте. И никто не может предвидеть заранее, какую бяку он подкинет автомобилистам в следующий раз. Нам же остаётся только искать способы минимизации возможных потерь. Как в случае с каталитическим нейтрализатором.

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Катализаторные страдания, или как, пытаясь решить одну проблему, можно создать другую.