- Добрый день, уважаемые подписчики. Я уже сообщал вам, что в разделе ДЕЛЯНКА я намерен помочь вам в воспитании детей, рассказать вашим детям и внукам, как их деды и прадеды боролись за свободу и независимость Родины, какую использовали технику.
Раньше эту роль успешно исполняли дешевые детские раскраски. Сейчас цена кусается, да и найти их не всегда удобно. На раскрасках обычно изображались дети, цветы, домики и др.
Еще в прошлом веке я задумался об этом и пришел к выводу, что информативность раскрасок хорошо бы расширить. И издал раскраски с изображением автомобилей с указанием их технических характеристик.
В 1984 г. у меня вышла очередная книга по истории автомобилей и остались их штриховые рисунки. Их я и использовал для раскрасок. Был удивлен результатом: раскрасками автомобилей заинтересовались даже девочки.
Приближается всенародный праздник День Победы.
Вот я и решил рассказать, а скорее напомнить интересующимся об автомобилях-героях, на которых воины-герои, наши деды и отцы с честью выполняли свой воинский долг.
А вскоре за Днем Победы 29 мая наш народ отметит еще один праздник, День военного автомобилиста, учрежденный в честь создания по указу Николая 2 первой автомобильной роты (автороты) в России.
А осенью в последнее воскресенье октября страна отметит еще один праздник - День автомобилиста. Он интересен тем, что во многих семьях есть свои автомобили.
Обычно праздники отмечают какими-то делами. Вот я и решил ко Дню Победы рассказать о знаменитых наших автомобилях и о некоторых героических делах с их использованием.
В свое время я издал несколько книг, в том числе по истории автомобиля и серию детских раскрасок под названием "Раскрась автомобиль сам".
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4446398/pub_624b121ce193c65015befbbb_624bdb3d0693fa7c839b2c17/scale_1200)
Обложка брошюры для детей, изданной в прошлом веке.
Из истории заводов
Соединенные Штаты Америки нельзя назвать нашими друзьями. Однако на некоторых этапах развития они оказали нам хорошую помощь. Не из-за любви, корысти ради! В частности, это относится к развитию автомобилестроения в нашей стране. Многие первые наши автомобили построены по чертежам и технологии американских фирм, естественно, за наше золото. Однако в кратчайшие сроки автомобили были перестроены с учетом наших жестких условий эксплуатации.
Ниже вместе с рисунками приведены краткие характеристики. Более подробное описание вы можете получить в соответствующих статьях на моем сайте ДЕЛЯНКА.
1. Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1718877/pub_624b121ce193c65015befbbb_624be8f44b61de1302e534c4/scale_1200)
Автомобиль ГАЗ-АА, серийный выпуск с января 1932 г. до 1938 г. Грузоподъемность 1,5 т, двигатель четырехцилиндровый рабочим объемом 3280 куб. см, степенью сжатия 4,2, мощностью 30,9 кВт (42 л. с.) при 2200 об/мин.
2. Грузовой автомобиль ГАЗ-ММ
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5212831/pub_624b121ce193c65015befbbb_624c09ef4b61de13025d0f26/scale_1200)
Грузовой автомобиль ГАЗ-ММ. Грузоподъемность 1,5 т, двигатель четырехцилиндровый рабочим объемом 3280 куб. см, мощность 36 8 кВт (50 л. с.) при 2600 об/мин, максимальная скорость 70 км/ч, годы выпуска 1938 - 1949 г.г.
3. Легковой автомобиль ГАЗ-М-1.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4487230/pub_624b121ce193c65015befbbb_624c0aec4b61de130261a27a/scale_1200)
Легковой автомобиль ГАЗ-М-1. Кузов цельнометаллический типа седан, вместимость 5 чел, мощность двигателя — 50 л.с. при 2800 об/мин, максимальная скорость 105 км/ч, грузоподъемность — 500 кг., привод на задние колеса, годы выпуска 1936 - 1942.
4. Трехосный легковой автомобиль ГАЗ-21.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4079787/pub_624b121ce193c65015befbbb_624c0d9d18bff704edd8b94f/scale_1200)
Трехосный легковой автомобиль ГАЗ-21. Кузов цельнометаллический, вместимость 2 чел.в кабине, 6 - в кузове на скамейках вдоль бортов, мощность двигателя — 50 л/с при 2800 об/мин, максимальная скорость 87 км/ч, грузоподъемность — 500 кг., привод на задние колеса, годы выпуска 1936 - 1938. Изготовлено около 100 автомобилей.
5. Грузовой автомобиль АМО-3.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4446398/pub_624b121ce193c65015befbbb_624c13cdf11c3e1ed609ea8b/scale_1200)
Грузовой автомобиль АМО-3. Грузоподъемность 2,5 т, двигатель бензиновый шестицилиндровый рабочим объемом 4 882 куб. см, мощностью 48,5 кВт (66 л. с.) при 2600 об/мин, максимальная скорость 66 км/ч, расход топлива 33 л/100км, год выпуска 1932 .г.
5,а. Грузовой автомобиль ЗИС-5.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3840910/pub_624b121ce193c65015befbbb_624c15360dba6374fab9ba6d/scale_1200)
Грузовой автомобиль ЗИС-5. Грузоподъемность 3 т, двигатель щестицилиндровый рабочим объемом 5550 куб. см степенью сжатия 4,6 мощностью 53,7 кВт. (73 л. с.) при 2300 об/мин, к началу войны 76 л.с., максимальная скорость 60 км/ч, годы выпуска на разных заводах.1934 - 1959 г.г.
6. Грузовой автомобиль ЗИС-6.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4347415/pub_624b121ce193c65015befbbb_624c1642721c2f769356092f/scale_1200)
Грузовой автомобиль ЗИС-6. Грузоподъемность 4 т, двигатель щестицилиндровый рабочим объемом 5550 куб. см степенью сжатия 4,6 мощностью 53,7 кВт. (73 л. с.) при 2300 об/мин, к началу войны 76 л.с. Максимальная скорость 55 км/ч.
7. Легковой автомобиль ГАЗ-А.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4343677/pub_624b121ce193c65015befbbb_6262ba0addaa807df8172bb5/scale_1200)
Легковой автомобиль ГАЗ-А. Кузов открытого типа, фаэтон, вместимость 5 человек, двигатель объемом 3,28 л мощностью 40 л.с., максимальная скорость – 90 км/час, вес – 1080 кгс,
8. Полугусеничный автомобиль ГАЗ-60
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3985984/pub_624b121ce193c65015befbbb_6262bb44c22b006ae25a10b9/scale_1200)
Полугусеничный автомобиль ГАЗ-60. Грузоподъемность 1,3 т, двигатель четырехцилиндровый рабочим объемом 3280 куб. см, мощностью 36,8 кВт (50 л. с.) при 2800 об/мин, максимальная скорость 35 км/ч, расход топлива 57 л на 100 км.
9. Полугусеничный автомобиль ЗИС-42.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5273824/pub_624b121ce193c65015befbbb_6262bcff9e39fd2df8b9566a/scale_1200)
Полугусеничный автомобиль ЗИС-42. Грузоподъемность 2,25 т по дороге, 1,5 т по бездорожью, 2-местный, двигатель шестицилиндровый рабочим объемом 5550 куб. см, степенью сжатия 4,6, мощностью 62,6 кВт. (85 л. с.) при 2650 об/мин. Максимальная скорость 33 км/ч, выпуск 1942 – 1946 г., произведено 6372 автомобиля ЗИС-42 и ЗИС-42М.
10. Газогенераторный автомобиль ГАЗ-42.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1893760/pub_624b121ce193c65015befbbb_6262c1ae0cf238708ae25c6f/scale_1200)
Газогенераторный автомобиль ГАЗ-42. Степень сжатия двигателя 6,5, мощность двигателя 22,1 кВт (30 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2400 об/мин, грузоподъёмность 1,2 т, наибольшая скорость - 50 км/ч. На 100 км пути требовалось 60 кг древесных чурок. выпущено 33840 автомобилей. Годы выпуска: 1938—1950.
10,а. Газогенераторный автомобиль ЗИС-21.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4944693/pub_624b121ce193c65015befbbb_6262c499493d165e4f1c2439/scale_1200)
Газогенераторный автомобиль ЗИС-21 на базе ЗИС-5 с двигателем мощностью 33,1 кВт (45 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2400 об/мин, степень сжатия 7,1, грузоподъёмность 2,5 т, наибольшая скорость 45 км/ч. На 100 км пути требовалось 90-100 кг древесных чурок. Годы выпуска: 1938—1950. Газогенераторных ЗИСов моделей ЗИС-13 и ЗИС-21 в Москве выпущено более 16 тыс. единиц.
11,а. Легковой автомобиль с открывающимся верхом ГАЗ-11-40.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3644482/pub_624b121ce193c65015befbbb_6262c6459e3043408645ae26/scale_1200)
Автомобиль ГАЗ-11-40. Кузов двухдверный типа фаэтон, вместимость 5 чел, двигатель шестицилиндровый карбюраторный рабочим объемом цилиндров 3480 куб.см, степенью сжатия 5,6 мощностью 55,9 кВт (76 л.с) при 3400 об/мин коленчатого вала, максимальная скорость 120 км/ч.
11,б. Легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-61-73.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4347415/pub_624b121ce193c65015befbbb_626fa4f2d046984f63a341e1/scale_1200)
Автомобиль ГАЗ-61-73. Кузов цельнометаллический типа седан, вместимость 5 чел, двигатель шестицилиндровый карбюраторный рабочим объемом цилиндров 3480 куб. см, степенью сжатия 6,5, мощностью 62,5 кВт (85 л.с.) при 3400 об/мин коленчатого вала, максимальная скорость 100 км/ч, расход топлива увеличился с 14,5 л до 17л на 100 км.
12. Автобус ГАЗ-ОЗ-ЗО.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4384151/pub_624b121ce193c65015befbbb_626fa8dd0c696a5e7786ee17/scale_1200)
Автобус ГАЗ-ОЗ-ЗО. Кузов: деревянный каркас с металлической обшивкой. Вместимость 17 мест. Двигатель четырехцилиндровый рабочим объемом 3280 куб. см, выпуска до 1938 г. мощностью 30,9 кВт (42 л. с.) при 2200 об/мин, с 1938 г. - мощностью 36,8 кВт (50 л. с.) при 2800 об/мин, максимальная скорость 70 км/ч, Годы выпуска: 1933—1950, с перерывом в 1942—1945..
13. Автобус ГАЗ-05-193
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4757752/pub_624b121ce193c65015befbbb_626faa8c9cc0bf4978a4ffd9/scale_1200)
Автобус ГАЗ-05-193. В деревянном каркасном кузове с металлической обшивкой размещалось 9 мест. Четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3280 куб. см, мощностью 30,9 кВт (42 л. с.) при 2200 об/мин, позже 50 л.с., обеспечивал максимальную скорость 65 км/ч, расход топлива 25 л на 100 км, трансмиссия - 10 передач (8 вперёд и 2 заднего хода).
14. Автобус ЗИС-8.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1219524/pub_624b121ce193c65015befbbb_626fac4f0c696a5e77914c81/scale_1200)
Автобус ЗИС-8. Кузов деревянный, обшитый металлическим листом, вместимость - 21 место для пассажиров. Двигатель шестицилиндровый рабочим объемом 5550 куб. см степенью сжатия 4,8 мощностью 53,7 кВт (73 л. с.) при 2300 об/мин, максимальная скорость 60 км/ч. Расход топлива 34 л на 100 км.
15. Автобус ЗИС-16.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3414159/pub_624b121ce193c65015befbbb_626fadd5d4cb2607135a5d19/scale_1200)
Автобус ЗИС-16. Кузов автобуса вмещал 34 пассажира. Двигатель шестицилиндровый рабочим объемом 5550 куб. см степенью сжатия 5,7, мощностью 85 л. с. (63 кВт) при 2800 об/мин, максимальная скорость 65 км/ч, годы выпуска 1939 - 1941 г. Всего было выпущено 3250 автобусов ЗИС-16.
16. Ярославский автобус ЯА-2.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5234501/pub_624b121ce193c65015befbbb_626faf81727e7e56eb412196/scale_1200)
Автобус ЯА-2. В 1932 г. был построен автобус-гигант ЯА-2 длиной 11 450 мм. Он мог перевозить 80 человек, из них 52 на сиденьях. У автобуса два задних ведущих моста, т.е. колесная формула 6х4. На нем использовался четырехтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель рабочим объемом цилиндров 7850 куб. см мощностью 75,8 кВт (103 л.с.) , позволяющий автобусу с полной нагрузкой передвигаться со скоростью 47 км/ч.
На этом 1 часть детских раскрасок заканчиваю. Если будет интерес, возможно продолжение.
С Днем Победы, уважаемые подписчики!
Борис Пустовалов
Теги
#ретро автомобили
#автомобильная история
#автообзор
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: 17.отечественные автомобили Великой Победы. Автомобиль раскрась сам.