«Иномарки в Россию придут «вторым эшелоном» – вслед за ширпотребом». Как это было, расскажут снимки

Здравствуйте, дорогие читатели! Рад вас приветствовать на моем сайте.

Если писать историю прихода в Россию в 90-е годы автомобилей-иномарок (что мы и делаем), то это типичный для нас процесс подтягивания потребителя к более продвинутым достижениям автопрома.

Процесс, надо сказать, медленный. Вот редкий снимок, разосланный по редакциям газет еще на фотобумаге в конвертах – тираж, посланный по подписке, всего 50 экземпляров. Но сейчас такой снимок – это факт истории: документ, запечатлевший время.

«Иномарки в Россию придут «вторым эшелоном» – вслед за ширпотребом». Как это было, расскажут снимки
Август 1991 года. "Москва примеряет западный стиль жизни". Фото Б. Кавашкина. Из фотоархива автора текста.

На снимке стоит дата – 1-е августа 1991 года. До распада СССР остается четыре с лишним месяца. Но страна уже не та, не прежняя. Вот что было написано в тексте к этой фотографии для редакций газет:

«Как говаривал известный чеховский персонаж, «в Греции все есть». А вот в Москве много нет вообще, да и остального становится все меньше. Пройдитесь по Тверской, думаю, скоро здесь не останется ни одной надписи на русском языке – сплошь иностранные названия пестрят чуть не на каждом здании. А как же объявленное возрождение России?

На снимке: Москва примеряет западный стиль жизни».

Вот такая патриотическая заметка к фотографии.

Однако, если вглядеться в фотографию, то становится понятно, что Запад шагнул в Россию – во всяком случае в тогдашнюю столицу СССР – лишь в рекламе и, очевидно, в товарах ширпотреба, просачивающихся к нам на фоне товарного дефицита, на который намекает автор заметки.

Но вглядитесь в картину дорожного движения: это ведь улица Тверская в 1991 году возле метро «Маяковская», самый центр – но ни одной иномарки вы не увидите. Они потом придут, позже, так сказать, «вторым эшелоном» за ажурными чулочками, духами западных парфюмеров, товарным ширпотребом из-за бугра.

А пока на фотографии 1991 года «Москвичи», «Волги» да «Жигули», сплошь советские автомобили.

Примерно в то же время сделан и московский снимок ниже. Его автор не стремился оставить потомкам фотографию Москвы автомобильной – но невольно запечатлел типичную картину тех лет: и тут иномарками не пахнет – нет ни одной, всё отечественные модели.

«Иномарки в Россию придут «вторым эшелоном» – вслед за ширпотребом». Как это было, расскажут снимки
Москва, 90-е годы. Автор снимка неизвестен. Из фотоархива автора текста.

А что уже говорить о провинции – про областные и республиканские города России (в одном из них и сделан снимок ниже). Милая сердцу квасного патриота картина: «Жигули», «Жигули» и еще раз «Жигули» на дорогах – «наш ответ Чемберлену».

«Иномарки в Россию придут «вторым эшелоном» – вслед за ширпотребом». Как это было, расскажут снимки
Таким было дорожное движение на улицах советских городов. Фотография из архива автора текста. Имя фотографа неизвестно.

Только вот эта благость долго не продержится. Уже есть кое-где подержанные западные марки машин, уже автолюбитель гадает о будущей покупке не между «Москвичом» и вазовской «шестеркой» или «пятеркой», а включает в размышление подержанную иномарку, увиденную у соседа. Пока страшновато такую рухлядь покупать: рынка запасных частей для западных автомобилей в России нет.

Но всё чуть погодя будет. И придется потесниться советскому автомобилю на рынке потребления, сдавать свои позиции.

Подписка на мой сайт не возбраняется, друзья.