В глубоком пике: эксперты оценили перспективы российского авторынка

Вывод неутешительный. Учитывая высокую стоимость автокредитов, вызванную политикой центрального банка, доминирование продукции автомобильной промышленности Китая и тревожные ожидания того, что цены на новые автомобили снова вырастут из-за резкого увеличения ставок налога на утилизацию - это не полный вывод. Перечислены проблемы, с которыми сталкивается отечественный автомобильный рынок. Что его ждет осенью, пока неясно. Но скажем еще раз: перспективы мрачные. Не будет преувеличением сказать, что российский автомобильный рынок хотя и подает признаки жизни, но постепенно умирает.

Хотя Тадзио Шиллинг, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), отметил, что продажи новых автомобилей в России значительно превзошли ожидания в первом полугодии 2024 года, он заявил, что продажи с июля по декабрь будут еще ниже, а продажи в конце года около 1,45 млн автомобилей. Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат», прогнозирует, что цифра будет немного лучше — около 1,5 миллиона. Однако радоваться этому пока рано.

Фактически наш рынок все еще находится на том же уровне, что и около десяти лет назад, сетует Алексей Волостнов, партнер и руководитель практики машиностроения и технологий Strategy Partners. Это относится к объему продаж и общей себестоимости продаж.

Удалов заявил, что нынешняя ситуация похожа на "закрученный роман" и слишком зависит от политики ЦБ по ставкам рефинансирования в размере 16-18% и перспектив российского автопроизводства. Структура отечественного рынка новых автомобилей за последние два года претерпела колоссальные изменения: западные бренды официально ушли из России, а китайские бренды в настоящее время занимают явное доминирующее положение с долей около 61%. На долю отечественной продукции приходится около 31%.

Между тем, по предварительным оценкам Автостата, общий объем продаж новых автомобилей в июле вырастет как минимум на 10% к июню и на 40% к июлю 2023 года. Несмотря на высокие процентные ставки, объем автокредитов в июле увеличился по сравнению с июнем: количество увеличилось на 15%, а сумма увеличилась на 18.

Но эти факторы не внушают оптимизма.

Обратите внимание: 10 седанов российского рынка с наименьшей ценой.

В конце концов, июльский рост последовал за заметным спадом с апреля по июнь. В целом, вышеупомянутый скачок явно связан с ожиданиями значительного увеличения уровня переработки с 1 октября.

К слову, как рассказал Александр Васильев, директор группы сервисной автомобильной компании «Бизнес Решения и Технологии» (ДРТ), сегодня доля вторсырья может достигать 10% от конечной цены автомобиля. Но если увеличение пойдет по плану, это число вскоре вырастет до 20%.

Однако, как заверил генеральный директор компании «Кластер автомобильной промышленности» Андрей Крейнов, проблема в том, что повышения платы за утилизацию недостаточно для того, чтобы китайские партнеры начали работать с российскими производителями комплектующих. Но сегодня всю тяжесть локализации несут лишь пять отечественных заводов.

Между тем, самой популярной недвижимостью среди покупателей сейчас является LADA Granta. Но в России срок владения автомобилями, в том числе отечественного производства, неуклонно растет. В случае с продукцией АВТОВАЗа этот показатель сохраняется в среднем около восьми лет. При этом г-н Крейнов сообщил, что с финансовой точки зрения доля легковых автомобилей в России сейчас составляет всего 11-12%. Ежегодно за границу выезжают 3-4 триллиона человек руб., что уж точно не поможет с локализацией.

Коммерческий директор «МАЗ-Москвич» Максим Златокрылец отмечает, что есть сложности и в производстве высокоточного литья. Эта проблема затрудняет расширение масштабов локализованного производства двигателей. В свою очередь, управляющий директор компании "Метеор-Авто" Александр Ковальчук отметил, что его предприятие в Энгельсе, единственный в России производитель свечей зажигания полного цикла, также сталкивается с серьезными проблемами.

В результате западный рынок оказался для нас закрыт, а внутренний остался открытым для внешнего мира. Другая проблема — китайский демпинг: Ковальчук рассказал, что свеча из Китая стоит всего 25 рублей, что немыслимо для российского производства. Результаты оказались катастрофическими: нелегальный (контрафактный) оборот этих комплектующих в России сейчас составляет почти 75%.

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: В глубоком пике: эксперты оценили перспективы российского авторынка.