От такси до подарка

ГАЗ - 21 "Волга" стала символом 1960-х годов, а общественное положение этого автомобиля в то время подробно запечатлел советский кинематограф.

Машины этой марки то и дело встречались на улицах городов, особенно крупных. Не потому, что так много людей могли себе позволить разъезжать на шикарных автомобилях, а потому, что "Волги" поступили на государственную службу.

От такси до подарка

Служба:мирная и опасная

С 1962 года ГАЗ - 21 стали работать на службе в такси. В 1963-м по просьбам автотранспортных предприятий завод даже изменил компоновку салона автомобилей - такси. Чтобы пассажиры могли перевозить крупногабаритный багаж, бывшее единым переднее сиденье разделили на кресло водителя и пассажира. Второе легко складывалось - и получалась грузовая площадка. Такому варианту присвоили обозначение ГАЗ-21Т (с 1965 года - ГАЗ-21ТС).

В 1966-1970 годах в большинстве городов СССР ГАЗ-21 "Волга" была основной моделью такси. Единой окраски машины не имели, но были в основном светлыми, с двумя полосами шашек и буквой Т на дверях и шашками на капоте и багажнике. В московских и ленинградских парках "Волги" стали оснащать системой мобильной радиотелефонной связи с диспетчерской. На переднем правом крыле устанавливали антенну, а под счётчиком - радиостанцию. ГАЗ - 21 служили в таксопарках до лета 1975 года, пока их не вытеснила новая модель "Волга" - ГАЗ - 24-01.

"Волгу" сразу оценили и взяли к себе на службу уголовный розыск, отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) и государственная автоинспекция (ГАИ). До 1969 года милицейские "Волги" красили в темно-синий цвет с яркой красной полосой, а после - в ярко-жёлтый с синей полосой. Они имели дополнительное оборудование: синий маячок, громкоговоритель, рацию, фару-искатель. Часто эти машины оснащали и особыми двигателями. Для небольших городов важно было, чтобы мотор мог работать на низкосортном бензине А-72 или даже А-66. В столице были в ходу ГАЗ - 21С, с мотором в 85 л.с.

От такси до подарка

Кинокарьера

Как такси, милицейская или служебная "Волги" фигурировали во многих кинофильмах, снимавшихся в 1960-1970-е годы. Конечно, без них не мог обойтись общий план городских улиц, но часто они играли и главные роли. Из фильмов тех лет, которые и сегодня не забыты, вспомним "Бриллиантовую руку" Л.И.Гайдая. Знаменитое такси на Дубровку - ГАЗ - 21. Ещё одно такси водит Олег Ефремов в фильме Т.М.Лиозновой "Три тополя на Плющихе".

Обратите внимание: В Киеве появилось роскошное такси для богатых (видео).

Милицейская "Волга" приезжает за Иваном Васильевичем, который на время сменил профессию. А вот у Э.А.Рязанова в фильме" Берегись автомобиля" ГАЗ - 21 выступает как предмет роскоши, который доступен либо людям с высоким общественным статусом, либо взяточникам. Именно машины этой марки ворует Юрий Деточкин и вырученные деньги отправляет в детские дома.

От такси до подарка

Красные шапочки

Московский Второй авторемонтный завод (ВАРЗ), ремонтируя таксомоторы, стал снабжать машины со светлым кузовом красной крышей. Такие такси тут же окрестили "красными шапочками". С 1968 года в "шапочках" стали выпускать и новые машины - такси.

От такси до подарка

Две истории первых машин

Конечно, были в Советском Союзе люди, которые вполне законно и заслуженно владели "Волгами". Самый известный среди них - Юрий Гагарин. После полёта в космос он получил ГАЗ - 21 в подарок от правительства. Это была "Волга" 2-й серии 1960 года выпуска, но не совсем обычная: снаружи чёрная, с полным комплектом люксового хрома, и голубая внутри. Регистрационный знак тоже был особым: 78-78 МОД. Интересно, что первый в мире космонавт не имел водительского удостоверения. Прежде чем сесть за руль и сказать себе более прозаическое "Поехали!", ему пришлось сдать экзамены на общих основаниях в автошколе ДОСААФ. Впрочем, с этим он справился элементарно.

ГАЗ - 21 стал первым автомобилем и ещё одного легендарного человека того времени - поэта, певица и актёра Владимира Высоцкого. Вообще-то не стремившийся к роскоши, Высоцкий делал исключение для машин. Он мечтал о красивых, технически совершенных автомобилях, но не берег их, а наоборот, будто испытывал, на что они способны. Поскольку в езде, как и в творчестве, он был необычно страстен и азартен, судьбы его любимиц на колёсах заканчивались трагически. Первая, "Волга", ушла из его жизни после аварии. За ней последовали советская "копейка" и несколько иностранных марок.

От такси до подарка

Награда, ставшая экспонатом

Сейчас "Волга" первого космонавта хранится в музее в городе Гагарин (до 1968 года - Гжатск) Смоленской области. Состояние автомобиля изначально соответствовало возрасту, так как на хранение машину поставили в 1970-х годах без реставрации. Хранение под глухим стеклянным колпаком не способствовало его улучшению. Впоследствии автомобиль прошёл реставрацию.

От такси до подарка

Подписывайтесь в раздел (заходите в Instagram:sofa_storiess там тоже история и тоже интересно)

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: От такси до подарка.