"В этом году многие в городе наконец-то увидели настоящую зиму без слякоти и грязи! В наш город пришли морозы, снег белый и приятно хрустит под ногами. Я очень этому рад" — подобные посты от жителей столицы и крупных городов периодически появляются в соцсетях. Это муниципальные власти по каким-то причинам ещё не успели вывалить на дороги противоглолёдные реагенты.
Пешеходы не могут нарадоваться чистой обуви, автомобилисты — чистым автомобилям. Ликуют и владельцы собак — грязе-солевые ванны не разъедают лапы на прогулках.
Были годы, когда в качестве эксперимента регагенты пытались вообще не применять. Этакий возврат к историческим традициям.
В 1970-1980-х в Москве в спальных районах дети играли в хоккей на тротуарах: асфальт почти всю зиму был покрыт ледяной коркой. Малышей в детский сад возили на санках, а на лыжню вставали прямо у подъезда. Ничего этого много лет уже нет. Неужели климат так изменился? "А двести лет назад в Москве зимой вообще на санях ездили — даже главные улицы были под снегом",— усмехаются специалисты, замечая, что дело отнюдь не в климате, а в требованиях к дорожному покрытию. В 1950-1970-х в Москве применяли противогололедные материалы — песок, иногда даже щебень и шлак. Соль и прочие вещества, вызывающие таяние снега, не использовали вовсе. Можно сказать, что тогда в Москве в холодные зимы было как в Финляндии — дороги содержались под уплотненным снежным покровом, обработанным песком или каменной крошкой. В нынешней Москве это уже невозможно, даже если мороз держится месяцами. В Хельсинки по отдельно взятому участку дороги в сутки проезжает до 1,5 тыс. автомобилей, а в Москве — 40-80 тыс.
Обратите внимание: Работа курьером в маленьком городе.
По мере роста интенсивности движения менялись требования к покрытию, соответственно, менялась и технология борьбы с зимней скользкостью.С точки зрения обывателя уборка улиц от снега выглядит просто: власти ждут начала снегопада, а потом пригоняют бульдозеры и дворников с лопатами. Ну или не пригоняют, если "зиму не ждали". На практике все сложнее. Еще до снегопада улицы обрабатывают реагентами. Возможно, этой обработки будет достаточно, чтобы выпавший снег стаял, стекая в ливневую канализацию. При обильных снегопадах обработка реагентами приводит к таянию 20-30% выпавшего объема. Выбор реагентов зависит от температуры. Например, точка замерзания хлорида натрия -21°С, хлорида магния — до -35°С, а муравьиная кислота не дает раствору замерзнуть и при -80°С. В Москве сегодня применяют многокомпонентные противогололедные реагенты. Минимальная обработка используется и для облегчения физической расчистки — снег становится рыхлым и не примерзает к асфальту.
По наблюдениям ГИБДД во время снегопада ещё до начала борьбы со снегом общее число ДТП уменьшается на 10%, а с пострадавшими - на 40%.
Некоторые жители ругают власти за то, что после снегопада они не могут ездить с той же скоростью, что и летом. Но другие считают, что водительская дисциплина улучшается, а отсутствие реагентов хорошо сказывается на состоянии автомобилей.
Но, к сожалению, дорожники уже забыли, что такое уборка без соли. Специалисты следят за прогнозами и при любом изменении погоды — похолодало, потеплело, идет обильный снег или посыпало немного крупы — разрабатывают оптимальную тактику действий для каждого района. Это почти математический расчет и ювелирная работа.
Дешевле ли обходится уборка улиц без реагентов, неизвестно. Но уж точно не проще. Да и без госзакупок химии на милларды чиновникам как-то тоскливо.
Читать ещё: И так гетто, так ещё и лайнеры над башкой грохочут: чем безудержная застройка грозит жителям и аэропортам
И ещё: «Ну вам-то, вам-то славянину, она зачем?!»: после драки в Новых Ватутинках жители Троицка вспомнили о мечети
#снег #москва #мэрия #история #советское время #финляндия #городская жизнь #реагенты #автомобильные хитрости #автодороги
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: "Город со снегом": как мы жили, и можем ли жить сейчас без реагентов на дороге.