Принятие ГОСТа "Транспортные средства раритетные и классические. Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки” – не новость. Об этом написали уже практически все. ГОСТов огромное количество. И, среди принятых за последний год стандартов, таких, как “Клюшки для игры в флорбол. Конструкция и основные размеры” и “Сельди соленые. Технические условия”, указанный стандарт, безусловно, займет достойное место.
Стандарт "устанавливает методику проведения историко-технической экспертизы классических транспортных средств и требования, предъявляемые к ним с целью признания транспортных средств раритетными или классическими. Стандарт также устанавливает требования к безопасности в эксплуатации классических транспортных средств". Последнего там, кстати, нет.
Как сказал на мероприятии, прошедшем 7 декабря в Музее культовых автомобилей М.О.С.Т и посвященном презентации ГОСТ Р 58686-2019, директор АО "Электронный паспорт" Илья Минкин, указанный документ – это уже "второй шаг". Первым шагом стал ГОСТ "Знаки государственные регистрационные транспортных средств", в котором теперь есть отдельная категория номеров с литерой «К» для классических и раритетных автомобилей.
Попробуем выяснить, кого этот добровольный для исполнения документ непосредственно касается, вернее сказать, на кого направлен и кому необходим.
По данным Росстата в России автомобилей и мотоциклов старше 30 лет не более трех с половиной миллионов. Это около 4,6 % от общего количества стоящих на учете транспортных средств. То есть, автомобилей и мотоциклов, которые могут подходить под рассматриваемый стандарт, осталось не так уж и много, и с каждым годом их становится все меньше и меньше. Сработала в свое время система утилизации, массовый снос гаражей в столице заставил владельцев гниющих в них "Жигулей" и "Москвичей" избавиться от них вместе с этими гаражами. Интересно ли будет обладателям дышащих на ладан "ласточек" получать для них статус раритетных или классических, инициировав проведение платной историко-технической экспертизы? Наверное, нет. Большая часть рада бы избавиться от зашпаклеванного и переделанного "раритета" купив себе "Логан", но средства не позволяют.
Энтузиасты-коллекционеры
Таковых единицы. А им этот ГОСТ зачем? Какие преференции он им дает? Пока никаких. Возможность выделиться из потока транспортных средств? Оригинальный вид их уникальных автомобилей и так привлекает к себе достаточно внимания. Возможность установить особый регистрационный знак? На таких автомобилях органично смотрелся бы регистрационный знак, соответствующий времени эксплуатации.
Начали с конца
Для того, чтобы ГОСТ "заработал", необходимо "шагать и шагать", то есть внести изменения в целый ряд законов, постановлений и приказов. Следующий за стандартом шаг, как сказал тот же И. Минкин – возможность внесения в ПТС данных о том, что этот автомобиль не такой, как все остальные. Далее – льготы по налогообложению, возможность въезда в центр города (экологический класс ведь не соответствует), возможность регистрации указанных транспортных средств, документы на которые утрачены, оформление ОСАГО только на время соревнований и выставок, возможность ввоза из-за границы и регистрации без оформления в качестве культурной ценности и многое другое.
А пока этого нет, кому ГОСТ нужен?
Ответ прост. Самим разработчикам. Из выступления заместителя руководителя Росстандарта Алексея Кулешова, модератора мероприятия "ГОСТ в М.О.С.Т" http://info-parts.ru/.../3645-utverzhden-gost-dlya... выясняется, что "идеологами" и авторами этого документа являются: председатель комитета классических автомобилей Российской автомобильной федерации (РАФ) Андрей Паньковский, его заместитель Петр Шляхтин и Ирина Журавлева, руководитель Центра ДПО Московского университета имени С.Ю. Витте.
А судьи кто?
Согласно ГОСТу и разработанному Положению, эксперт по классическим транспортным средствам должен быть аккредитован экспертным советом РАФ. Процедура эта платная. Кроме того, будущий эксперт должен получить дополнительное профессиональное образование "в области экспертизы классических транспортных средств в образовательных организациях, уполномоченных РАФ". Нетрудно догадаться, что такой организацией является Московский университет имени С.Ю. Витте. Стоимость обучения, со слов Журавлевой, от 20 до 40 тысяч рублей, в зависимости от программы. Согласно положению, аккредитация действительна в течение 5 лет. Затем переподготовка и повторная аккредитация. Понятно, что не бесплатная. В какую сумму обойдется для владельца раритетного авто историко-техническая экспертиза ТС? Сумма тоже была озвучена Шляхтиным – 10-15 т.р.
А как у них?
По результатам анализа особенностей допуска к участию в дорожном движении "раритетных" транспортных средств за рубежом, проведенном в одной из работ НЦ БДД МВД России в 2014 году, было отмечено, что и там имеются ограничения на эксплуатацию таких транспортных средств, зависящие от их технического состояния, специальные сборы и платежи, особенности страхования.
Будем ждать дальнейшего развития событий.