У современного водителя уровень ответственности просто зашкаливает: он отвечает не только за себя и за свое транспортное средство, но и за пассажиров, а также за пешеходов и коллег-водителей. На дороге в любой момент может возникнуть чрезвычайная ситуация, потому человек за рулем должен быть готов к чему угодно. Для повышения водительских навыков и разработаны многочисленные курсы контраварийного или экстремального вождения. Так насколько полезным может быть такой продукт?
Простые цифры сложных проблем
Прежде чем мы начнем разбираться в том, чем отличаются курсы контраварийного от уроков экстремального вождения, давайте обратимся к старой доброй леди статистике. Мало кто знает, что в стандартных условиях дорожного трафика водители, как правило, используют не более 30% возможностей своего автомобиля. Если мы говорим о «чайниках», то этот показатель еще ниже – около 20%. Профессионалы могут «выжать» из своей машины порядка 50% его потенциала. Возможности своего авто предельно используют лишь гонщики, да и то происходит это исключительно на специально подготовленных трассах.
Заговорили мы о потенциале автомобиля совсем не случайно. Дело в том, что на дороге могут возникнуть такие ситуации, которые потребуют от нас максимальной отдачи не только собственных сил, энергии, концентрации, реакции и способности трезво мыслить, когда вокруг «рвутся снаряды», но и полной отдачи от машины. Могут ли помочь нам в этом курсы контраварийного вождения?
Экстремальное или контраварийное вождение: трудности терминологии
Зачастую водители путают эти два совершенно разных понятия. Если мы говорим об умении управлять автомобилем в самых критичных ситуациях, которые могут возникать на дорогах общего пользования, то это контраварийное вождение. А вот экстремальное вождение можно назвать «квази-спортом», когда водитель управляет своим авто, используя приемы раллийных гонщиков. Так что об экстремальном вождении на дорогах общего пользования и речи быть не может.
Но давайте абстрагируемся от точных определений и энциклопедических значений. Сразу договоримся о том, что будем воспринимать и контраварийное, и экстремальное вождение как специальную подготовку, направленную на то, чтобы повысить уровень водительского мастерства, умение проявлять реакцию в чрезвычайных ситуациях и научиться принимать зачастую единственно правильные решения.
Многие задаются вполне справедливым вопросом – а нужны ли мне в принципе уроки экстремального вождения? Ответить на этот вопрос можете лишь вы сами. Если принять во внимание данные ЮНЕСКО, согласно которым каждый год на дорогах мира погибает в общей сложности 1 млн человек, и только в одной России – около 30 тыс., то все становится на свои места. Водитель, тем более тот, который не уверен в собственных силах, должен быть готов к тому, что в какой-то момент от него отвернется милостивый дорожно-транспортный бог.
Суть контраварийного вождения
Если говорить поэтично, то дорога – это лента, которой перевязана коробка, таящая в себе массу сюрпризов. И только от водителя зависит то, будут эти сюрпризы приятными или не очень. Вот, к примеру, каждый год в начале зимы вся Россия отмечает «День жестянщика», когда статистические диаграммы ДТП начинают подпирать потолок. В чем заключается проблема? Неготовность к резкой смене сезона? Нехватка времени на замену летней резины на зимнюю? Недисциплинированность или невнимательность водителей? Сбой биологических ритмов? Нет! Дело в дефиците мастерства водителей.
При этом практически любая школа экстремального вождения позволит приобрести необходимые навыки буквально за неделю. Да, профессионалом вы не станете. Но от неприятностей сможете избавиться.
Москва – очень требовательный город, который может выставить водителю такой счет, о котором лучше не думать. И чем больше на дорогах белокаменной будет людей, которые обучены действовать в экстремальных ситуациях, тем меньше этих самых ситуаций будут будоражить вечерние выпуски новостей.