Здравствуйте, дорогие читатели! Рад вас приветствовать на моем сайте.
Если писать историю прихода в Россию в 90-е годы автомобилей-иномарок (что мы и делаем), то это типичный для нас процесс подтягивания потребителя к более продвинутым достижениям автопрома.
Процесс, надо сказать, медленный. Вот редкий снимок, разосланный по редакциям газет еще на фотобумаге в конвертах – тираж, посланный по подписке, всего 50 экземпляров. Но сейчас такой снимок – это факт истории: документ, запечатлевший время.
На снимке стоит дата – 1-е августа 1991 года. До распада СССР остается четыре с лишним месяца. Но страна уже не та, не прежняя. Вот что было написано в тексте к этой фотографии для редакций газет:
«Как говаривал известный чеховский персонаж, «в Греции все есть». А вот в Москве много нет вообще, да и остального становится все меньше. Пройдитесь по Тверской, думаю, скоро здесь не останется ни одной надписи на русском языке – сплошь иностранные названия пестрят чуть не на каждом здании. А как же объявленное возрождение России?
На снимке: Москва примеряет западный стиль жизни».
Вот такая патриотическая заметка к фотографии.
Однако, если вглядеться в фотографию, то становится понятно, что Запад шагнул в Россию – во всяком случае в тогдашнюю столицу СССР – лишь в рекламе и, очевидно, в товарах ширпотреба, просачивающихся к нам на фоне товарного дефицита, на который намекает автор заметки.
Но вглядитесь в картину дорожного движения: это ведь улица Тверская в 1991 году возле метро «Маяковская», самый центр – но ни одной иномарки вы не увидите. Они потом придут, позже, так сказать, «вторым эшелоном» за ажурными чулочками, духами западных парфюмеров, товарным ширпотребом из-за бугра.
А пока на фотографии 1991 года «Москвичи», «Волги» да «Жигули», сплошь советские автомобили.
Примерно в то же время сделан и московский снимок ниже. Его автор не стремился оставить потомкам фотографию Москвы автомобильной – но невольно запечатлел типичную картину тех лет: и тут иномарками не пахнет – нет ни одной, всё отечественные модели.
А что уже говорить о провинции – про областные и республиканские города России (в одном из них и сделан снимок ниже). Милая сердцу квасного патриота картина: «Жигули», «Жигули» и еще раз «Жигули» на дорогах – «наш ответ Чемберлену».
Только вот эта благость долго не продержится. Уже есть кое-где подержанные западные марки машин, уже автолюбитель гадает о будущей покупке не между «Москвичом» и вазовской «шестеркой» или «пятеркой», а включает в размышление подержанную иномарку, увиденную у соседа. Пока страшновато такую рухлядь покупать: рынка запасных частей для западных автомобилей в России нет.
Но всё чуть погодя будет. И придется потесниться советскому автомобилю на рынке потребления, сдавать свои позиции.
Подписка на мой сайт не возбраняется, друзья.