Здравствуйте, дорогие читатели! Раз приветствовать вас на моем сайте.
Есть у меня один близкий знакомый, который, в отличие от меня, с советских еще времен следил за новостями автомобильной промышленности – не только нашей, но и зарубежной. Не говоря уже о том, что по каждой модели или типу автомобиля был «ходячей энциклопедией».
Однажды мы ехали по Германии (где мой друг уже живет с 90-х годов, а я в гости приезжал) – и ностальгический разговор зашел о легковых автомобилях, которые производил СССР.
– А ведь мы на весьма хороших позициях в мире поначалу были, – вспомнил мой товарищ. – Я все рейтинги читал много лет: поначалу и наша «Нива была очень крутой машиной: после ее появления уверенно вошла в первую «десятку» среди выпускаемых в мире внедорожников. И имела весьма хорошие для тех лет технические характеристики. Вверху «десятки» не была, правда, но, если мне память не изменяет, на 8-ом или 9-ом месте в мире котировалась.
– А потом? – спросил я.
– А потом в СССР упустили темпы модернизации «Нивы» и других машин: машины и без того расхватывали, не нужно было бороться за покупателя, как на Западе. А в Германии, Франции, Италии и везде каждый год что-то в автомобилях модернизировали, модели новые запускали, да и на старых модификациях автомашин всегда что-то заменяли и усовершенствовали, я это по техническим сайтам видел. И через несколько лет наша «Нива» опустилась из «первой десятки» рейтинга в «двадцатку», болталась там внизу рейтинга, потом еще мелькала в конце рейтинга в «тридцатке» – а потом и вовсе исчезла из всяких рейтингов…
Так простыми словами мой товарищ, «ходячая энциклопедия», объяснил причины, по которым отечественное автомобилестроение, начав с передовых позиций, поползло вниз, как пущенный с горы автомобиль без мотора.
А ведь славно наша страна начинала, скажем, с «Жигулями» – по сути, итальянским «Фиатом». Если посмотреть итальянские фильмы тех лет, то там сплошь ездят такие же машины, как и наши «Жигули»: одинаковая, по сути, модель.
Помню, как много писали в газетах до выпуска первых «Жигулей» на Волжском автозаводе – мол, народный автомобиль будет стоить 2 тысячи рублей (в тех ценах, когда зарплаты были сторублевые). Но когда дошло до продаж этих хороших по тому времени и вполне конкурентных с Западом машин, то реально цену для советского покупателя подняли в два раза.
Да и не в одних деньгах была проблема: «Жигули» просто так купить было невозможно. На заводе у моей мамы в цеху разыгрывали, по разнарядке, право на покупку «Жигулей»: желавших было много, а разнарядка пришла на одну машину.
Правда, один мой знакомый фотокорреспондент, делавший снимки и для партийных органов, трижды менял «Жигули: попав в аварию или помяв машину, он ее продавал, а через обком партии брал себе новую машину. Но это было исключением из правил.
Зажирев на таком автомобильном дефиците, отечественный автопром особо и не шевелился. А когда на него свалились «беды рынка»: хлынувшие в Россию иномарки и конкурентная продукция, то нагнать отставание было трудно. Ведь иностранный производитель десятилетиями не расслаблялся, борясь за покупателя и непрерывно повышая качество своего товара: автомобилей.
Вот так мы «проспали» автомобильный рынок. И вряд ли выберемся когда-нибудь из хронического отставания.
Друзья, подписывайтесь на мой канал.