Берегись робомобиля?

До чего дошёл прогресс...

«Вы бы сели в автомобиль, управляемый роботом?», – опрашивает уличных прохожих корреспондент ТВ.

Представьте себе: вызвали вы такси. Подъезжает, открывает двери, приглашает: «Здрасьте! Садитесь, пжалста!». На водительском месте – пусто-пусто – ужос! И рулевого колеса нет – ужос!! Ни рычагов, ни педалей – ужос!!! – Ни-за-что! – отвечают прохожие.

– Тёмный народ! – Ниччего-то не смыслит ни в законах роботехники,

ни в алгоритмах

и программировании.

Да ещё и запуганный страшным термином «Искусственный интеллект» (ИИ).

(Хотя, некоторые вообще не признают никакой другой манеры вождения, кроме собственной.)

«Естественный интеллект» 😜

А в целом мы легко доверяемся незнакомому человеку с его «естественным интеллектом» за рулём.

– И статистика: «Всего в 2020 году в Российской Федерации зарегистрировано более 145 тысяч ДТП, в которых погибли 16.152 человека, почти 190 тысяч участников дорожного движения получили ранения разной степени тяжести» и «Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения».

«Естественный интеллект» (ЕИ) кое-где у нас порой склонен к риску, пьянству, засыпанию или умиранию за рулём, к нарушению всех правил.

«Искусственный интеллект» 🤖

Это компьютерная программа, неустанно работающая строго по инструкции.

Да ещё со скоростью и точностью, недоступными ЕИ.

Одновременно и мгновенно ИИ:

  • мониторит все узлы и системы автомобиля;
  • оценивает состояние дорожного покрытия и коэффициент сцепления колёс с дорогой;
  • точно рассчитывает момент возможного обгона ползущей впереди фуры;
  • «видит» окружающую обстановку в любую погоду и время суток.

Слишком правильно – тоже неправильно

Может, конечно, статься, что следование инструкции может сгубить, а нарушение – спасти. К примеру, внезапно из-за бордюра кошка выбросилась под колёса, а выезд на встречку запрещён. Хороший программист предусмотрит и это.

Обратите внимание: Берегись автомобиля.

Робот оценит возможность проскочить и, если успевает, нарушит правило – спасёт нарушительницу, а если по встречке кто-то едет, – что ж: сама виновата.

– А если не кошка, а коляска с ребёнком выкатилась перед авто, – спрашивает въедливый антибеспилотник, – может, лучше бы свернуть в столб или в пропасть и убить пассажира (возможно, нехорошего человека)?

– А если в беспилотнике куча детей? – спросим.

Да и не задача робота оценивать ценность той или иной личности, а см. ниже пп. 2 и 3.

Основные принципы робоводителетехники:

  1. Контроль технического состояния транспортного средства.
  2. Соблюдение «Правил дорожного движения».
  3. Обеспечение безопасной доставки пассажиров.
  4. Если в критической ситуации спасение пассажиров или пешеходов невозможно при строгом соблюдении ПДД, а нарушение может спасти, не причинив вреда иным участникам движения, то совершить такой манёвр.
  5. Если при движении без пассажиров возникла альтернатива: причинение вреда иным участникам движения или самому беспилотнику, повредиться.

Конечно, поскольку автомобиль всегда (и под любым управлением) остаётся «источником повышенной опасности» (вследствие большой массы, помноженной на квадрат скорости), полностью исключить жертвы ДТП невозможно. Но думаю, запрограммированный по названным принципам автомобиль способен на 100% исключить «вину водителя» (и на 99% общее количество ДТП). Оставим же 1% на совести обладателей «естественного интеллекта».

Разумеется, не скоро сказка «Робот за рулём» будет сказываться. Сперва тестирование в ограниченных местах на добровольцах (на данный момент компания Яндекс собрала более 10.000 заявок) с присутствием страхующего водителя. И обещают, что «беспилотный транспорт на улицах Москвы официально появится не ранее 2040 года». Да... торопиться не надо.

#ужасы #беспилотные автомобили

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Берегись робомобиля?.