Замороженные Центробанком: Россия рискует остаться без грузоперевозчиков

К 2025 году доля грузовиков, приобретаемых в лизинг, в России может упасть на 60% по сравнению с предыдущим годом, что фактически приведет к практически полному коллапсу логистики страны. К такому выводу пришли авторы исследования, подготовленного экспертами компаний ПЭК, «АвтоГрузЭкс» и Dentro.

Между тем отраслевые аналитики особенно обеспокоены резким ростом стоимости аренды. Они полагают, что в новом году процентные ставки продолжат расти, и вполне возможно, что максимальный уровень достигнет 29-30%. Кроме того, автор обзора заявил, что банки будут стремиться к сокращению количества выпускаемых продуктов (по размеру капитала.

Для этого они продолжат повышать премии по контракту. В свою очередь, логистические компании будут вынуждены ограничить обновление и пополнение автопарка из-за значительного снижения рентабельности. Эксперты полагают, что в конечном итоге это приведет к сокращению количества имеющегося грузового транспорта по стране.

Так, финансовый директор ПЭК Роман Ромашевский отметил, что с января по ноябрь 2024 года доля аренды российского рынка грузовых автомобилей упала на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: до 61 000 машин. Принимая во внимание сопутствующие факторы, к концу нового года это число, вероятно, снизится еще на 60%. Эксперты отмечают, что в прошлом году стоимость аренды в секторе грузовых автомобилей выросла на четверть, достигнув 26-27%.

Также в 2024 году помимо учетной ставки на три процентных пункта увеличилась и банковская наценка. Кроме того, Ромашевский сообщил, что многие финансовые учреждения рассчитывают на дальнейшее повышение процентных ставок и поэтому фиксируют премию по договорам аренды на 5-6 лет вперед.

Кроме того, эксперты напоминают, что ЦБ не только ужесточил требования к выдаче кредитов, но и ужесточил требования к лизинговым продуктам: увеличил макропруденциальные субсидии финансовым лизингодателям. Это напрямую влияет на размер ставки. Ромашевский прогнозирует, что арендные ставки могут вырасти до 29-30 в 2025 году.

Между тем, операционный директор Dentro Илез Хамурзиев сообщил, что по состоянию на декабрь среднемесячная стоимость аренды грузового автомобиля выросла на 40% и составила 317 тысяч рублей. Он отметил, что с учетом 48 месяцев арендных платежей общая стоимость сцепного устройства (тягача и полуприцепа) увеличилась на 6% и составила 14,1 млн руб. Он полагает, что к концу этого года стоимость устройства связи может достичь 25 миллионов рублей.

Обратите внимание: Лучшее спортивное купе за 350 тыс. руб-Toyota celica. Или как не остаться незамеченным..

Представитель Dentro был убежден, что в этом случае оператору будет невыгодно покупать новую технику и сильно ограничит пополнение своего парка.

Роман Ромашевский добавил, что из-за резкого повышения ставок отрасль будет в основном обновлять оборудование за счет собственных средств. Он предсказал, что это может привести к падению доли аренды в структуре продаж грузовых автомобилей до рекордных 53%. Для сравнения: в 2019 году был установлен пятилетний минимум в 68%.

В 2025 году правительство РФ выделит 9,7 млрд рублей. Президент компании "АвтоГрузЭкс" Вадим Филатов сообщил, что программа льготной аренды техники отечественной сборки будет продлена.

Он признал, что компании смогут заключать договоры аренды на использование беспилотных магистральных тягачей и получать субсидию в размере 49%. Авансовые платежи за другую российскую технику могут быть снижены на 10%, что снизит затраты операторов на приобретение оборудования в 2025 году. Но эксперты убеждены, что этого недостаточно, учитывая нехватку тракторов в стране и резкий рост сборов вторсырья.

Филатов также подчеркнул, что на фоне значительного роста затрат на закупку оборудования, роста заработной платы сотрудников, снижения тарифов и развития недобросовестной рыночной конкуренции рентабельность компаний снизилась на 10% в годовом исчислении. К концу 2024 года на склад досрочно вернулись около 17 500 арендованных грузовиков.

Нетрудно заметить, что многочисленные проблемы, связанные с транспортной сферой, поднятые представителями отрасли, серьезно тормозят развитие всего российского автомобильного рынка. Но здесь есть и свои особенности. Сектор вряд ли выживет без доступных финансовых инструментов, что является большой проблемой, учитывая неопределенность в отношении будущей политики центрального банка.

Эксперты, проводившие вышеуказанную экспертизу, пообещали, что дадут правительству конструктивные рекомендации, которые могут повлиять на состояние отрасли. Но что они могут сказать о неопределенности учетной ставки, на которую кабинет министров повлиять не может?

Эксперты портала «АвтоВзгляд» неоднократно отмечали (особенно в последние несколько месяцев), что нынешняя монетарная политика, направленная на стабилизацию экономической ситуации, крайне негативно влияет на деловую активность в России.

Даже при нынешнем «повороте на Восток» важную роль транспортной отрасли в нашей торговле невозможно переоценить. Могут ли представители транспортной отрасли выступить с предложениями, способными компенсировать вредное воздействие высоких ставок по кредитам? Трудно сказать. Но если власти не пойдут на какие-либо уступки отрасли, нет никакой гарантии, что в 2025 году мы не увидим полного «замораживания» грузовых перевозок в стране...

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Замороженные Центробанком: Россия рискует остаться без грузоперевозчиков.