В этой статье поговорим о том, каким должно быть сотрудничество Китая и России в автомобилестроении

Здравствуйте, дорогие читатели! Как, наверное, и многие другие россияне, я следил за ходом переговоров между нашим высшим руководством и делегацией Китая в лице Председателя Си Цзиньпина. Читаю опубликованные итоги переговоров, пытаясь найти в них ответ на вопрос: "Как будет выглядеть дальнейшее сотрудничество России и Китая в автомобильной промышленности?" Никаких политических заявлений я не видел, только тезисы, поэтому предлагаю обсудить и возможно даже пофантазировать о будущем развитии сотрудничества в этом вопросе.

Тезисные заявления

Владимир Владимирович сообщил следующее [1]:

Углубляется производственная кооперация. Есть хороший опыт сотрудничества в области гражданского авиастроения, судостроения и автомобилестроения. Мы готовы поддержать китайский бизнес в вопросе замены производственных мощностей западных компаний, ушедших из России Из выступления Президента Российской Федерации

Поэтому далее предлагаю рассказать об этом опыте сотрудничества в сфере автомобилестроения и попутно ответить на вопрос одного из читателей моего блога: «А нужно ли нам вообще собственное производство автомобилей?».

В чём заключается помощь Китая?

Самыми резонансными проектами, с моей точки зрения, стали запуск производства электромобилей в Липецкой области, эту деятельность осуществляет «Моторинвест», а также возрождение бренда «Москвич». Эти два проекта объединяет то, что Китай выступает индустриальным партнером, присылая нам машинокомплекты, а здесь мы уже превращаем эти машинокомплекты в полноценные автомобили. В эту же копилку можно добавить Калининградский Автотор, который тоже запустил подобное производство, я уже разбирал этот вопрос в блоге.

Кроме того, я не сомневаюсь в этом, следует ожидать, что китайская сторона будет поставлять нам системы ABS, ESP, а также другую автомобильную электронику, которую мы пока не в состоянии заменить. Например, ближайшее будущее АвтоВАЗа довольно сильно зависит от того, удастся ли запустить проект обновленной Весты, включив в ряд комплектаций вариант с автоматической коробкой передач. Это невозможно без помощи Китая.

Вы, наверное, уже читали мои размышления о том, почему запуск проекта «Москвич» оказался провальным, поэтому давайте зададим себе следующий вопрос: «К чему приводит такое сотрудничество на горизонте через несколько лет?»

Иногда полезно обращаться к уже имеющемуся опыту

Вы помните, что был такой автозавод Derways? Занимался мелкоузловой сборкой ряда китайских марок - Chery, Lifan, Brilliance и др. а в 2009 году даже начал собирать модель Breez от Lifan по полному циклу. Авантюра закончилась в 2015 году, когда интерес к китайским автомобилям на волне кризиса упал (помню, что тогда всерьез обсуждались перспективы ухода Chery с российского рынка), поэтому компания обанкротилась.

Кроссовер Lifan X70 стал последней моделью, выпущенной перед банкротством. Фото kua1102

Так что сборка машинокомплектов – это путь в никуда. Во-первых, такой бизнес приводит лишь к удорожанию конечного продукта, в то же время не обеспечивает местного рынка особо новыми рабочими местами. Те, в такой парадигме, Китай становится главным бенефициаром, и как только страна изменит свой взгляд на сотрудничество, мы увидим ремейк «Рено уходит из России». Во-вторых, и, пожалуй, самое главное, такое предприятие никоим образом не увеличивает технологический суверенитет России, а лишь меняет тип зависимости. Если раньше мы зависели от европейских технологий в автомобилестроении, то теперь будем зависеть от китайских технологий. Поэтому нам нужна другая форма сотрудничества.

Обратите внимание: 3 самых распространённых Porsche в России.

Взаимовыгодное.

Китай как точка опоры

Помните, как это сделала Chery? От модели Bonus, где с двигателем помогла компания AVL из Австрии, которая является наследником модели Chery Amulet, которую до сих пор помнят злостные критики марки (Amulet построен на базе платформы Seat Toledo). Вплоть до современных моделей кроссоверов, которые реализованы на платформе с собственным дизайном. И это заняло около полутора десятков лет.

Если снять с автомобиля шильдики, то и не скажешь, что дизайн этого автомобиля устарел. Фото kua1102

Таким поставщиком технологий для нас должен стать Китай. Помогите разработать новую современную платформу, помогите с техническими решениями (АКПП, антиблокировочная система, система стабилизации и т.д.). Да, вы должны заплатить за это. Но в долгосрочной перспективе это только плюс. Мы должны иметь свою экспертизу, мы должны создавать новые рабочие места, которые будут приносить прибыль нашей стране, а не отправляться в Китай, как сейчас происходит с этими поставками автокомплектов.

Конечному покупателю это тоже понравится. Вы были бы рады купить новый кроссовер отечественного производства, скажем, за 1 миллион 300 тысяч рублей? Условный «Русский Крит». Да я просто уверен, что у такой машины были бы продажи как у Весты. Но такая стоимость может быть создана только в случае консолидации всех производственных цепочек в стране.

Нужен ли нам собственный автопром?

Недавно мой читатель написал, что, глядя на продукцию АВТОВАЗа, хочется задать вопрос: «А нужен ли нам автопром?». Я считаю, что ответ здесь однозначен – да, нужно. Это карликовые страны вроде Мальты или Кипра, которые могут позволить себе покупать только автомобили крупных автогигантов.

Наша страна большая, с огромным промышленным потенциалом, который необходимо реализовать в производстве. Автомобиль включен. И в качестве примера можно рассмотреть Горьковский автомобильный завод. Которая спокойно прошла все кризисы, постоянно совершенствуя подбор, теперь делает свою АКПП.

С уважением, Юрий (kua1102)

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: В этой статье поговорим о том, каким должно быть сотрудничество Китая и России в автомобилестроении.