Уже в наступившем 2022 году все моторные масла, продающиеся в России, включая импортные, могут пополнить список товаров, подлежащих обязательной маркировке. Что это значит и зачем вообще нужно – читаем в статье!
Фото: Kapital.kzКрайняя мера
Эксперимент с обязательной маркировкой отдельных групп товаров начался в России в 2017 году, когда Правительство объявило о планах создать в течение последующих семи лет Единую систему сплошной маркировки и прослеживаемости товаров.
В 2018 году вышел соответствующий федеральный закон, который и ввел понятие «обязательная маркировка» и ещё много других понятий и терминов, до того не употреблявшихся в пространстве отечественного рынка. Тогда же были названы и первые группы товаров, которых нововведения коснулись напрямую – шубы и табачные изделия. Этот список из года в год расширяется, и сейчас в него также входят обувь, лекарства, духи, велосипеды фотокамеры, шины, текстиль и молочная продукция. На стадии эксперимента – упакованная вода, пиво, БАДы и антисептики. Ходят слухи, что совсем скоро список пополнится и моторными маслами.
Приятная ли это новость для представителей отрасли? По идее, да, ведь честные производители заинтересованы в тотальном контроле – это должно избавить рынок от контрафакта. Доля последнего на рынке автомобильной смазочной продукции сегодня достигает 40%, и все предпринятые до настоящего времени меры борьбы с этим досадным явлением, увы, значительных результатов не принесли. Получается, обязательная маркировка – это своего рода крайняя мера пресечения циркуляции подделок внутри рынка. Насколько она окажется эффективной – вопрос пока открытый, но время, как говорится, покажет.
Честный знак
Как будет выглядеть обязательная маркировка на канистрах с маслами, понять вовсе не трудно: достаточно посмотреть, как она выглядит на товарах, уже ранее включённых в список подлежащих обязательной маркировке. С виду очень похоже на обыкновенный QR-код:
Фото: Mertech.ruПо факту же, это код Data Matrix, разработанный специально в этих целях официальным, т.е. назначенным Правительством оператором системы маркировки товаров, коим стал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Код выдается ЦРПТ и содержит информацию о продукции в базе данных системы маркировки.
Получает и наносит код на товар производитель или импортер.
Обратите внимание: KIA Telluride – когда внешность лучше содержания. KIA Telluride.
Процедура платная: стоимость одного DM-кода составляет 50 копеек. Правда, есть категория товаров, за которые платить не нужно — жизненно необходимые лекарственные препараты стоимостью до 20 рублей и предназначенные для медицинского применения.Выходит, что скоро как отечественным производителям, так и импортёрам моторных масел придётся взять на себя дополнительную статью расходов. Зато как магазины, так и конечные потребители получат возможность мгновенно удостовериться в легальности товара, просто «пробив» его в специальном приложении для смартфона, которое называется «Честный знак» — вслед за всей, в целом, системы кодов обязательной маркировки.
Пока не обязали
Сейчас же для реализации моторных масел не нужна никакая обязательная маркировка, помимо знака соответствия техническому регламенту (ГОСТу) или, в случае с импортными маслами, знака евразийского соответствия EAC.
Основополагающим же документом, определяющим, какую информацию должна содержать этикетка моторного масла в России, является «ГОСТ 1510-84. Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение». Нетрудно предположить, что далеко не все импортные масла, привозимые в РФ, в этой части отвечают требованиям отечественного стандарта. Выявить имеющиеся несоответствия и адаптировать товар под местный рынок – задача импортёра. Требуемый ГОСТом минимум информации необходимо перевести на русский язык, плюс добавить недостающие данные. Так и появляются на канистрах с импортными маслами дополнительное этикетки вроде этой:
Наличие такой этикетки на русском языке должно говорить потребителю о том, что товар прибыл на рынок РФ официально.К слову, такие этикетки клеятся на канистры и во исполнение другого важного закона – «О защите прав потребителей». В 10 пункте закона содержится требование: «Предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Например, потребитель имеет право знать, поступает ли товар в страну легально и кто является его официальным импортёром. Соответственно, эту информацию покупатели официально прибывающих нах рынок автомасел могут прочитать на дополнительной этикетке, в то время как на товарах, продающихся «в серую», едва ли можно найти не то что контакты импортёра, но и хотя бы адрес производителя на русском языке.
Если проекту введения обязательной маркировки для моторных масел суждено претвориться в жизнь, то в ближайшем будущем подобные стикеры с русским текстом вполне смогут быть заменены кодами обязательной маркировки. Скорее всего, размещаться они будут так же – поверх оригинальной этикетки (как вариант – на дне канистры, поверх крышки). Впрочем, это не особо важно: главное, что, отсканировав код, можно будет получить полную информацию о товаре, в том числе, откуда он прибыл, кто является его производителем, а кто – импортёром.
Как ни крути, это должно быть очень удобно как для магазинов, предпочитающих брать товары из легальных источников, так и для конечных потребителей, которые приобретут возможность мгновенно получать подтверждение, что покупают неподдельный товар.
#маркировка #товары для автомобиля #моторное масло #автозапчасти #законы
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Полная прозрачность: когда и для чего в России хотят ввести обязательную маркировку моторных масел.