Dkw. Часть i

DKW (Dampf Kraft Wagen) - марка немецких автомобилей и мотоциклов, зарегистрированная в 1916 г. и просуществовавшая до 1966 г. В 1904 г. датский инженер Йорген Скафте Расмуссен вместе со своим партнёром Карлом Эрнстом основал компанию Rasmussen und Ernst в г. Хемниц по продаже машин и оборудования всех видов. В 1906 г. Расмуссен приобрёл завод в г. Цшопау (Саксония) и перенёс туда производство, а офис продаж остался в Хемнице. Компания была ориентирована на производство и продажу широкого ассортимента аксессуаров для паровых двигателей. В 1909 г. она получает имя Rasmussen und Ernst, Zschopau-Chemnitz, Maschinen und Armaturenfabrik, Apparatebau Anstalt. В 1913 г. произошло правовое разделение компании, и Расмуссен изменил название своей доли на Zschopauer Maschinenfabrik JS Rasmussen. В начале Первой мировой войны Расмуссен получил военные контракты на производство запалов и детонаторов для снарядов, что позволило компании расшириться, и в конце 1915 г. у Расмуссена было около 480 работников.

Jorge Skafte Rasmussen, logo Zschopauer Motorenwerke JS Rasmussen DKW.

В 1916 г. Расмуссен получает от немецкого военного ведомства субсидию на разработку грузовика с паровым двигателем. Для этого он регистрирует торговую марку DKW (Dampf Kraft Wagen - автомобиль на паровой тяге), но проект теряет актуальность с окончанием Первой мировой войны. Единственное, что осталось от него, были три буквы DKW, запатентованные Расмуссеном как товарный знак. В 1919 г. Хуго Руппе из Апольда сконструировал двухтактный ДВС объёмом 18 см³ и мощностью 0,25 л.с. для детской самоходной машины. Расмуссен приобрел права на него и открыл дочернюю фирму Zschopauer Motorwerke J.S. Rasmussen, чтобы организовать производство таких игрушечных машин под маркой DKW, которая теперь расшифровывалась как Des Knaben Wunsch (мечта мальчика). В 1921 г. фабрика Расмуссена начинает выпускать моторизованные велосипеды, опять же под брендом DKW, рекламируя их как Das Kleine Wunder (маленькое чудо). Хитом продаж в 1921 г. (продано более 10.000 шт.) стал велосипед со вспомогательным мотором объёмом 118 см³ и мощностью 1 л.с.

Das Kleine Wunder (1921), logo Slaby Beringer Automobil.

Наиболее известным дизайнером мотоциклов DKW был Герман Вебер, перешедший из фирмы Hugo Ruppe в 1920 г. В этот же период Расмуссен выкупил компанию Slaby Beringer Automobil GmbH, производившую электрические автомобили, и назначил её бывшего владельца Рудольфа Слаби своим главным конструктором. Позже это предприятие будет поставлять кузова для машин DKW. Пока же Расмуссен организует массовое изготовление скутеров Lomos и Golem на конвейере, заимствуя опыт американских компаний. В 1922 г. в Цшопау изготовлен первый мотоцикл Reichsfahrtmodell с двигателем рабочим объёмом 142 см³ и мощностью 1,5 л.с. Наиболее успешной моделью ранних лет был DKW-E206 1925 г. выпуска с 1-цилиндровым двигателем объёмом 206 см³. С 1928 г. стал выпускаться DKW-Luxus 200, известный как «пузырь крови» (Blutblase) из-за окраски бензобака в красный цвет. Вершиной модельного ряда стал мотоцикл Super Sport 600 с 2-цилиндровым двигателем водяного охлаждения объёмом 600 см³.

DKW-Lomos (1922), DKW-Reichsfahrtmodell (1922), DKW-E206 (1925), DKW-Luxus 200 (1928).

Начиная с 1928 г. DKW и Zschopauer Motorwerke J. S. Rasmussen AG становятся крупнейшим производителем мотоциклов в мире (65.000 шт.). В том же году Расмуссен приобрёл завод Audi в Цвиккау. Основным инвестором был Саксонский региональный банк с 25% участием DKW. В 1928 г. на выставке в Лейпциге представлен первый автомобиль DKW - Typ P (15HP). Он оснащался двухтактным 2-цилиндровым двигателем объёмом 600 см³ и мощностью 15 л.с., 3-ступенчатой МКП, ведущим задним мостом и механическими тормозами на всех колёсах. Лёгкий кузов строился на деревянном каркасе из дерматина и металлических панелей капота и крыльев. За два года на заводе в Шпандау (Берлин) было изготовлено около 2.000 таких машин, включая модификацию DKW-PS600 Sport мощностью 18 л.с., которая разгонялась до 100 км/ч. В 1929 г. на смену модели 15HP приходит DKW-V1000 (4=8), который имел 1 л двухтактный мотор V4 водяного охлаждения мощностью 25 л.с. Главным его недостатком был высокий расход топлива (10 л/100 км), что не способствовало продажам в условиях экономического кризиса.

DKW-Super Sport 600 (1930), DKW-15HP Roadster (1928-29), DKW-PS600 Sport (1930), DKW-V1000 Roadster (1929).

В 1930 г. была подготовлена укороченная версия V800 (4=8) с 0,8 л двигателем мощностью 20 л.с., но она оказалась не намного экономичнее, к тому же была склонна к перегреву. С началом Великой депрессии бизнес Расмуссена пришёл в упадок, и в 1930 г. Саксонский региональный банк назначил управляющим своего представителя Рихарда Бруна.

Обратите внимание: ТОП-10 Неизвестные автомобили. Часть 1.

За два года он провёл рационализацию производства, подготовив условия для образования новой корпорации. В 1931 г. на Берлинском автосалоне представлена малолитражка DKW-F1 - первый немецкий автомобиль с передним приводом. Разработанная специалистами завода Audi в Цвиккау, она оснащалась мотоциклетным рядным 2-цилиндровым двигателем объёмом 584 см³ и мощностью 15 л.с. с комбинированным стартер-генератором Dynastart. Полунесущий кузов на хребтовой раме делался из дерева, фанеры и кожзаменителя на заводе в Шпандау, а сама машина собиралась в Цвиккау. За два года было продано около 4.000 единиц. В 1932 г. Рихард Брун и Расмуссен разработали план объединения марок DKW и Audi, принадлежавших Расмуссену, с производителем роскошных автомобилей Horch и производителем автомобилей среднего класса Wanderer в концерн Auto Union AG. Несмотря на новый бренд, DKW и другие торговые марки сохранили свои фирменные наименования. Логотипы были дополнены четырьмя кольцами Auto Union. Только автомобили для гонок Гран-при выпускались под брендом Auto Union.

DKW-V1000 Sedan (1929-31), DKW-F1 Cabriolet (1931-32), DKW-F1 Roadster (1931-32), logo DKW-Auto Union.

Тем временем DKW выпускает следующие модели: переднеприводную F2 Meisterklasse 601 и заднеприводную 432 Sonderklasse. Первая оснащалась 2-цилиндровым мотором объёмом 584 см³ и мощностью 18 л.с., вторая – 1 л V4 мощностью 25 л.с. и новой 4-ступенчатой МКП. В сравнении с предшественниками у них увеличилась колёсная база, а в линейке появились 4-местные кузова. В 1932 г. DKW приобрёл у Адольфа Шнюрле из фирмы Deutz лицензию на метод петлевой продувки цилиндров двухтактного двигателя и эксклюзивное право его использования в бензиновых двигателях. В 1933 г. двухтактные двигатели DKW получили эту систему, повысившую их мощность. Старшая 4-цилиндровая модель 1001 Sonderklasse (26 л.с.) была оборудована независимой задней подвеской, а младшая 2-цилиндровая F2 стала доступна в двух модификациях: Reichsklasse 601 (584 см³, 18 л.с.) и Meisterklasse 701 (692 см³, 20 л.с.). Группа стремительно росла, и в 1934 г. она заняла 2-е место среди немецких автопроизводителей после Opel.

DKW-F2 Reichsklasse 601 (1933-34), DKW-F2 Meisterklasse 701 (1933-34), DKW-F2 Sonderklasse 1001 (1932-34), DKW-F4 Meisterklasse (1934-35).

В 1934 г. в Цвиккау запущена в производство ещё одна переднеприводная модель – DKW-F4 Meisterklasse. Она разделяла 0,7 л двигатель с F2 Meisterklasse, но имела удлинённую колёсную базу и модернизированный 4-местный кузов в версиях 2-дверный седан (Limousine) и 2-дверный кабриолет (Cabrio-Limousine). Серия Sonderklasse была переименована в Schwebeklasse, по названию запатентованной подвески на плавающих рычагах. Двигатель V4 мощностью 26 л.с. остался без изменений, но тормоза стали гидравлическими, а линии кузова были сглажены. В 1934 г. был создан очень популярный мотоцикл DKW-RT100 (98 см³, выпущено 72.000 шт.). В этом же году Расмуссен ушёл из совета директоров Auto Union из-за разногласий с коллегами.

DKW-F4 Schwebeklasse (1934-35), DKW-RT100 (1934).

В 1935 г. компактные модели F2 и F4 заменяет DKW-F5, предложенный с 2-дверными кузовами седан, кабриолет и родстер в модификациях Reichsklasse (584 см³, 18 л.с.) и Meisterklasse (692 см³, 20 л.с.). Более дорогой автомобиль DKW-Schwebeklasse был оснащён новым 2-тактным двигателем объёмом 1050 см³ и мощностью 32 л.с. По сути это был мотор V6, но рабочими у него были только четыре цилиндра, а два дополнительных использовались в качестве нагнетателей, чтобы топливо поступало в рабочие цилиндры под давлением. В 1937 г. обновлённый модельный ряд компании состоит из переднеприводного автомобиля DKW-F7 и заднеприводного DKW-Sonderklasse. Механическую часть они унаследовали у моделей F5 и Schwebeklasse, но дизайн кузова изменился. Цельнометаллический кузов для Sonderklasse был взят у Wanderer-W24.

DKW-F5 Cabriolet (1935-37), DKW-F5 Roadster (1935-37), DKW-F7 Cabriolet (1937-39), DKW-F7 Sonderklasse (1937).

В 1939 г. DKW-F8, последняя из довоенных малолитражек с передним приводом, получила более жёсткую периферийную раму и улучшенное рулевое управление. Двухтактные 2-цилиндровые двигатели остались те же: 584 см³ (18 л.с.) и 692 см³ (20 л.с.). С 1939 по 1942 гг. было продано около 50.000 этих машин. В 1939 г. пошёл в серию и наиболее известный мотоцикл DKW-RT125, который в скором времени стал использоваться вермахтом. В 1940 г. на заводе в Цвиккау было построено 10 прототипов новой переднеприводной модели DKW-F9, задуманной в качестве конкурента KdF-Wagen (Volkswagen-Beetle). У неё был обтекаемый цельнометаллический кузов с коэффициентом аэродинамического сопротивления 0,42 и 2-тактный 3-цилиндровый мотор объёмом 910 см³ мощностью 28 л.с. В связи с началом военных действий автомобиль не успели запустить в серию, т.к. завод перешёл на изготовление армейского транспорта Sdkfz. С 1931 по 1942 гг. DKW выпустила на заводе в Цвиккау более 200.000 малолитражек серии F (Front), составлявших 85% её продукции и занимавших 16% немецкого автомобильного рынка.

DKW-F8 Meisterklasse (1939-42), DKW-F8 Sedan (1939-42), DKW-RT125(1939), DKW-F9(1940).

DKW. Часть II

#автомобильная история #история автомобилей #немецкие автомобили #автомобили из германии #audi

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Dkw. Часть i.