De Tomaso

De Tomaso Automobili SpA - итальянская компания, выпускавшая спортивные автомобили. Штаб-квартира находилась в Модене (Италия). Её логотип был выполнен в виде клейма для лошадей, стилизованного под букву "Т", на фоне аргентинского флага. Была основана в 1959 г. предпринимателем аргентинского происхождения Алехандро де Томазо, переехавшим в Италию в 1955 г.

В 1955-59 гг. Алехандро де Томазо работал механиком в компании OSCA и принимал участие в гонках. В этот период он был впечатлён успехами болидов Cooper, убедившими его в преимуществе центральномоторной компоновки. Он переехал из Болоньи в Модену и создал конструкторское бюро по разработке различных прототипов и гоночных автомобилей, в т.ч. автомобили для чемпионатов Формула-Юниор, Формула-2 и автомобиль класса Формула-1 для команды Фрэнка Уильямса.

Alejandro de Tomaso, De Tomaso-801 (1963).De Tomaso-Formula Junior (1960), De Tomaso-505/38 (1970).

Не добившись успеха в этом направлении, в 1963 г. он организовал мелкосерийное производство центральномоторных спорткаров со стальной хребтовой рамой и пластиковым кузовом под названием Vallelunga. У автомобиля была полностью независимая подвеска и 1,5 л рядный 4-цилиндровый двигатель от Ford-Cortina мощностью 104 л.с. Двухместный кузов, спроектированный дизайнером Джорджетто Джуджаро, построила фирма Ghia. Автомобиль разгонялся до 212 км/ч, но из-за проблем с жёсткостью конструкции он не пошёл в полномасштабное производство: с 1963 по 1968 гг. компания сделала только 58 экз. В 1965 г., познакомившись с Кэрроллом Шелби, Алехандро де Томазо позаимствовал у него 4,7 л двигатель Ford V8 289 мощностью 475 л.с., чтобы установить его на свой прототип De Tomaso-Sport 5000, также известный как De Tomaso-P70. Этот автомобиль, разработанный Питером Броком, получил открытый алюминиевый кузов от ателье Fantuzzi.

De Tomaso-Vallelunga Spyder Fissore (1963), De Tomaso-Vallelunga (1964-68), De Tomaso-P70 (1965), De Tomaso-Sport 5000 (1965).

В то же время Джуджаро из ателье Ghia занимался созданием концептов De Tomaso-Competizione 2000 (1965) и De Tomaso-Pampero (1966) на шасси Vallelunga. В 1967 г. Шелби отказался сотрудничать с De Tomaso, а Алехандро де Томазо представил новую модель - De Tomaso-Mangusta. Она оснащалась мотором Ford V8 4727 см3/306 л.с. для европейского рынка или 4942 см3/221 л.с. для американского. Двигатель располагался перед ведущей задней осью и соединялся с 5-ступенчатой МКП ZF. Автором дизайна суперкара снова был Джорджетто Джуджаро, спроектировавший приземистый и широкий кузов с выпуклыми колёсными арками и дверцами в стиле "крыло чайки". С 1967 по 1971 гг. был продан 401 экз. Mangusta, что свидетельствовало о первом крупном успехе Де Томазо. В 1968 г. он выкупает ателье Ghia, строившее кузова для Mangusta, а через год - дизайн-студию Vignale.

De Tomaso-Pampero (1966), De Tomaso-Mangusta (1967-71).

В 1970 г. на смену Mangusta приходит De Tomaso-Pantera, разработанная в сотрудничестве с компанией Ford, которая видела в ней серьёзного конкурента Chevrolet-Corvette. Вместо слабой хребтовой рамы автомобиль получил жёсткий монокок, а размещённый по центру двигатель Ford V8 был увеличен до 5766 см3/330 л.с. Двухместный кузов, оформленный дизайнером Ghia Томом Тьярдой, отличался агрессивной клиновидной формой и всплывающими фарами. По соглашению с Ford De Tomaso-Pantera продавалась через дилеров Lincoln и Mercury. В начале 70-х гг. её производство достигло пика: с 1971 по 1973 гг. было построено 6.128 ед. Вместе с Pantera в 1970 г. был представлен люксовый седан De Tomaso-Deauville - ещё одна работа Тома Тьярды. Предназначенный для конкуренции с Jaguar и Mercedes-Benz, он имел богатую внутреннюю отделку и оснащался 5,8 л мотором Ford Cleveland V8 мощностью 330 л.с., установленным спереди. До 1985 г. было продано 244 таких автомобиля.

De Tomaso-Pantera (1970-74), De Tomaso-Deauville (1971-78).

В 1972 г. Де Томазо создаёт на базе Deauville ещё одну переднемоторную модель высшего класса - 4-местное купе De Tomaso-Longchamp. Под капотом у него стоял всё тот же двигатель Cleveland V8 в паре с 5-ступенчатой МКП или 3-ступенчатой АКП. Угловатый дизайн этой машины Том Тьярда позаимствовал у прототипа Lancia-Marica. С 1972 по 1989 гг. компания выпустила 409 ед. De Tomaso-Longchamp, включая 14 кабриолетов от ателье Carrozzeria Pavesi. Люксовая версия Pantera L (Lusso) была представлена в 1972 г. для американского рынка. Она отличалась большими чёрными бамперами и двигателем Cleveland с уменьшенной степенью сжатия мощностью 280 л.с. В 1973 г. Ghia и Vignale переходят в собственность Ford Motor Company. 1975 г. в связи с топливным кризисом и введением в США жёстких норм выбросов выхлопных газов Ford Motor Company прекращает сотрудничество с фирмой De Tomaso. Для последней это означало уход с американского рынка. Производство суперкара Pantera продолжилось, но в значительно меньших масштабах, до 100 ед. в год. Двигатели Ford V8 теперь закупались не в США, а в Австралии, а затем настраивались в Швейцарии. Стоимость модели увеличилась, и спрос на неё упал ещё больше, несмотря на введение улучшенной модификации GTS мощностью 350 л.с.

De Tomaso-Longchamp (1973-80), De Tomaso-Longchamp Spyder Pavesi (1986-89), De Tomaso-Pantera L (1972-75), De Tomaso-Pantera GTS (1974-85).

В 1976 г. при содействии итальянского правительства Де Томазо приобретает компанию Maserati, ранее принадлежавшую Citroen. В этом же году в состав De Tomaso Group входит фирма Innocenti, производившая итальянскую версию Mini с кузовом от Bertone. Под руководством Де Томазо были выпущены такие модели, как Maserati-Kyalami и Maserati-Quattroporte III, которые представляли собой переработанные автомобили De Tomaso-Longchamp и De Tomaso-Deauville соответственно. С мая 1980 г. в модельный ряд вошла GT5, которая получила двигатель мощностью 360 л.с., расширители колёсных арок из стеклоткани на заклепках, улучшенные тормоза, более роскошный интерьер, диски и шины большего размера, передний спойлер, боковые юбки и антикрыло сзади. Всего до 1985 г. было построено 197 машин. В 1981 г. Де Томазо заключает с японской компанией Daihatsu договор о поставке 3-цилиндровых турбированных двигателей для Innocenti. Всего под маркой Innocenti-De Tomaso было выпущено 120.000 автомобилей.

Maserati-Kyalami (1976-83), Maserati-Quattroporte (1979-90), De Tomaso-Pantera GT5 (1980-85), Innocenti-Mini De Tomaso (1977-90).

В ноябре 1984 г. в на смену GT5 пришла модель GT5-S, которая отличалась цельными расширенными стальными крыльями и иным передним спойлером. Всего до 1990 г. было построено 183 экз. В 1990 г. компания проводит рестайлинг модели Pantera с участием дизайнера Марчелло Гандини. 5,8 л двигатель Cleveland V8 351 был заменён на 4,9 л Windsor V8 302 мощностью 305 л.с. с электронным впрыском топлива, и модификация была обозначена как De Tomaso-Pantera SI. Кроме этого машина получила дисковые вентилируемые тормоза Brembo, как на Ferrari-F40, и модифицированную подвеску. До 1993 г. был выпущен 41 экз., один из которых остался в музее De Tomaso. В 1993 г. на автосалоне в Женеве представлена новая модель De Tomaso-Guara с композитным кузовом, разработанным Карло Гаино из ателье Synthesis Design.

De Tomaso-Pantera GT5-S (1984-90), De Tomaso-Pantera SI (1990-93), De Tomaso-Guara Coupe (1994-2004), De Tomaso-Guara Spyder (1994-2004).

Предложенная в версиях Coupe, Barchetta и Spyder она была эволюцией центральномоторного гоночного прототипа Maserati-Barchetta 1991 г. Сначала в качестве силовой установки использовался 4 л V8 BMW мощностью 283 л.с. с 6-ступенчатой МКП Getrag, а в 1998 г. его заменил 4,6 л V8 Ford мощностью 320 л.с. с 6-ступенчатой МКП ZF. Производство было крайне ограниченным: с 1993 по 2004 гг. фирма продала всего 64 экз. (50 Coupe, 10 Barchetta и 4 Spyder). В 1993 г. Алехандро де Томазо серьёзно заболел, и управление бизнесом перешло к его сыну. Это означало распад De Tomaso Group: компании Maserati и Innocenti были проданы концерну FIAT. В 2000 г. Алехандро де Томазо и американский импортёр Maserati Кьелл Кэвали договорились о совместном выпуске в Модене переднемоторного спортивного автомобиля для рынка США - De Tomaso-Bigua. Эта модель оснащалась 4,6 л двигателем Ford Modular V8 DOHC мощностью 320 л.с. с 5-ступенчатой МКП BorgWarner или 4-ступенчатой АКП GM и имела 2-местный кузов со складывающейся твёрдой крышей, трансформируемый из родстера в таргу или купе. Шасси спроектировал конструктор Формулы-1 Энрике Скалаброни, а кузов работы Гандини был изготовлен из особого пластика RTM французской компанией Stratime Cappelo Systems. Вскоре отношения между Де Томазо и Кэвали испортились, и последний полностью взял проект на себя, переименовав автомобиль в Qvale-Mangusta. Выпустив всего 284 ед. Кэвали продал завод в Модене в 2003 г. компании MG-Rover.

De Tomaso-Guara Barchetta (1994-2004), De Tomaso-Bigua (1999), logo Qvale Modena, Qvale-Mangusta (2000-02).

В начале 2000-х гг. компания De Tomaso планировала запустить в серию современную версию суперкара Pantera и наладить производство люксовых внедорожников в партнерстве с российской фирмой УАЗ, но смерть Алехандро де Томазо в 2003 г. прервала эти проекты. Через год начался процесс банкротства и добровольной ликвидации. В 2009 г. торговую марку De Tomaso выкупает бывший исполнительный директор FIAT Джан Марио Россиньоло. В 2011 г. он представил на Женевском автосалоне прототип спортивного полноприводного кроссовера De Tomaso-Deauville. Его элегантный дизайн разработала команда De Tomaso Centro Stile в сотрудничестве с ателье Pininfarina. Кузов был построен по инновационной технологии Univis из экструдированных алюминиевых профилей, состыкованных друг с другом посредством крестообразных соединительных элементов, припаянных лазером. Этот метод бесшовного соединения панелей был запатентован компанией IAI (Innovation in Auto Industry), основным инвестором De Tomaso. Предполагалось, что он поступит в продажу с бензиновым двигателем V6 мощностью 300 или 500 л.с. и дизелем VM Motori мощностью 250 л.с. В соответствии с бизнес-планом фирма должна была построить на сицилийском заводе FIAT 3.000 таких 5-дверных машин, а также 3.000 седанов и 2.000 двухместных купе. Планы так и не были реализованы в связи с арестом Россиньоло в 2012 г. по обвинению в незаконном присвоении средств, полученных от итальянского правительства для возрождения бренда De Tomaso.

De Tomaso-Pantera 2000 (1999), De Tomaso-Deauville Concept (2011), logo De Tomaso.

В 2014 г. права на бренд De Tomaso были приобретены Норманом Чоем из гонконгской компании Ideal Team Ventures, которая также приобрела немецкого производителя автомобилей Gumpert. Пять лет спустя компания представила на фестивале скорости в Гудвуде свой первый продукт - спортивный автомобиль P72 в ретро-стиле, разработанный Джовином Вонгом из Wyn Design и посвящённый 60-летию бренда De Tomaso. Он оснащён 6,3 л атмосферным двигателем Ferrari V12 мощностью 791 л.с. и 6-ступенчатой секвентальной коробкой передач Hewland. Создан он на одном шасси с автомобилем Apollo-Intensa Emozione, изготовленном дочерней компанией Apollo Automobil. В его основе лежит карбоновый монокок, спроектированный фирмами HWA и Autotechnica Motori по стандартам гоночного класса LMP1. Всего будет продано 72 ед. P72.

logo De Tomaso, De Tomaso-P72 (2019).

De Tomaso-Pantera GTS

#история автомобилей #автомобильная история #итальянские автомобили #автомобили из италии #De tomaso

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: De Tomaso.