Dodge. Часть i

Dodge – подразделение американской компании Chrysler, выпускающее легковые автомобили и внедорожники, а выпуск его пикапов и коммерческих автомобилей с 2010 г. выделен в отдельный бренд Ram. Компания была основана в 1900 г. братьями Додж для выпуска автомобильных комплектующих, а в 1914 г. начался выпуск собственных автомобилей. В 1928 г. она была продана корпорации Chrysler, с 1997 до 2008 г. входила в состав альянса DaimlerChrysler, а с 2014 г. является частью компании Fiat Chrysler Automobiles LLC (FCA LLC). В 2021 г. корпорации Fiat Chrysler Automobiles и Peugeot-Citroen (PSA) объединились в транснациональный концерн Stellantis N.V.

В 1886 г. семья Додж приехала в г. Детройт, где братья Джон и Горас устроились работать на завод Murphy Boil Works по производству бойлеров. В 1894 г. они присоединились к фирме по производству оборудования для типографий Dominion Typograph Company из Виндзора (Канада), где Джон стал начальником цеха, а Горас - механиком. Здесь он изобрёл и запатентовал велосипедную втулку с защищённым от грязи шариковым подшипником. В 1897 г. братья нашли инвестора Фреда Эванса и открыли собственный велосипедный бизнес Evans & Dodge Bicycles. В 1900 г. они его продали, основали фирму Dodge Brothers Company, построили в Детройте механический цех и начали изготовление запчастей и комплектующих для развивающейся автомобильной промышленности. Сначала они поставляли коробки передач для Olds Motor Vehicle, затем начали собирать двигатели и другие компоненты для Ford Motor Company. Благодаря сотрудничеству с Генри Фордом они заработали много денег и в 1910 г. наняли архитектора Альберта Канна и построили новый завод в Хамтрамке (Мичиган), действовавший до 1980 г., а Джон Додж получил должность вице-президента Ford Motor Company.

Horace & John Dodge, logo Evans & Dodge Bicycles.Велосипеды E. & D. Bicycles (1897-1900).

Первая машина Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали Old Betsy, покинула завод 14 ноября 1914 г., а всего до конца года Доджи произвели еще 249 таких автомобилей. Официально она называлась Dodge-Model 30-35 и оснащалась рядным 4-цилиндровым двигателем L-head мощностью 35 л.с., 3-ступенчатой МКП и 12-вольтовой электрической системой с электрическими фарами и стартером. Кроме того, машина имела цельнометаллический 4-дверный кузов Touring от ателье Budd. В 1915 г. продажи составили уже 45.053 ед. Автомобили Dodge доказали свою надёжность в ходе военной кампании против мексиканского генерала Панчо Вильи и вскоре они понадобились американской армии для использования в Первой мировой войне. В 1916 г. компания построила 71.400 ед. Dodge-Model 30 и ненадолго заняла 3-е место в отраслевом рейтинге. В 1917 г. в модельном ряду появились грузовики, фургоны, санитарные машины и первые в истории цельнометаллические седаны, тоже от ателье Budd.

Model 30-35 Touring (1914-21), Model 30-35 Roadster (1915), Model 30-35 Sedan (1917-21), Series One Pickup (1917).

В 1920 г., выпустив свыше 140.000 автомобилей, компания стал 2-м автопроизводителем после Ford, но в том же году оба брата скончались, и новым главой компании стал Фред Хейнс. В 1922 г. фирма представила первое цельнометаллическое купе и построила сборочный завод в Парк-Роял на северо-западе Лондона для продажи машин в Европе. Обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и дела компании пошли на спад. В 1925 г. они продали её инвестиционной группе Dillon, Read & Co. Новые владельцы также приобрели производителя грузовиков Graham Brothers. Запущенная в 1924 г. серия 116 была довольно устаревшей и продавалась плохо, поэтому в 1927 г. фирма представила две новых модели: 4-цилиндровый Dodge-Fast Four (3479 см3, 40 л.с.) и 6-цилиндровый Dodge-Six (3670 см3, 60 л.с.). Обе комплектовались барабанными тормозами на всех колёсах. Несмотря на усилия новых владельцев, Dodge терял позиции на рынке, и инвесторы начали поиск покупателя для компании. Этим человеком стал Уолтер Крайслер, и в 1928 г. компания вошла в состав корпорации Chrysler как Dodge Division.

Series 116 Coupe (1924), Series 116 Roadster (1925), Series 116 Sedan (1925), Fast Four Sedan (1927-28).

В составе этой империи марка Dodge заняла ценовую нишу между бюджетным брендом Plymouth и более престижным DeSoto. Основной продукцией Dodge были легковые автомобили средней ценовой категории и грузовики малой грузоподъёмности. Производство 4-цилиндровых автомобилей прекратилось, и теперь под маркой Dodge продавались только 6-цилиндровые модели DA/DB с разной колёсной базой: Standard Six (110"), Victory Six (112") и Senior Six (120"). За два года Dodge поднялся с 13-го на 5-е место в отраслевом рейтинге. Несмотря на экономический кризис Dodge выпускает в 1930 г. более дорогую модель Eight (DC), оснащённую рядным 8-цилиндровым двигателем L-head объёмом 3617 см3 и мощностью 76 л.с. на шасси с колёсной базой 114". С незначительными улучшениями она оставалась в линейке до 1934 г.

Standard Six DA Coupe (1928), Victory Six DA Sedan (1928), Senior Six DB Roadster (1928), Eight DC Phaeton (1930-34).

В 1932 г. на серии Six DL впервые появилась фигурка горного барана на капоте. По одной из версий, выпускной коллектор её двигателя напоминал изогнутые рога этого животного.

Обратите внимание: Dodge Challenger - настоящий «олдскульный» американский суперкар. Dodge Challenger.

Тогда же в комплектацию вошли плавающие опоры силового агрегата и муфта свободного хода. В начале 30-х гг. Dodge занимал более высокую ценовую нишу, чем DeSoto, но в 1934 г. они поменялись местами. В результате на смену Dodge-Eight пришёл Dodge-DeLuxe Six (DK), который стоил чуть дороже, чем Big Six (DD). Обе серии оснащались рядным 6-цилиндровым двигателем объёмом 3569 см3 и мощностью 82 л.с., независимой передней подвеской и металлическими колёсными дисками. Мода на аэродинамику обошла эти машины стороной, однако некоторые элементы дизайна Chrysler-Airflow получили применение на грузовиках Dodge-Airflow Tank Truck с цистернами от Heil. В 1934-40 гг. по заказу нефтяных компаний было изготовлено 200 таких машин.

Big Six DD Business Coupe (1930), Model DL Sedan (1932), Model DK Coupe (1932), Airflow Special (1934-36).

В 1935 г. Dodge проводит рестайлинг своих автомобилей по образцу Chrysler-Airstream с отдельными крыльями и пулевидными фарами, закреплёнными по обе стороны от вертикальной решётки радиатора "водопад". Единственная оставшаяся серия DU с колёсной базой 116" оснащалась 3,6 л 6-цилиндровым мотором мощностью 85 л.с. Продажи превысили докризисный показатель и достигли 159.000 ед. В 1936 г. дизайнер Раймонд Дитрих обновляет внешний вид Dodge, добавляя больше хрома. Модель D2 Beauty Winner получила обтекаемую цельнометаллическую крышу. Продажи выросли до 265.000 ед.

Model DU Coupe (1935), Model DU Sedan (1935), D2 2-door Sedan (1935), D2 Sedan (1936).

В 1937 г. седаны D5 были разделены на два типа: 3-объёмные с отдельным багажником и 2-объёмные с крышей фастбек. В 1939 г. обновлённый к 25-летию марки автомобиль Dodge D11 получил название Luxury Liner. От прошлогодней модели он отличался интегрированными в крылья фарами, треугольным носом, горизонтальной решёткой радиатора и V-образным лобовым стеклом. В техническом плане ничего не изменилось, за исключением увеличенной до 117" колёсной базы, замены рессор в передней подвеске на пружины и перемещения рычага КПП на рулевую колонку. Впервые с 1934 г. линейка состояла из двух серий с разным уровнем отделки: Special и Deluxe. В 1940 г. они прошли незначительную внешнюю модернизацию с увеличением колёсной базы до 119,5". Занимая 5-е место в отраслевом рейтинге, в 1939 г. фирма продала 187.000 машин, а в 1940 г. – 226.000.

D5 Fastback Sedan (1937), Airflow Tank Truck (1938-40), D11 Special Sedan (1939), D11 Deluxe Town Coupe (1939).D14 Deluxe Convertible Coupe (1940), D14 Special 2-door Sedan (1940), maskot Dodge.

В 1941 г. компания переименовала свои серии в Custom и Deluxe. Мощность 3,6 л рядного 6-цилиндрового мотора была увеличена до 91 л.с., а в список опций вошла гидромуфта Fluid Drive, облегчавшая переключение передач. Продажи составили 215.575 ед., плюс 68.522 ед. за сокращённый 1942-й модельный год. После атаки японцев на Пёрл-Харбор в 1942 г. заводы Dodge свернули выпуск гражданских автомобилей и переключились на производство военной техники, авиационных двигателей, полноприводных пикапов Fargo Power Wagon, тяжёлых армейских джипов (серий WC и WF) и машин скорой помощи на базе Dodge-WC. Около 40.000 грузовиков Dodge Америка отправила своим союзникам по антигитлеровской коалиции.

D19 Deluxe Business Coupe (1941), D19 Custom Town Sedan (1941), D22 Custom Club Coupe (1942), D22 Deluxe 2-door Sedan (1942).WC23 (1941-42), WC57 (1942-44), WC51 (1942-45), WC54 Ambulance (1942-44).

Dodge вернулся на автомобильный рынок в конце 1945 г. слегка изменив дизайн модели 1942 г. В условиях послевоенного ажиотажа компания не проводила рестайлинг до середины 1949 г., выпуская довоенные серии Deluxe (Business Coupe, Sedan и Brougham Sedan) и Custom (Club Coupe, Convertible, Sedan и Town Sedan). Они оснащались рядным 6-цилиндровым двигателем L-head объёмом 3772 см3 мощностью 102 л.с. и 3-ступенчатой МКП, за доплату - с гидромуфтой Fluid Drive. В 1946 г. было продано 163.490 ед., в 1947 г. – 243.160 ед., в 1948 г. – 243.340 ед. В 1948 г. на смену довоенным грузовикам приходят пикапы Dodge B-Series (1948-53), известные под общим названием Job Rated. Они выглядели не так современно, как Chevrolet-Advanced Design, но имели просторную, хорошо остеклённую кабину и приводились в движение надёжным 3,8 л рядным 6-цилиндровым мотором мощностью 95 л.с. (1/2 тонны) или 108 л.с. (3/4 тонны). Некоторые фирмы переделывали их в универсалы Suburban. Параллельно выпускался полноприводный грузовик Dodge-Power Wagon (1946-69), разработанный во время войны и впоследствии получивший гражданское применение.

D24 Custom Convertible (1946-48), D24 Deluxe Sedan (1946-48), B1 Power Wagon (1946-69), B1-B (1948-49).

В марте 1949 г. все автомобили корпорации Chrysler получили новый 3-объёмный кузов с плоскими бортами, по форме напоминавший коробку. Его габариты были меньше, чем в 1946-48 гг., а салон - просторнее. В модельном ряду Dodge теперь было три серии: престижная Coronet (6-местное купе, 4-дверный седан, кабриолет, длиннобазный седан, 5-дверный деревянный универсал), промежуточная Meadowbrook (4-дверный седан) и бюджетная Wayfarer (2-дверный седан, 3-местное купе, 3-местный родстер). У первых двух колёсная база составляла 123,5", у третьей - 115". Все модели оснащались старым 3,8 л рядным 6-цилиндровым мотором мощностью 103 л.с. На Coronet можно было заказать 4-ступенчатую полуавтоматическую КП Gyro-Matic с гидромуфтой Fluid Drive.

D29 Wayfarer 2-door Sedan (1949), D30 Meadowbrook Sedan (1949), D30 Coronet Club Coupe (1949), D30 Coronet Station Wagon (1949).

В 1950 г. компания ограничилась косметическими изменениями в дизайне и добавлением в линейку Coronet ещё одного кузова – хардтоп-купе Diplomat. Решётка радиатора была изменена и состояла из 3 широких хромированных горизонтальных полос. Верхняя полоса изгибалась на концах, а вторая и третья полосы образовывали овал с круглыми габаритными огнями, расположенными на краях.

D33 Wayfarer Roadster (1950), D34 Coronet Sedan (1950), D34 Coronet Diplomat (1950).

Dodge. Часть II

Dodge. Часть III

#история автомобилей #автомобильная история #американские автомобили #автомобили из сша #dodge

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Dodge. Часть i.