Эксперимент: может ли нейросеть стать идеальным автоподборщиком?

Я не считаю себя экспертом в области искусственного интеллекта: не знаю, какие нейросети самые точные, как правильно формулировать запросы и на что они реально способны. Однако для этого эксперимента моя неопытность, возможно, стала преимуществом — мы увидим, как «цифровой разум» общается с новичком.

Начало диалога: слишком простые вопросы

Мой первый запрос был прост: «помоги подобрать автомобиль, который идеально бы мне подошел». В ответ я получила лишь два уточняющих вопроса: о бюджете и предпочтениях по типу кузова. Неужели нейросеть может читать мысли? Я указала бюджет в 1 миллион рублей и желание купить седан с пробегом.

«Искусственный консультант» моментально выдал три варианта: Chevrolet Cruze (2013 г.), Citroën C-Elysee (2013 г.) и Kia Rio (2016 г.), отметив, что первые два обойдутся примерно в 360 тысяч, а последний — в целый миллион. Возник закономерный вопрос: почему именно эти модели? Где детальное анкетирование? Я выразила недовольство и попросила продолжить опрос, чтобы найти автомобиль, который действительно мне подойдет.

Углубление анкеты и предсказуемый результат

Нейросеть запросила дополнительные параметры: приоритеты по техническому состоянию (пробег, год выпуска, гарантия), тип коробки передач и двигателя, а также ключевые требования — надежность, комфорт, технологии или экономичность. Также спросила о необходимости полного привода и наличии нелюбимых марок. Я сознательно не стала исключать китайские и отечественные марки, чтобы проверить, появятся ли они в подборке.

Указав пробег до 100 тысяч км, автоматическую коробку, бензиновый двигатель, а в приоритетах — надежность и экономичность (полный привод не нужен), я получила абсолютно ожидаемый список: Hyundai Solaris (2017-2020 гг.), Kia Rio (2016-2018 гг.) и Volkswagen Polo Sedan (2015-2018 гг.). Эти модели и так на слуху, их может посоветовать любой, даже не будучи экспертом.

Обратите внимание: Искусственный интеллект: история самоуправляемых автомобилей и проблемы будущего.

Я запросила другие варианты и увидела Toyota Corolla (2012-2014 гг.) с пометкой «рассматривайте в первую очередь, если найдете» и Skoda Rapid, который, по словам ИИ, «сложно найти с автоматом в этом бюджете».

Поиск нестандартных вариантов и сбой логики

Я прямо попросила подобрать менее «заезженные» четырехдверные модели. В ответ нейросеть снова предложила Skoda Rapid (2017-2019 гг.), а также напомнила о Nissan Almera (2014-2016 гг.) и Mitsubishi Lancer (2015-2017 гг.). В качестве «дополнительных рекомендаций» шли Cherry Bonus 3 (с ошибкой в названии) и Peugeot 408. Это было странно, ведь я четко указывала надежность как ключевой критерий.

Поняв, что алгоритм, похоже, работает по шаблону, я решила сменить тактику и сняла ограничение по типу кузова, оставив все остальные параметры. Результат? В третий раз подряд Skoda Rapid, во второй — Nissan Almera и Toyota Corolla. Хотя в эту подборку из пяти машин попали и два кроссовера — Mitsubishi ASX и Renault Duster.

«Забудь про седаны! Дай пять небанальных машин с другими типами кузова!» — мой запрос уже звучал как приказ. И вот ответ: Suzuki Jimny, Peugeot 2008, Mitsubishi ASX, Skoda Yeti, Ford B-Max и даже пикап SsangYong Actyon Sports в качестве бонуса. Создавалось впечатление, что нейросеть проигнорировала мои предыдущие уточнения про ненужный полный привод и приоритет надежности.

Итоги эксперимента: почему ИИ не заменит человека

Эксперимент я признала неудачным. Во-первых, «искусственный подборщик» даже не попытался понять меня как пользователя. Он не спросил, для каких целей нужна машина, в каких условиях она будет эксплуатироваться, есть ли у меня семья или особые требования к багажнику. Без этого контекста говорить об «идеальном» выборе просто наивно.

Во-вторых, перечень предлагаемых моделей оставался крайне ограниченным, как бы я ни меняла запросы. Для сравнения, вручную на сайте-агрегаторе объявлений по тем же параметрам я быстро нашла гораздо больше вариантов: Chevrolet Cobalt, Hyundai Elantra, Ford Focus и Fiesta, Volkswagen Jetta и другие.

Тем не менее, определенная польза от нейросети есть. Она не просто выдает список моделей, но и сопровождает каждую краткой справкой: ориентировочная стоимость, тип двигателя и коробки, основные плюсы и минусы. Это помогает сразу отсеять явно неподходящие варианты.

Однако до профессиональных автоподборщиков, а уж тем более до опытных автолюбителей, нейросетям еще очень далеко. Намного быстрее и эффективнее самостоятельно задать параметры поиска на том же «Авито» или «Дроме», а затем, отобрав несколько моделей, углубиться в изучение обзоров от живых экспертов, почитать отзывы реальных владельцев на форумах. ИИ пока может быть лишь первым, очень поверхностным фильтром, но никак не конечным арбитром в выборе автомобиля.

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Искусственный эксперимент: способна ли нейросеть подобрать «идеальный» авто.