История создания первого Русского Автомобиля

В конце XIX века инженеры многих стран усердно пытались создать экипаж, которым человек смог бы управлять сам, без использования лошадей. Каждый из них надеялся сделать прорыв и создать изобретение, впоследствии названное автомобилем. В 1883 году немец Готтлиб Даймлер смог воплотить в жизнь первый в истории двигатель внутреннего сгорания, а двумя годами позднее Карл Бенц на основании этой разработки сконструировал автомобиль. Их совместное изобретение сразу же покорило весь мир, в том числе и Российскую империю. Это, в свою очередь, дало толчок к созданию первого российского автомобиля.

Любое событие, связанное с появлением нового вида деятельности, спустя годы считают историческим. Так, 14 июля 2020 года в России отметили очередную памятную дату – 124 года со дня изобретения первого советского автомобиля, работающего на двигателе внутреннего сгорания. Эта дата также является отправной точкой развития российского автомобилестроения. Первая информация о людях, повлиявших на становление российского автомобильного производства, была напечатана в сайте «Автомобильная и тракторная промышленность» в 1950 году. В ней были названы имена людей, сыгравших немаловажную роль в развитии отрасли автомобилестроения, в том числе и непосредственных создателей первого российского автомобиля – Петра Фрезе и Евгения Яковлева.

В 1983 году на выставке, проводившейся в Чикаго, главным экспонатом стал автомобиль, сконструированный на заводе «Benz». Модель называлась «Velo» и сразу привлекла внимание двоих русских инженеров – Петра Фрезе и Евгения Яковлева. Фрезе руководил фабрикой по производству конных экипажей, а Яковлев владел собственным заводом керосиновых, нефтяных и газовых двигателей, которые он демонстрировал на выставке. Они оба были настолько впечатлены, что решили познакомиться и объединить усилия для создания аналогичной автомашины. Их прототипом стал автомобиль «Benz Velo».

История создания первого Русского Автомобиля

Через год после этой знаменательной встречи Александр III объявил о проведении Всероссийской промышленной выставки. Фрезе и Яковлев тут же приступили к активной разработке автомобиля, желая представить его на этом мероприятии. Процесс их работы был скрыт от общественности, но незадолго до выставки в сайте об изобретениях появилось описание их автомобиля. Многие заметили, что конструкция очень сильно напоминает зарубежные модели. Тогда автомобиль оснастили складным верхом, преобразивший внешний вид машины. Фабрика Яковлева выпустила двигатель и трансмиссию, а остальная конструкция, включая ходовую часть и колеса, была выполнена на заводе Фрезе.

Особенности автомобиля Фрезе-Яковлева

Итоговый автомобиль внешне был сильно похож на модель «Benz Velo», отличало его наличие складного верха из кожи. Также он был оснащен фонарями со свечами, резиновым гудком и рулевым рычагом.

История создания первого Русского Автомобиля

Характеристики у автомобиля длиной 2,5 метра и весом 300 кг были следующие:

· максимальная скорость – 2- км/ч;
· мощность – 2 лошадиных силы;
· испарительный карбюратор;
· заднеприводная компоновка;
· бензобак на 10 часов езды;
· тип кузова – двухместный фаэтон;
· механическая двухступенчатая трансмиссия.

Большие деревянные колеса (передние 156 см в диаметре, задние – 167 см) и резиновые шины позволяли автомобилю двигаться по практически любой дороге. Коробка передач была полностью аналогична механизму в «Benz Velo», за исключением более надежных ремней, которые были выполнены из прорезиненной ткани. Система охлаждения представлялась конденсатором и двумя емкостями из латуни вместительностью 30 л, расположенными по бокам машины. Воду постоянно нужно было подливать, так как вода кипела и испарялась, а попадала в конденсатор и охлаждалась только ее часть. Передач было две: первая позволяла ехать вперед, а вторая была холостой. Включались они с помощью рычагов по бокам от рулевой колонки. Заднюю передачу создатели не предусмотрели. Машина работала на прогрессивном на то время электрическом зажигании, состоящем из батареи и запатентованной свечи. Цилиндрический корпус карбюратора находился сзади, в левом углу. Выпускной клапан был оснащен механическим приводом, а впускной работал от разряжения. Автомобиль имел два тормоза: ручной и ножной. Ручной, находящийся с левой стороны кузова, воздействовал на шины заднего колеса, заставляя машину остановиться. Ножной являлся вспомогательным и предназначался для коробки передач. Ходовая часть сильно напоминала пролётку, но в ней отсутствовало место для ямщика.

Цена на отечественный автомобиль была сравнительно небольшой – 1500 рублей, в то время как стоимость «Benz Velo» была в два раза выше. Технические показатели российской и европейской машин ничем не отличались. Несмотря на это, его покупку могли себе позволить только обеспеченные люди. В эти годы заработная плата рабочего была около 20 рублей/месяц.

Реакция общественности

Наконец, автомобиль был продемонстрирован публике в Нижнем Новгороде на выставке, которая была проведена 9 июня 1896 года. Императору Николаю II он был продемонстрирован в движении. Несмотря на все преимущества первого российского автомобиля, всерьез им никто не был заинтересован. Сам Николай II позже писал в своем дневнике «Смотреть не на что, за границей лучше». Впоследствии император приобрел два автомобиля марки родом из Франции «Delaunay-Belleville».

Столь нелестная оценка императора не позволила машине Фрезе и Яковлева претендовать на совершение успешных продаж. Автомобиль задумывался как коммерческий проект, но так как на выставке он не произвел впечатления, задумка талантливых инженеров не окупилась. За другие свои проекты Фрезе и Яковлев на выставке получили серебряные медали, но про главное их детище – автомобиль – пресса решила умолчать. Автомашину пришлось вернуть на родину в Санкт-Петербург.

После этой неудачи Яковлев оказался в трудной ситуации. Его завод по производству двигателей почти разорился. После смерти Яковлева в 1898 году Фрезе пришлось пользоваться услугами заграничных производителей. Вскоре он открывает несколько мануфактур, производящих первые грузовики и специализированные автомобили.

Автомобиль Фрезе-Яковлева в наши дни

В течение многих лет автомобиль Фрезе и Яковлева был безвозвратно пропавшим. Даже за сто лет его не смогли найти, но в 1996 году его копия была создана инженерами-любителями и появилась в одном из московских автомобильных салонов. По найденному в архивах негативу с изображением автомобиля был выстроен первоначальный чертеж машины Яковлева и Фрезе. Размер деталей определили, сравнив их с параметрами стоящих рядом людей. Инженеры изготовили все детали вручную и собрали автомобиль спустя год после начала. Сейчас эту реконструкцию можно увидеть в Политехническом музее в Москве.

Несмотря на то, что славы среди общественности автомобиль Яковлева-Фрезе не снискал, он стал своего рода первой ступенькой в становлении российского автопрома. В европейских странах автомобилестроение было развито лучше, и, благодаря Фрезе и Яковлеву, отечественные инженеры и механики с азартом вошли в эту гонку. За следующие несколько лет в одном лишь Санкт-Петербурге появилось порядка двадцати фирм по производству автомобилей.

История создания первого Русского Автомобиля