Современные урбанисты говорят, что автомобиль не имеет особого значения в городских условиях

Дети играют прямо на улице. Туристы остановились посреди дороги. Столики ресторанчиков на проезжей части. И вокруг нет этого всем известного городского шума - рев моторов, звук рожков, звук тормозов. Вместо этого щебетание птиц, человеческий гомон, тихая музыка.

Улицы, забитые автомобилями, — привычное зрелище для мегаполисов. © nkj.ru

Плюсы и минусы

Город без автомобилей — мечта активиста-эколога, которая вот-вот станет реальностью где-то в мире. Даже два века назад планета прекрасно обходилась без транспортных средств. Собственные ноги и конные повозки - вот основные средства передвижения. А после двух веков технического прогресса начинается обратный процесс. И города сейчас намеренно избавляются от автомобилей.

Мадрид, Париж, Брюссель организуют дни без транспортных средств и закрывают целые районы для движения транспорта. Лондон вводит плату за въезд в центральную часть города, Мехико ограничивает движение в центре по последним цифрам номера личного автомобиля (весьма забавная система, которая зависит от того, оканчивается ли номер автомобиля на четную или нечетную число). Норвежская столица Осло полностью запрещает движение автомобилей в центре города. Москва сужает проезжую часть и расширяет тротуары, строя велосипедные дорожки.

Кажется, что планета неуклонно движется к миру без вредных выбросов, шума и смога двигателей внутреннего сгорания. Наша главная цель, говорят сторонники городов без автомобилей, — вернуть улицы людям. Сделайте их пешеходами, наполните их детскими голосами, озелените скверы и парки и наполните их птичками и милыми белочками. Кроме того, автомобили значительно сокращают социальное взаимодействие между людьми. В самом деле, взгляните на пешеходные улицы наших городов. Они всегда заняты, и даже ночью жизнь кипит. Так может, распространить этот эксперимент на весь город или хотя бы на центральную часть?

День без машин в Париже/ © vc.ru

Но возможно ли это? А аварийные службы? Что делать тем, у кого проблемы с ходьбой? Что делать с общественным транспортом? И, наконец, все ли граждане этого хотят?

Да, во многих городах полно автомобилей. Но если вы собираетесь отнять это у человека, дайте ему альтернативу. Собственные кости? Сомнительное решение. Мы делаем выбор в пользу автомобиля в первую очередь из-за удобства и комфорта передвижения, а этого нас пытаются лишить насильно. Кроме того, улицы без машин убивают бизнес. Торговля падает, магазины закрываются. Нормально себя чувствует только сфера общепита, но даже рестораны в условиях жесткой конкуренции и битвы за голодного пешехода не выдерживают и закрываются.

Но хватит болтовни. Давайте заглянем в жизнь тех мест, где машин нет вообще, либо их движение существенно ограничено. Начнем со всех известных городов.

Осло

Когда в конце прошлого десятилетия к власти в городском совете пришли «зеленые», они начали планомерное избавление норвежской столицы от автомобилей. Правда, полностью это сделать не удалось, но сейчас центр Осло закрыт для движения транспорта. Все автостоянки были превращены в зеленые зоны, демонтированы многие дорожные знаки и светофоры. Исключения сделаны только для автомобилей с ограниченными возможностями и экстренных служб. Предприятиям, чтобы они совсем не закрывались, дают поблажку в утренние часы, чтобы они могли привозить товар грузовиками.

Центр Осло без автомобилей/ © city4people.ru

А что взамен? Власти разработали систему общественного транспорта, расширили трамвайные пути, организовали парковку автомобилей на границе «зоны, свободной от автомобилей», и снизили цены на транспорт. Кроме того, город субсидирует приобретение населением электровелосипедов.

Результат – Осло стал действительно чище, улучшилось качество воздуха, нормализовалась экология.

Обратите внимание: Тонирока для автомобиля, установка в домашних условиях.

Однако нововведение нравится далеко не всем, и люди не перестают писать петиции о снижении драконовских ограничений.

Венеция

От автомобилей в Венеции легко отказаться — их здесь просто негде пригнать / © proboknet.livejournal.com

И этот город естественным образом отказался от машин. Все мы знаем, что Венеция стоит на островах. Но у него есть и «материковая» часть. Так что движение туда никто не перекрывал. И официального запрета на острове нет. Проблема в том, что на улицы старой Венеции нельзя заехать на машине — все они пешеходные. На границе двух зон есть организованные парковки и они очень дорогие. Это было сделано для того, чтобы побудить туристов пользоваться традиционными для Венеции видами транспорта — лодками и гондолами. И это вполне логичный выбор для города, где большинство улиц представляют собой каналы, а дома стоят на сваях.

Фес-эль-Бали, Марокко

Средневековые лабиринты на улицах Фес-аль-Бали/ © marokko.falktime.ru

И этот город с населением 156 тысяч человек считается самым большим населенным пунктом в мире без автомобилей. Здесь также возникло ограничение их движения сами по себе. Фес-эль-Бали – очень старый город, датируемый 762 годом и славящийся своей уникальной и практически сохранившейся древней арабской архитектурой.

Улицы здесь категорически не подходят для движения автомобилей из-за своей узости. Единственный способ передвигаться по городу — ходить пешком и ездить на велосипеде. А то в некоторых районах ширина узких проходов не превышает метра, так что даже на двухколесном друге в них не проехать.

Острова без машин

Если в больших городах трудно организовать безавтомобильную зону, чтобы все процветали, то с островами все обстоит иначе. На многих из них инфраструктура родилась без зависимости от автотранспорта, и проще ограничить доступ автомобилей на остров.

Таких на нашей планете много. Например, остров Сарк в Ла-Манше, где проживает 600 жителей. Не так давно про него была история. Излишне повторяться, стоит лишь отметить, что запрет распространяется исключительно на легковые автомобили, а вот сельскохозяйственная мототехника разрешена (но только на полях, а не на улицах).

Гидра — остров без машин. © totamtotut.ru

Греческий остров Гидра также выбрал жизнь без автомобилей. На его территории в 50 кв км проживает чуть менее двух тысяч жителей и нет ни одной машины. Для туристов, желающих осмотреть окрестности, к вашим услугам лошади, грустные ослики, запряженные в повозки или водные такси.

В США таких островков-курортов без машины тоже предостаточно. Как правило, у них небольшая территория, мало постоянных жителей, но развита инфраструктура курорта. Отдыхающему туристу на клочке земли размером с Южное Бутово машина не нужна. При необходимости можно взять напрокат велосипед.

Безавтомобильная утопия

Но что, если мы спроектируем и построим целый город без машин с нуля? Обустроить в нем всю необходимую инфраструктуру, чтобы жители могли комфортно передвигаться? Такие проекты есть, но к сожалению дальше чертежей они не пошли.

Однако есть одно исключение, начавшееся в начале 2000-х годов как амбициозный полностью экологически чистый «безуглеродный» город, а превратившийся в обычный район, который так и не был достроен до конца.

Речь идет о будущем городе Масдар, который еще строится в Объединенных Арабских Эмиратах. О «изюминках» можно говорить долго, но одна из самых главных — это полное отсутствие привычного транспорта. Перевозку людей и грузов, по замыслу конструкторов, должна была обеспечить система Cyber ​​Cab. Это такой гибрид трамвая и такси — кабины на 6-8 человек (или грузовики), которые курсируют по выделенным путям без водителя.

Система Cyber​​​​Cab в проекте/ © nextcity.org

В Масдаре предполагалось построить целую сеть такого транспорта. Но ограничился только двумя станциями. Оказалось, что обеспечить полную безопасность людей на улице во время движения таких будок сложно и крайне дорого. Да и с грузами все прискорбно - доставлять их от остановки до конечного потребителя неудобно. Так что идея была пресечена в зародыше, и теперь по улицам Масдара по специально отведенным маршрутам решено ездить исключительно на электромобилях. Что напрочь убило идею «города без машин".

Масдар, современный вид/ © energiavita.ru

И вообще избавление городских пространств от всех видов транспорта сегодня кажется утопией. В крупных мегаполисах это не организовано. В нашей стране создание единой пешеходной улицы в центре города встречает сильное сопротивление автомобилистов, не говоря уже о полностью безавтомобильной зоне.

Пока время расставаться с машинами еще не пришло. Но это недалеко. Жаль только, что нам не дожить в это прекрасное время — ни тебе, ни мне".

В Китае есть замечательный город, где сама природа подталкивает людей отказаться от автомобилей, но нет. В Яньцзине автомобили никуда не делись, несмотря на то, что людям просто негде жить 👇:

Между отвесными скалами. Как живут люди в самом узком городе планеты

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Современные урбанисты говорят, что автомобиль не имеет особого значения в городских условиях.