Почему fiat «не прижился» в России

Если сравнивать, какой иностранный бренд оказал наибольшее влияние на российский автопром, то в первую очередь, речь пойдет об итальянском FIAT. Именно с его модели FIAT-124 была снята копия, известная у нас как «ВАЗ-2101», ставшая родоначальником большого семейства отечественных автомобилей "Жигули". А итальянские технологии надолго определили тренд развития отечественного автостроения. Но сегодня речь не об этом.

В нашу задачу не входит анализ эволюции вазовского семейства. Нам интереснее вопрос, почему крупнейшая итальянская автомобильная компания не смогла найти место и "пустить корни" в новом российском автопроме, как это смогли сделать многие зарубежные автопроизводители. Хотя для этого у нее были все условия.

FIAT Uno 1983

У итальянского FIAT, который давно работает на рынках развивающихся стран, таких как Турция, Бразилия, Аргентина, Польша и др. еще задолго до появления конкурента из Renault (речь о Logan), появился «всемирный автомобиль». Дело было в 1996 году, (сравните, Renault Logan появился только в 2004-м). Тогда в 90-ых на европейских рынках пользовался огромным спросом хэтчбек FIAT Punto. Модель была просто суперуспешной и даже соревновалась за звание самого популярного европейца с VW Golf. А вот для развивающихся рынков был придуман проект «178», специально спроектированный автомобиль, получивший позднее имя FIAT Palio. За основу взяли платформу совсем старой модели Fiat Uno образца 1983 года, который также как и Punto был популярен в Европе. Первым автомобилем в семействе Palio был хэтчбек (3- или 5-дверный).  Затем появился сарай (универсал) Palio Weekend, а в 1997 году в Аргентине стартовала сборка седана – Siena.  Базовая версия EL имела 1,6-литровый 8V двигатель в 82 л.с., но версия HL оснащалась традиционным 16-клапанным двигателем в 106 л.с.

Всемирный автомобиль FIAT Palio

Итальянские автомобили этого семейства выпускались в Польше, Турции, Бразилии, Аргентине и еще в Южной Африке. Практически дошло дело и до России. В планах итальянского концерна была организация предприятия «Нижегород Моторс» объемом в 100 000 автомобилей в год на мощностях ГАЗа. Именно в это время ГАЗ перешел в руки «Сибала» (Русала) олигарха Олега Дерипаски. Россия тогда оправлялась от дефолта 1998 года. Но партнеры не смогли договориться и планы остались планами. Вскоре, ГАЗ запустил проект Volga Siber на основе американского Chrysler Sebring. И о планах FIAT забылось. Затем на ГАЗе замаячил новый проект по сборке Chevrolet Aveo.

В дальнейшем после провала проекта новой «Волги», у ГАЗа появился другой партнер. По соглашению с немецким автогигантом на мощностях нижегородского предприятия началась контрактная сборка автомобилей Volkswagen и Skoda, которая продолжается до сих пор.

FIAT Palio Weekend

Тем не менее, итальянский проект семейства Palio оказался весьма успешным, особенно в Латинской Америке. Помимо хэтчбека FIAT Palio, седана FIAT Siena и универсала Palio Weekend, там выпускали на базе этого автомобиля пикап под названием Strada.

Проекту FIAT Palio в этом году исполняется четверть века, а завершился он в 2016 году. Но, так сложилось, что он «проехал» мимо России. Хотя FIAT предпринимал попытку начать производство в России во второй раз. Итальянский FIAT стал партнером и попытался работать с другим отечественным автопроизводителем – компанией Sollers. Здесь предметом сотрудничества выступал фургон Ducato. Помните, примерно в середине первого десятилетия в городах стали появляться массово кареты скорой помощи этой итальянской модели. А вот для сборки легкового автомобиля в середине первого десятилетия был предложен «модернизированный» Palio, который был назван FIAT Albea.

FIAT Albea

Этот неказистый седан выпускали в Набережных Челнах, на том самом заводе, где когда-то производилась «Ока».  Но он не снискал широкой популярности у наших автолюбителей. На пике продаж в 2007 году удалось реализовать всего 17 тыс.

Обратите внимание: Почему НЕЛЬЗЯ доверять объявлениям о продаже автомобилей?.

машин, в то время как Renault Logan разошлась тиражом 74 тыс., а Ford Focus в количестве 93 тыс. машин. Да и локализация итальянской модели составляла всего 20%. Но опять что-то пошло не так, и в начале десятилетия Sollers сменил партнера. В этом качестве выступил на следующие 10 лет американский Ford. А в свою очередь, руководство итальянского FIAT потеряло всякий интерес к российскому рынку. А ведь с Sollers намечался грандиозный проект по выпуску полумиллиона машин в год.

Ставка на Chrysler

А что далее? FIAT не стал больше делать ставку на Россию, как на один из развивающихся рынков. Подумаешь, одним больше, одним меньше. В Латинской Америке и в Турции дела идут отлично.

Итальянский автоконцерн, ведомый топ-менеджером Серджио Марчионне, сосредоточился на американском рынке. К самым значимым достижениям за океаном стала покупка третьего по величине американского автопроизводителя из «большой американской тройки» компании Chrysler, который оказался в очередной раз в трудном положении. Так, FIAT стал владельцем таких легендарных брендов как Chrysler, Dodge, Jeep, а впоследствии появился и пикап-бренд RAM. Новое объединение получило название FCA (FIAT-Chrysler Automobiles). Сегодня итальяно-американский концерн вошел в новую многонациональную группу Stellantis. 

Новый рывок в составе Stellantis

На самом деле у итальянского концерна на основных рынках в Европе дела в последние годы идут неважнецки. Доля итальянских марок снижается. По итогам первых трех месяцев 2021 года на объединенном европейском рынке FIAT оказался на 11 месте, а другие марки, такие как Lancia и Alfa Romeo даже не вошли в первую 20-ку авторынка Старого континента.

Руководство Stellantis сегодня предполагает, что FIAT должен извлечь наибольшую выгоду из слияния FCA и PSA. Итальянский автопроизводитель наконец - то получает доступ к современным технологиям для небольших автомобилей, которых ему в последние годы так отчаянно не хватало. Поскольку, сегодня трудно в одиночку разработать автомобильную платформу, чтобы конкурировать с глобальными игроками.

Все это привело к тому, что сегодня у FIAT на европейском авторынке усеченный модельный ряд. Сегодня FIAT слабо представлен в сегменте компактных автомобилей, где он предлагает только модель Tipo. В сегменте mini, у FIAT семейство, построенное на платформе FIAT 500.

Кроссовер из семейства FIAT 500

Эта модель не стала палочкой-выручалочкой для итальянского концерна. Хотя на домашнем рынке в Италии продается неплохо и даже является лидером местного рынка. А вот отказ от дальнейшего развития семейства В-класса FIAT Punto и Alfa Romeo MiTo стал стратегической ошибкой. Ведь до сих пор есть спрос на их одноплатформенного родственника Lancia Ypsilon. Он до сих пор выпускается на заводе в Польше. Фактически FIAT непростительно ушел из самого популярного класса в Европе.

Lancia Ypsilon

Теперь, благодаря новому партнерству FIAT в рамках монстра Stellantis, наконец-то, появилась возможность вернуться в сегмент и вернуть себе ранее утраченные позиции. FIAT заинтересован в современной платформе для небольших автомобилей, которая имеется у французов из PSA. Речь идет об архитектуре CMP, французского партнера, которая может быть получена итальянцами. Благодаря ей, удастся довольно быстро и малозатратно разработать автомобили нового поколения, а также позволит установить электропривод на итальянские автомобили, без которого  в Европе уже не обойтись. В частности, в качестве первого изделия на французской архитектуре CMP будет построен небольшой кроссовер FIAT, выпуск которого планируют к 2023 году.

FIAT уже подтвердил, что будет производить его в Польше на заводе в городке Тыхы. А также здесь начнут выпускать родственные новые кроссоверы под шильдиком Jeep и Alfa Romeo на той же технической базе.

FIAT Aegea из Турции

А что же развивающиеся рынки? А там, к примеру в Турции, выпускают семейство под названием FIAT Aegea, семейство симпатичных автомобилей. Не разорви FIAT отношений с Sollers может быть и у нас было на одно семейство иномарок больше. А так Россия оказалась и без FIAT, и без Ford.

Получается, что на примере этих автопроизводителей отчетливо видны приоритеты. Присутствие на одним из развивающихся рынков можно пренебречь, ради своего будущего. Печально, что этим рынком оказалась РФ.

источник

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Почему fiat «не прижился» в России.