——Вопрос, который интересовал и интересует многих до сих пор: почему было решено возродить Московичи из пепла Renault, а не создать какую-то новую отечественную марку? Кто автор этой идеи?
— Территория, где сейчас расположен Московский завод, — это историческое место, где когда-то располагался автозавод имени Ленинского комсомола. Начиная с 1998 года части завода и некоторые цеха были переданы совместному предприятию правительства Москвы и Renault, а позже перешли под контроль российской компании Renault».
А потом, знаете, французы решили закрыть московский завод и уйти с нашего рынка. Власти столицы во главе с Сергеем Собяниным затем перенесли бизнес в другие районы города, чтобы сохранить производственную базу и уникальный коллектив.
— Максим, сколько времени на самом деле прошло с момента принятия решения о возрождении бренда до выпуска первой машины?
- Меньше шести месяцев. В мае 2022 года решение было принято, а в ноябре мы объявили об официальном начале производства кроссовера «Москвич 3», к которому позже присоединится электромобиль «Москвич 3э.
Предыдущий владелец не оставил после себя ни технологии, ни конструкторской документации, ни комплектующих, которые должны обеспечить производство. Итак, фактически мы начинаем с нуля.
Полностью российский автомобиль невозможно сразу поставить на конвейер: для него потребуется разработать собственную платформу и локализовать ключевые автозапчасти в России. Поэтому, чтобы быстрее приступить к первому этапу, мы начали использовать для производства машин крупноузловую сборку.
— Какие технологии производства освоил завод за это время?
«Мы проделали широкий спектр работ: от установления новых стандартов и обучения персонала до подготовки оборудования к разгрузке и доставке комплектующих, и конечно самой сборочной линии. Мы с нуля создали программное обеспечение для всех процессов, связанных с производством автомобилей.
Например, мы разработали программу работы с деталями: нам также пришлось выделить им отдельную зону и все систематизировать. Еще одним важным направлением является процесс логистики внутри завода, благодаря которому все детали доставляются на работу в правильном порядке и вовремя.
— Недавно вы перешли на производство полного цикла, или, как еще называют этот процесс, мелкоячеистую сборку. Чем этот процесс отличается от SKD?
- это верно. Мы приступили к производству автомобилей «Москвич 3» и электромобилей «Москвич 3э» по технологии полного цикла. Стоит отметить, что Московичи — единственный российский автозавод, который может добиться подобных результатов в нынешних условиях и после ухода европейских производителей.
Локализуем процессы сварки, покраски, дополнительной защиты от коррозии и сборки в России. В результате доля российских производственных операций увеличилась в 18 раз – вместо примерно 50 деталей и узлов, использованных при сборке готового автомобиля, было использовано более 900 комплектующих.
Для начала сварки была установлена новая система современного роботизированного оборудования. Производственная линия включает 114 роботов и 145 беспилотных средств доставки. Также мы с нуля написали российское программное обеспечение для запуска процесса покраски и внедрили специальную антикоррозийную обработку кузова. Для контроля качества сборки в систему контроля были добавлены и автоматизированы 49 дополнительных измерений и испытаний.
Однако это лишь часть локализованного производства. В то же время мы выбираем российских поставщиков компонентов силовой системы, тормозных систем и других деталей для дальнейшей локализации автомобилей.
— Что новый процесс производства автомобилей принесет покупателям?
— Первый и, наверное, самый важный аргумент — цена. Переход на технологию производства полного цикла существенно (до 25%) снижает логистические затраты компании. В результате с марта этого года нам удалось значительно снизить цены на наши автомобили. Сейчас городской кроссовер Москвич 3 — один из самых доступных автомобилей в сегменте.
Во-вторых, производственный процесс полного цикла требует больше человеческих ресурсов. Компания создала 490 новых рабочих мест.
В-третьих, благодаря внедрению собственной ливреи мы можем предложить нашим клиентам на выбор два цвета автомобиля: черный для крыши и кузова в любом из пяти цветов, доступных в модельном ряду.
В-четвертых, мы адаптировали кузов автомобиля к российскому климату. Дополнительная антикоррозийная защита заводского изготовления гарантирует долговечность автомобиля в довольно суровых погодных условиях нашей страны.
— Как продвигается локализация московских автомобилей? Какие части автомобиля локализованы?
——Уровень локализации московских автомобилей продолжает повышаться. В настоящее время у нас есть локализованное оборудование для вызова экстренных служб, подключенное к системе ЭРА-ГЛОНАСС и технологическим жидкостям. И, как я уже говорил, у нас есть локализованные процессы, такие как сварка, покраска, антикоррозийная обработка и сборка.
Кроме того, мы использовали некоторые аксессуары российского производства – например, коврики, щетки стеклоочистителей и т д.
— Каковы ваши последние планы по локализации?
— Локализация автозапчастей — достаточно сложный процесс, я бы даже сказал, строгий процесс. Важно найти надежных, качественных поставщиков по разумным ценам. Часто бывает, что импортные детали значительно дешевле произведенных в России. Конечно, дело в количестве. Чем больше заказ, тем дешевле детали. Поэтому мы подходим к этой задаче очень четко и последовательно.
В этом году мы планируем локализовать сразу несколько компонентов — аккумуляторы 12 В, шины, колеса и стекла. В следующем году планируем локализовать телематику, элементы мягкого сидения и другие компоненты.
В будущем уровень локализации московских автомобилей будет существенно выше, чем у Renault, предыдущего владельца завода».
— Еще один важный вопрос: как на заводе контролируется качество готовых автомобилей? Что такое современный отдел контроля качества?
— Компания уделяет особое внимание контролю качества и осуществляет его по специально разработанным стандартам, которые включают в себя разнообразные методы. На главной конвейерной линии имеются специальные инспекционные посты, задачей которых является контроль выполнения всех ключевых технологических потоков. Готовые автомобили проходят через десятки станций контроля перед отправкой на склады.
Каждый готовый автомобиль проходит несколько испытаний: проверяется тормозная система, проверяется работа бортового освещения, осматриваются стенды сход-развала автомобиля и специальная душевая для выявления дефектов герметизации кузова. Кроме того, автомобили можно гонять по разным типам покрытия: трасса расположена прямо под цехом заводской сборки.
Помимо вышеперечисленного, 400 точек используются для выборочного, более тщательного осмотра автомобиля. Каждую смену инспекторы осматривают два случайно выбранных автомобиля. На проверку каждого предмета уходит около 4-6 часов. Проверка включала и испытания в городе – при практических маневрах активного разгона и торможения.
— Как вы заметили, цена — это самый главный вопрос, который интересует всех.
Обратите внимание: Несколько секретов мойки авто зимой.
Что будет с ценами на автомобили в Москве? В марте вы существенно снизили цены, как долго еще можно будет сохраняться на таком уровне?— Наша цель — сделать «Москвич» доступным российским автомобилем. По оснащению московский автомобиль выгодно отличается от конкурентов. Даже в стандартной комплектации машина очень хорошо оснащена, я говорю о бесключевом доступе, камере заднего вида, люке и т.д.
В марте нам удалось успешно снизить цены на автомобили за счет подготовки полного цикла производства и реструктуризации логистики.
Основная проблема при покупке автомобиля заключается в том, что покупатели не получают ту цену, которую рекламируют бренды, все предлагают дополнительные условия, которые сложно выполнить и которые трудно понять. Мы пошли по другому пути – напомню, мы полностью прояснили условия покупки московского автомобиля. Чтобы получить самую низкую цену, вам не нужно выполнять какие-либо условия кредита или обмена. Это разумная цена и никаких дополнительных принудительных функций. Мы будем усердно работать для того, чтобы наши цены всегда были интересны нашим клиентам.
— По итогам 2023 года «Москвич 3» занял четвертое место в сегменте малых кроссоверов, что является признаком реального потребительского интереса к продукции столичного автозавода. Вполне закономерный вопрос: сколько автомобилей вы продали в конце 2023 года и какой уровень вы установили для себя на 2024 год?
— В 2023 году мы продали более 15 300 автомобилей конечным покупателям и более 18 000 автомобилей в нашу дилерскую сеть. В 2024 году мы поставили перед собой задачу по реализации 27 000 автомобилей и будем к ней стремиться. В настоящее время мы уже движемся вперед с более высокими показателями, чем в прошлом году.
— В марте «Москвич» продал рекордные для бренда 3000 автомобилей, а за последние два месяца мы наблюдали продажи «Москвича» чуть более 1500 машин. С чем это связано?
— Как я уже говорил, в марте нам удалось снизить цену на машину и сделать условия покупки максимально понятными и без каких-либо условий. На данный момент кроссовер Москвич 3 является одной из самых доступных моделей в сегменте и выглядит очень привлекательно на фоне конкурентов.
Мы заметили рост спроса на наши автомобили, многие из которых либо распроданы, либо находятся в предзаказе у официальных дилеров. Автомобили даже не успевают приехать в автосалон, их сразу отправляют заказчику. Поэтому мы сейчас будем усердно работать над ускорением поставок и планируем до конца этого месяца заполнить дилерские склады новыми автомобилями.
— Сегодня вы предлагаете три модели: бензиновый кроссовер «Москвич 3», электрический «Москвич 3е» и хэтчбек «Москвич 6». В то же время вы недавно выпустили новый продукт — «Москвич 8». Можете ли вы рассказать нам об этом больше?
— Расширение модельного ряда — неотъемлемая часть нашей стратегии. В конце этого года мы с нетерпением ждем выхода на рынок новой модели – Москвича 8. Это семейный семиместный кроссовер, который станет отличным выбором для путешествий и деловых поездок. Сегмент семиместных автомобилей на российском рынке практически не занят, поэтому я думаю, что этот автомобиль будет очень популярен.
Дизайн новой модели отличается крупной решеткой радиатора со встроенной светодиодной передней оптикой, а также задней светодиодной оптикой, расположенной вдоль всего багажника, что характерно для московских автомобилей. Эта модель будет оснащена бензиновым двигателем GDI (174 лошадиные силы). Эта модель также предоставит вам множество технологических опций и современных систем безопасности. Производство и продажи кроссовера Москвич 8 планируем начать примерно в октябре-ноябре этого года. Тогда же мы объявим цену.
— Но Москвич 8 — большой кроссовер, а на российском авторынке заметно не хватает малолитражок. Планирует ли «Москвич» восполнить эти пробелы, предложив покупателям небольшие седаны и внедорожники?
— Мы планируем и дальше расширять модельный ряд, но я пока не готов раскрыть секрет. Мы будем обсуждать наши планы по мере развития проекта.
- Что ж, мы с нетерпением ждем этого! В то же время мы уделяем внимание послепродажному обслуживанию. Мы видим, что Московский автомобильный завод активно расширяет модельный ряд и продажи его автомобилей стремительно растут. При этом потребителей также очень волнуют вопросы гарантийного и послегарантийного ремонта. В каком объеме дилерская сеть бренда предлагает запчасти – от сайлентблоков и различных резинок до силовых агрегатов и кузовов»?
— Еще на этапе подготовки к выводу бренда на рынок мы открыто заявляли, что нам важно предложить услугу, которая будет комфортной, доступной и, прежде всего, качественной. Поэтому этому направлению мы уделяем особое внимание: сейчас у «Москвича» 85 дилерских центров в 53 городах России, и мы продолжаем выборочно открывать новые автосалоны там, где есть такой спрос.
На все автомобили Москвич предоставляется гарантия 100 000 км или 3 года. Наши затраты на плановое техническое обслуживание значительно ниже, чем у наших конкурентов в этой области. Все регламентные работы прозрачны и описаны на официальном сайте.
На центральном складе запчастей всегда поддерживается необходимый ассортимент для всех наших моделей. Склад постоянно пополняется самыми востребованными товарами. Например, на центральном складе сейчас находится более 3000 уникальных предметов.
Всегда имейте на складе достаточно запасных частей для регулярного технического обслуживания, таких как воздушные фильтры, масляные фильтры, свечи зажигания. На складе также имеется широкий ассортимент товаров, используемых в кузовных работах: стекла, крылья, бамперы, фары, фонари и многое другое. При этом, как видите, мы стараемся обеспечить тот высокий уровень сервиса, о котором заявляем.
- Кстати, об уровне обслуживания. Запчасти - запчасти, а есть ли на московском заводе программы обучения и повышения квалификации персонала?
- конечно. У нас есть учебный центр, где специалисты дилерского центра обучаются методам обслуживания, диагностики и ремонта и оттачивают свои навыки на практических курсах с использованием специального оборудования непосредственно на учебных автомобилях и установках в Москве».
В этом процессе также участвуют менеджеры по продажам и старшие консультанты – их внимание сосредоточено на основных особенностях и преимуществах автомобиля по сравнению с конкурентами, а также на представлении модели покупателям.
Кроме того, поскольку мы заинтересованы в качественном обслуживании клиентов, мы проводим регулярные проверки компетентности и при необходимости дополнительное обучение для разных уровней управления в наших дилерских центрах.
— И наконец, вопрос почти личного характера: какие эмоции прошла команда, возрождающая этот легендарный бренд?
— Что я хотел бы сказать: страсть и огромная гордость за то, что я являюсь частью возрождения бренда, за то, что совершаю невозможное и запускаю производство менее чем за 6 месяцев, за то, что могу построить все процессы с нуля и вывести на рынок новый автомобиль рынок.
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Автозавод «Москвич»: в чем секрет бренда?.