Правила выбора и покупки подержанного автомобиля для делетанта

Не секрет, что покупать новые машины не выгодно: слишком много они теряют в цене за первые годы эксплуатации. В одной из моих статей я уже разбирал, из чего складывается реальная стоимость эксплуатации автомобиля, а именно: из собственно его цены, а также налогов, страховок, процентов по кредиту (если он есть), расходов на ремонт и техническое обслуживание, резину, ремонт и топливо, а также потери в стоимости за срок эксплуатации. Если применять такой подход, получится, что самой выгодной покупкой является относительно ликвидная модель 3-5 лет от роду, на срок 3 года, так как он практически не потеряет в стоимости. В этом случае перспектива позволить себе за те же деньги более комфортный, престижный и технически совершенный авто выглядит весьма соблазнительно.

Правила выбора и покупки подержанного автомобиля для делетанта

Но как же купить действительно достойный аппарат без нежелательных дорогостоящих "сюрпризов"? Я верю в "правило 10 000 часов". Это значит, что чтобы действительно разобраться в любой теме, придется потратить эти самые 10 000 часов. Для большинства из нас автомобили и авторынок- это не профессия, и мы не можем себе позволить потратить достаточно времени, чтобы быть в этой сфере профессионалами, что бы мы о себе не думали. Поэтому нам приходится в своих действиях при выборе авто на вторичном рынке опираться на простой здравый смысл. Именно эти правила, продиктованные здравым смыслом, уже помогли мне и многим моим друзьям сделать удачный выбор. Надеюсь, они помогут и вам.

1) Определитесь с моделью. Составьте список моделей, которые вам нравятся и цена на которые вас не пугает. Далее изучите как следует каждую модель: ее особенности, слабые места, наиболее вероятные поломки на разных пробегах. В интернете полно информации на эту тему: читайте форумы, смотрите ролики и обзоры на ютубе. О своей будущей машине вы должны знать как можно больше. Лучше, если вы сразу отбросите модели, которые часто покупают в кредит, на последние деньги и для коммерческого использования (такси). С этими машинами как правило обращаются несколько хуже, чем с авто премиум- сегмента и бизнес- класса. Логика тут очень простая: человек, который купил в салоне премиум, навряд ли будет лить в двигатель отработку от КАМАЗа вместо оригинального масла в целях экономии. Не выбирайте "не проверенные временем" авто и моторы- только вышедшие на рынок. Вас интересует как минимум первый "рестайлинг"- в этих моделях производитель уже учел ошибки, допущенные в разработке и производстве "сырых" первых версий. Проанализируйте рейтинги "угоняемости" модели. Поверьте, очень не удобно владеть автомобилем, к которому на ночь надо приставлять пулеметный расчет. Определились с моделью- переходите к изучению рынка.

2) Изучите рынок. Поймите для себя, какова верхняя и нижняя планка цены вашей модели. Не ведитесь на низкую цену: никто не будет вам делать подарков просто так. Если автомобиль стоит неадекватно дешево- вы определенно доплатите разницу в процессе эксплуатации. Если денег на автомобиль мечты по средне-высокой или высокой цене вам не хватает- присмотритесь к моделям попроще.

3) Изучите объявления, выберите те, которые отвечают вашим запросам. Лучше всего, если в ПТС один хозяин, хотя бывают и исключения. Я как-то купил в превосходном состоянии БМВ от второго хозяина. Я обратил внимание на это объявление, потому что на фотографиях увидел под водительским сиденьем губку и тряпочку для протирки салона. Такое отношение к авто- уже повод пообщаться с владельцем. Оказалось, парень просто фанат своей машины. Надо ли говорить, что она была просто в идеале?

4) Закажите платный отчет в Автотеке: он содержит массу информации по истории обслуживания, ДТП, и так далее.

5) Лучшие машины - от хорошего хозяина. В автосалонах как правило появляются машины, которые хозяин не смог продать по этой цене сам. Хотя и тут не без исключений. Бывает, что дилеры объявляют акцию с большой скидкой по трейд-ин на новые машины, и тогда их площадки наполняются вполне приличными и не старыми авто. Также бывает, что хозяину было просто лень или некогда встречаться с потенциальными покупателями и он сознательно приобрел у автосалона услугу продажи своей машины. Но все же лучшие машины - от хорошего хозяина.

6) Поговорите с продавцом.

Обратите внимание: Что происходит в автосалоне? Процедура покупки нового автомобиля глазами эксперта.

Первый вопрос- является ли продавец собственником. Избегайте перекупов: к ним редко попадают хорошие автомобили, а имея дело с перекупом, вы имеете дело с профессионалом в продаже автохлама дорого. Не думайте, что сможете его "переиграть". Это как садиться за карточный стол с профессиональным шулером.

7) Расспросите у продавца об истории авто: как и где купил, где обслуживал, были ли ДТП, какие детали красились/менялись. Сравните эти данные с отчетом из "Автотеки". Попросите прислать фото ПТС и заказ- нарядов из сервисов. У хорошего хозяина они должны быть. Если "дядя Вася из гаражей чеков не дал" - авто, которые обслуживались у "дяди Васи" нас заведомо не интересуют. Заручитесь согласием продавца на проверки авто перед покупкой.

8) Далее надо понимать, что хорошие автомобили "уходят" быстро. И поэтому действовать надо тоже быстро. Договоритесь о просмотре. Если машина понравилась и продавец произвел хорошее впечатление, тут же записывайтесь на диагностику.

9) Первая диагностика. "Официал", либо пост- гарантийный сервис, специализирующийся на данной модели/марке. Уточните, что именно будут проверять. Учтите особенности и слабые места модели. Например, у машин концерна VAG  надо дополнительно проверять состояние цепи мотора и дисков сцепления DSG (эти проверки как правило не входят в базовую диагностику). Если там есть проблемы- это предмет для существенного торга, так как работы по их устранению не дешевы. Любые найденные неисправности- предмет для торга (узнайте, сколько стоит ремонт).

10) Кузов. Дело в том, что не все ДТП попадают в отчеты "автотеки", а только лишь те, которые оформлены в ГИБДД, либо если автомобиль чинился на "официале". Вы можете конечно освоить толщиномер и сами проверить толщину лакокрасочного покрытия, чтобы понять, какие элементы красились. Но лучше все- таки доверить это дело профессионалам, которые занимаются кузовным ремонтом каждый день. Найдите хороший кузовной сервис в Вашем городе. Договоритесь о диагностике. Кстати, этот пункт можно поставить до диагностики на сервисе, так как кузовная диагностика стоит явно дешевле.

11) Если все в порядке- переходите к сделке. Лучше всего, если сделка будет происходить непосредственно в МРЭО. Заранее договоритесь с хозяином, что рассчитаетесь с ним после того, как инспектор сверит номера на двигателе и кузове с документами. Помните, вы- не эксперт. Доверьте экспертизу "легальности" ТС профессионалу в погонах.

12) Не забудьте попросить о продавца диагностическую карту технического осмотра. Это даст вам возможность купить ОСАГО онлайн и не проходить ТС самостоятельно.

13) "Любите" свою машину и обслуживайте ее правильно. Посмотрите мануал, вас интересует колонка "тяжелые условия эксплуатации", так как именно она относится к эксплуатации ТС в нашей стране. Лейте качественное топливо, обслуживайтесь на сервисах, которым доверяете. Помните, экономия на качественном обслуживании всегда влечет за собой более крупные расходы. Собирайте чеки и заказы-наряды: так вы легче и дороже продадите автомобиль, когда придет время.

Ну и напоследок о годах выпуска и пробегах. Большинство современных авто рассчитаны на 150 000км пробега либо 10 лет эксплуатации без крупного ремонта. Если раньше инженеры закладывали двойной- тройной запас прочности в узлы и агрегаты (вот откуда на европейских дорогах столько "Мерседесов" w123 и прочих "винтажных" моделей), то сейчас прочность рассчитывает цифровой алгоритм, что дает возможность производителям программировать устаревание автомобиля весьма точно. Это дает возможность производителям продавать чаще новые машины одному и тому же покупателю, а также больше зарабатывать на одной продаже вследствие снижения себестоимости. Поэтому для большинства современных моделей (примерно после 2012 года выхода на рынок) можно ориентироваться на эти цифры.

Надеюсь, эта статья кому-то поможет выбрать "правильный" аппарат и сэкономить на покупке и эксплуатации автомобиля. Всем удачи на дрогах!

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Правила выбора и покупки подержанного автомобиля для делетанта.