Dodge – подразделение американской компании Chrysler, выпускающее легковые автомобили и внедорожники, а выпуск его пикапов и коммерческих автомобилей с 2010 г. выделен в отдельный бренд Ram. Компания была основана в 1900 г. братьями Додж для выпуска автомобильных комплектующих, а в 1914 г. начался выпуск собственных автомобилей. В 1928 г. она была продана корпорации Chrysler, с 1997 до 2008 г. входила в состав альянса DaimlerChrysler, а с 2014 г. является частью компании Fiat Chrysler Automobiles LLC (FCA LLC). В 2021 г. корпорации Fiat Chrysler Automobiles и Peugeot-Citroen (PSA) объединились в транснациональный концерн Stellantis N.V.
В 1886 г. семья Додж приехала в г. Детройт, где братья Джон и Горас устроились работать на завод Murphy Boil Works по производству бойлеров. В 1894 г. они присоединились к фирме по производству оборудования для типографий Dominion Typograph Company из Виндзора (Канада), где Джон стал начальником цеха, а Горас - механиком. Здесь он изобрёл и запатентовал велосипедную втулку с защищённым от грязи шариковым подшипником. В 1897 г. братья нашли инвестора Фреда Эванса и открыли собственный велосипедный бизнес Evans & Dodge Bicycles. В 1900 г. они его продали, основали фирму Dodge Brothers Company, построили в Детройте механический цех и начали изготовление запчастей и комплектующих для развивающейся автомобильной промышленности. Сначала они поставляли коробки передач для Olds Motor Vehicle, затем начали собирать двигатели и другие компоненты для Ford Motor Company. Благодаря сотрудничеству с Генри Фордом они заработали много денег и в 1910 г. наняли архитектора Альберта Канна и построили новый завод в Хамтрамке (Мичиган), действовавший до 1980 г., а Джон Додж получил должность вице-президента Ford Motor Company.
Первая машина Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали Old Betsy, покинула завод 14 ноября 1914 г., а всего до конца года Доджи произвели еще 249 таких автомобилей. Официально она называлась Dodge-Model 30-35 и оснащалась рядным 4-цилиндровым двигателем L-head мощностью 35 л.с., 3-ступенчатой МКП и 12-вольтовой электрической системой с электрическими фарами и стартером. Кроме того, машина имела цельнометаллический 4-дверный кузов Touring от ателье Budd. В 1915 г. продажи составили уже 45.053 ед. Автомобили Dodge доказали свою надёжность в ходе военной кампании против мексиканского генерала Панчо Вильи и вскоре они понадобились американской армии для использования в Первой мировой войне. В 1916 г. компания построила 71.400 ед. Dodge-Model 30 и ненадолго заняла 3-е место в отраслевом рейтинге. В 1917 г. в модельном ряду появились грузовики, фургоны, санитарные машины и первые в истории цельнометаллические седаны, тоже от ателье Budd.
В 1920 г., выпустив свыше 140.000 автомобилей, компания стал 2-м автопроизводителем после Ford, но в том же году оба брата скончались, и новым главой компании стал Фред Хейнс. В 1922 г. фирма представила первое цельнометаллическое купе и построила сборочный завод в Парк-Роял на северо-западе Лондона для продажи машин в Европе. Обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и дела компании пошли на спад. В 1925 г. они продали её инвестиционной группе Dillon, Read & Co. Новые владельцы также приобрели производителя грузовиков Graham Brothers. Запущенная в 1924 г. серия 116 была довольно устаревшей и продавалась плохо, поэтому в 1927 г. фирма представила две новых модели: 4-цилиндровый Dodge-Fast Four (3479 см3, 40 л.с.) и 6-цилиндровый Dodge-Six (3670 см3, 60 л.с.). Обе комплектовались барабанными тормозами на всех колёсах. Несмотря на усилия новых владельцев, Dodge терял позиции на рынке, и инвесторы начали поиск покупателя для компании. Этим человеком стал Уолтер Крайслер, и в 1928 г. компания вошла в состав корпорации Chrysler как Dodge Division.
В составе этой империи марка Dodge заняла ценовую нишу между бюджетным брендом Plymouth и более престижным DeSoto. Основной продукцией Dodge были легковые автомобили средней ценовой категории и грузовики малой грузоподъёмности. Производство 4-цилиндровых автомобилей прекратилось, и теперь под маркой Dodge продавались только 6-цилиндровые модели DA/DB с разной колёсной базой: Standard Six (110"), Victory Six (112") и Senior Six (120"). За два года Dodge поднялся с 13-го на 5-е место в отраслевом рейтинге. Несмотря на экономический кризис Dodge выпускает в 1930 г. более дорогую модель Eight (DC), оснащённую рядным 8-цилиндровым двигателем L-head объёмом 3617 см3 и мощностью 76 л.с. на шасси с колёсной базой 114". С незначительными улучшениями она оставалась в линейке до 1934 г.
В 1932 г. на серии Six DL впервые появилась фигурка горного барана на капоте. По одной из версий, выпускной коллектор её двигателя напоминал изогнутые рога этого животного.
Обратите внимание: Dodge Challenger - настоящий «олдскульный» американский суперкар. Dodge Challenger.
Тогда же в комплектацию вошли плавающие опоры силового агрегата и муфта свободного хода. В начале 30-х гг. Dodge занимал более высокую ценовую нишу, чем DeSoto, но в 1934 г. они поменялись местами. В результате на смену Dodge-Eight пришёл Dodge-DeLuxe Six (DK), который стоил чуть дороже, чем Big Six (DD). Обе серии оснащались рядным 6-цилиндровым двигателем объёмом 3569 см3 и мощностью 82 л.с., независимой передней подвеской и металлическими колёсными дисками. Мода на аэродинамику обошла эти машины стороной, однако некоторые элементы дизайна Chrysler-Airflow получили применение на грузовиках Dodge-Airflow Tank Truck с цистернами от Heil. В 1934-40 гг. по заказу нефтяных компаний было изготовлено 200 таких машин.В 1935 г. Dodge проводит рестайлинг своих автомобилей по образцу Chrysler-Airstream с отдельными крыльями и пулевидными фарами, закреплёнными по обе стороны от вертикальной решётки радиатора "водопад". Единственная оставшаяся серия DU с колёсной базой 116" оснащалась 3,6 л 6-цилиндровым мотором мощностью 85 л.с. Продажи превысили докризисный показатель и достигли 159.000 ед. В 1936 г. дизайнер Раймонд Дитрих обновляет внешний вид Dodge, добавляя больше хрома. Модель D2 Beauty Winner получила обтекаемую цельнометаллическую крышу. Продажи выросли до 265.000 ед.
В 1937 г. седаны D5 были разделены на два типа: 3-объёмные с отдельным багажником и 2-объёмные с крышей фастбек. В 1939 г. обновлённый к 25-летию марки автомобиль Dodge D11 получил название Luxury Liner. От прошлогодней модели он отличался интегрированными в крылья фарами, треугольным носом, горизонтальной решёткой радиатора и V-образным лобовым стеклом. В техническом плане ничего не изменилось, за исключением увеличенной до 117" колёсной базы, замены рессор в передней подвеске на пружины и перемещения рычага КПП на рулевую колонку. Впервые с 1934 г. линейка состояла из двух серий с разным уровнем отделки: Special и Deluxe. В 1940 г. они прошли незначительную внешнюю модернизацию с увеличением колёсной базы до 119,5". Занимая 5-е место в отраслевом рейтинге, в 1939 г. фирма продала 187.000 машин, а в 1940 г. – 226.000.
В 1941 г. компания переименовала свои серии в Custom и Deluxe. Мощность 3,6 л рядного 6-цилиндрового мотора была увеличена до 91 л.с., а в список опций вошла гидромуфта Fluid Drive, облегчавшая переключение передач. Продажи составили 215.575 ед., плюс 68.522 ед. за сокращённый 1942-й модельный год. После атаки японцев на Пёрл-Харбор в 1942 г. заводы Dodge свернули выпуск гражданских автомобилей и переключились на производство военной техники, авиационных двигателей, полноприводных пикапов Fargo Power Wagon, тяжёлых армейских джипов (серий WC и WF) и машин скорой помощи на базе Dodge-WC. Около 40.000 грузовиков Dodge Америка отправила своим союзникам по антигитлеровской коалиции.
Dodge вернулся на автомобильный рынок в конце 1945 г. слегка изменив дизайн модели 1942 г. В условиях послевоенного ажиотажа компания не проводила рестайлинг до середины 1949 г., выпуская довоенные серии Deluxe (Business Coupe, Sedan и Brougham Sedan) и Custom (Club Coupe, Convertible, Sedan и Town Sedan). Они оснащались рядным 6-цилиндровым двигателем L-head объёмом 3772 см3 мощностью 102 л.с. и 3-ступенчатой МКП, за доплату - с гидромуфтой Fluid Drive. В 1946 г. было продано 163.490 ед., в 1947 г. – 243.160 ед., в 1948 г. – 243.340 ед. В 1948 г. на смену довоенным грузовикам приходят пикапы Dodge B-Series (1948-53), известные под общим названием Job Rated. Они выглядели не так современно, как Chevrolet-Advanced Design, но имели просторную, хорошо остеклённую кабину и приводились в движение надёжным 3,8 л рядным 6-цилиндровым мотором мощностью 95 л.с. (1/2 тонны) или 108 л.с. (3/4 тонны). Некоторые фирмы переделывали их в универсалы Suburban. Параллельно выпускался полноприводный грузовик Dodge-Power Wagon (1946-69), разработанный во время войны и впоследствии получивший гражданское применение.
В марте 1949 г. все автомобили корпорации Chrysler получили новый 3-объёмный кузов с плоскими бортами, по форме напоминавший коробку. Его габариты были меньше, чем в 1946-48 гг., а салон - просторнее. В модельном ряду Dodge теперь было три серии: престижная Coronet (6-местное купе, 4-дверный седан, кабриолет, длиннобазный седан, 5-дверный деревянный универсал), промежуточная Meadowbrook (4-дверный седан) и бюджетная Wayfarer (2-дверный седан, 3-местное купе, 3-местный родстер). У первых двух колёсная база составляла 123,5", у третьей - 115". Все модели оснащались старым 3,8 л рядным 6-цилиндровым мотором мощностью 103 л.с. На Coronet можно было заказать 4-ступенчатую полуавтоматическую КП Gyro-Matic с гидромуфтой Fluid Drive.
В 1950 г. компания ограничилась косметическими изменениями в дизайне и добавлением в линейку Coronet ещё одного кузова – хардтоп-купе Diplomat. Решётка радиатора была изменена и состояла из 3 широких хромированных горизонтальных полос. Верхняя полоса изгибалась на концах, а вторая и третья полосы образовывали овал с круглыми габаритными огнями, расположенными на краях.
Dodge. Часть II
Dodge. Часть III
#история автомобилей #автомобильная история #американские автомобили #автомобили из сша #dodge
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Dodge. Часть i.