Пожиратели топлива
Автоматические коробки делятся на несколько типов. Есть вариаторы, роботы и гидромеханические автоматы. На бюджетных автомобилях B и С классов распространение получили старые 4-ступенчатые и новые 6-ступенчатые автоматы с гидротрансформатором. Конструктивно они выполнены в виде набора планетарных рядов и фрикционных механизмов управления.
4-ступенчатые агрегаты разрабатывались примерно два десятилетия назад и настроены на более низкие экологические нормы. Поэтому они допускают работу мотора на 3-4 тысячах оборотов и ведут к повышенному расходу топлива. В особенности это заметно при скоростях свыше 80 км/ч. «Автомат» включает четвертую передачу и ездит на ней в широком диапазоне скоростей.
Кроме того, «автоматы» имеют так называемые энергетические потери в гидротрансформаторе. Этот узел заменяет привычный пакет сцепления и передает крутящий момент от мотора к коробке через два крыльчатых колеса, работающих в масляном резервуаре. На небольших скоростях одно колесо, находящееся на выходном валу двигателя, раскручивает масло, а оно уже посредством сил инерции перебрасывается на лопасти другого колеса и крутит входной вал коробки. Таким образом, в узле нет прямой механической связи.
Что произойдет, если быстро нажимать на газ? Масло не может отреагировать на изменение момента мгновенно. Передавать все 100% тяги за доли секунды маслу невозможно, отчего часть энергии поглощается гидротрансформатором. Эффективность трансмиссии падает. В итоге бензин потребляется двигателем, а машина не разгоняется так быстро, как хотелось бы.
Поэтому старые 4-ступенатые «автоматы» действительно раза в полтора прожорливее 5-ступенчатых механических коробок. И если, к примеру, Renault Duster на 5-ступенчатой «механике» ест около 11-13 литров в городе, то с 4-ступенчатым автоматом при активном драйве он сожжет и 14-15 литров бензина.
«Автомат» быстрее
Прогресс не стоит на месте, и многие бюджетные автомобили уже комплектуются 6-ступенчатыми автоматическими трансмиссиями. Они ставятся на модели Hyundai — KIA, а также на Volkswagen.
Обратите внимание: Полноценный минивен, с автоматом, который не просто ездит, но и особо не ломается - до 200 000 рублей? У меня такой был.
У них есть блокиратор гидромуфты, который сокращает энергопотери в гидротрансформаторе. Но главное, они вооружены двумя дополнительными ступенями, которые позволяют работать двигателю в максимально щадящем режиме.Шестая передача включается уже на 55-65 км/ч, благодаря чему автомобиль в спокойном городском трафике не раскручивает мотор выше 2,5 тысячи оборотов. Ну а если водитель и вовсе никуда не торопится, то коробка не поднимает стрелку тахометра выше 1800 оборотов.
Электроника мастерски орудует передачами. К примеру, вторая включается уже на 12 км/ч, а четвертая — на 25 км/ч. Современный «автомат» успевает перебрать все передачи в течение минуты. Причем происходит это незаметно и почти без рывков.
Тягаться с «автоматом» по скорости и по частоте переключений бессмысленно. Даже если заказать автомобиль с дорогой 6-ступенчатой механической коробкой, то никто из водителей не станет так же частить, как «автомат». Многие в пределах городской черты ограничиваются четырьмя ступенями и лишь на бессветофорных автострадах переходят на высшую ступень.
Кроме того, человек порой просто забывает переключиться и может крутить мотор на «четвертой» полчаса кряду. Поэтому расход топлива возрастает.
В пробках расход топлива у автомобилей с «механикой» тоже растет. Водители стараются посильнее раскрутить мотор, чтобы не заглохнуть при старте с места, и задирают стрелку тахометра до 3500 оборотов. Автомобиль сжигает горючее впустую.
«Автомат» же, наоборот, в ползучем пробочном режиме стартует с 1100 оборотов и катится фактически на холостых. Поэтому расход топлива падает до 0,7-1,5 л/ч.
Когда окупится «автомат»?
В среднем 1,6-литровый атмосферный двигатель на Volkswagen Jetta с 5-ступенчатой механической коробкой потребляет около 10-12 литров в городе. Автоматическая 6-диапазонная трансмиссия с таким же мотором укладывается в 8-10 литров. Разница в 2 литра на 100 км ощутима по деньгам, однако многие продолжают отдавать предпочтение механическим коробкам в городах, заявляя, что они существенно дешевле.
Но простые расчеты показывают, что два сбереженных литра бензина при среднем ежегодном пробеге в 15 тысяч километров дают общую сумму экономии за 5 лет в 50-60 тысяч рублей. Примерно столько же и стоит современная автоматическая коробка. То есть 6-ступенчатый «автомат» окупается примерно за пять лет
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Автомат экономичнее и быстрее механики! Расскажу почему!.