Итальянская пантера

De Tomaso-Pantera GTS (1974-85).

De Tomaso-Pantera - спортивный автомобиль с 2-местным кузовом купе, выпускавшийся итальянской фирмой De Tomaso с 1970 по 1993 гг. Всего выпущено 7.260 машин. Своим появлением она обязана компании Ford, которая давно хотела выпустить достойного конкурента Chevrolet-Corvette, но искала способы, как сэкономить на его проектировании и производстве. На этой почве Генри Форд II и Ли Якокка быстро пришли к соглашению с Алехандро де Томазо, переложив на него конструкторские работы, но обязавшись взамен поставлять двигатели и продавать автомобили через свою дилерскую сеть. В свою очередь Де Томазо поручил разработку кузова Pantera дизайнеру Тому Тьярде, который работал в принадлежавшем ему ателье Ghia. Машина унаследовала у Mangusta среднемоторную компоновку и колёсную базу длиной 2500 мм, но вместо ненадёжной хребтовой рамы она получила стальной монокок с передним и задним подрамниками, к которым крепились двойные поперечные рычаги полностью независимой подвески на пружинах.

Впервые Pantera была представлена в Модене в марте 1970 г. и спустя несколько недель на Нью-Йоркском автосалоне. Несмотря на комфортабельность салона, пространства для ног водителя и переднего пассажира было явно недостаточно, особенно если они были высокого роста (выше 180 см). Но и водители меньшего роста жаловались на неудобные сиденья и ограниченный задний обзор. Pantera имела в стандартной комплектации электрические стеклоподъёмники и кондиционер, но прикуриватель был очень неудачно расположен на центральной консоли, из-за чего он часто включался по неосторожности. Первые автомобили Pantera, выпущенные в 1970 г., имели двигатель Ford Cleveland V8 рабочим объёмом 5,8 л и мощностью 330 л.с. с 4-камерным карбюратором Autolite, установленный вплотную к задним сиденьям, из-за чего он мог сильно нагревать салон, особенно на ранних экземплярах. Сразу за ним располагалась 5-ступенчатая МКП ZF, которая поставлялась из Германии и стоила дороже, чем сам мотор, но при этом создавала больше шума. В стандартное оснащение входили реечное рулевое управление, вентилируемые дисковые тормоза Girling с усилителем на всех колёсах, 17-дюймовые магниевые колёса и радиальные шины Michelin XVR. Первые 75 машин, импортированные в США компанией Ford, были собраны вручную на фабрике Carrozzeria Vignale в Турине и отличались дверными ручками в виде кнопки. В 1971 г. производство было увеличено до трёх автомобилей в день, и до конца года через океан переправили 1.007 ед. Pantera. Они продавались через дилеров Lincoln и Mercury.

Однако качество итальянской сборки оставляло желать лучшего: из-за плохой подгонки панелей кузов покрывался большим количеством свинцового припоя, а защита от ржавчины была минимальной. Со временем Ford исправил эти недостатки введением более точных штамповок. Возникали неприятности и с технической частью: несколько машин из первой партии вышли из строя прямо на тестовом полигоне Ford, а в музее Петерсена в Лос-Анджелесе до сих пор стоит жёлтая Pantera Элвиса Пресли, в которую Король трижды выстрелил из пистолета, когда она отказалась заводиться. В 1971-72 гг. американская и европейская версии Pantera отличались только размером задних фонарей. Двигатели у них были одинаковыми, пока в США не ввели ограничения выбросов выхлопных газов и новую систему измерения мощности. Тогда степень сжатия мотора Cleveland V8 была снижена с 11.0 до 8.6, но в качестве компенсации был установлен распределительный вал от блока 428 Cobra Jet. В результате мощность американской Pantera составила 266 л.с., а на европейской осталась прежней (330 л.с.), но в валовых лошадиных силах. С 1972 г. в США модель была доступна только в модификации Pantera L (Lusso), оснащённой чёрными бамперами на всю ширину кузова и двигателем Cleveland мощностью 248 л.с.

De Tomaso-Pantera (1970-75), De Tomaso-Pantera L (1972-75).

В то же время в Европе кроме базовой предлагалась версия Pantera GTS мощностью 350 л.с. (с повышенной степенью сжатия) и чёрной окраской порогов, крышки моторного отсека и багажника. В США Pantera GTS продавалась только в 1974 г., но с обычным силовым агрегатом. В 1975 г. компания Ford разорвала контракт с De Tomaso и прекратила импорт автомобилей в США. К тому времени было продано около 5.500 Pantera, и в дальнейшем автомобили попадали в Америку только нелегально. Дополнительные трудности вызвало снятие с производства двигателя Cleveland 351 в США, заставившее Де Томазо наладить поставку аналогичных моторов из Австралии. Это в разы увеличило себестоимость модели, и её продажи резко упали.

De Tomaso-Pantera GTS (1972-85), De Tomaso-Pantera GTS USA (1974).

В 1980 г. появилась модификация De Tomaso-Pantera GT5, которая имела двигатель мощностью 360 л.с., заднее антикрыло (оно помогло улучшить сцепление передних колёс с дорогой, но снизило максимальную скорость), широкие колёсные арки и обвесы из стекловолокна на клипсах. В 1985 г. её заменила Pantera GT5-S, которая получила расширители колёсных арок из стали, а также передний спойлер и заднее антикрыло иной конфигурации. В 1990-1993 гг. выпускалась финальная версия De Tomaso-Pantera SI с модернизированным кузовом от Марчелло Гандини, оснащённая двигателем Windsor V8 302 объёмом 4942 см3 с электронным впрыском топлива и мощностью 305 л.с. Кроме этого машина получила дисковые вентилируемые тормоза Brembo, как на Ferrari-F40, новый салон и модифицированную подвеску. Таких машин было построено всего 41 ед., включая четыре тарги от кузовной фирмы Pavesi.

De Tomaso-Pantera GT5 (1980-85), De Tomaso-Pantera GT5-S (1984-90).De Tomaso-Pantera SI (190-93).

Масштабная модель данного автомобиля вышла в журнальной серии "Суперкары". Издатель - DeAgostini, производитель - PCT (Premium & Collectibles Trading). Миниатюра получилась довольно качественная и аккуратная для журналки, но не без недочётов. Из "плюсов" отмечу: хорошее качество покраски и расшивки кузова; чёткие эмблемы и надписи; передние подфарники из прозрачного пластика; наружные зеркала с отражателями отдельными деталями; окрашенные серебрянкой правильные диски колёс со сквозными прорезями, окантовка лобового стекла, бампера и глушители с выхлопными трубами; рельефная решётка радиатора и воздухозаборники на крышке багажника и перед лобовым стеклом; резиновые покрышки с протектором и выделенная чёрным цветом окантовка бокового остекления. Салон выполнен неплохо, а вот донышко портит "шпала" передней оси. Из недочётов могу отметить отсутствие рельефа боковых воздуховодов, узкие задние покрышки и нарисованные "дворники", передние поворотники и задние фонари. К тому же не совсем понятно, какую модель хотели нам предложить товарищи из DeA/PCT. Если раннюю GTS, то "дворники" и окантовка бокового остекления должны быть хромированные. А если позднюю, то окантовка лобового стекла, бампера, крышка моторного отсека, багажника и пороги (с надписями) должны быть чёрными. И в любом случае ручки дверей должны быть хромированными.

De Tomaso-Pantera GTS от PCT ("Суперкары").

Замеры штангенциркулем в сравнении с размерами реального автомобиля дали следующие результаты по масштабу: длина-1:42,7; ширина-1:42,6; высота-1:42,8; база-1:43,1. По всем параметрам немного промазали, но не критично.

De Tomaso Automobili SpA

#масштабные модели автомобилей #коллекционирование #итальянские автомобили #история автомобилей #de tomaso

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Итальянская пантера.