Datsun. Часть i

Datsun - марка японских легковых автомобилей, принадлежащая компании Nissan. Первоначально компания называлась Kwaishinsha Motor Car Co. и была основана в 1911 г. предпринимателем Masujirō Hashimoto. В 1914 г. был выпущен первый автомобиль, награждённый бронзовой медалью на выставке Tokyo Taisho Expo и получивший название DAT-GO (DAT-1), которое было составлено из первых букв имён партнёров-инвесторов: Den Kenjirō, Aoyama Rokurō, Takeuchi Meitarō. Машина приводилась в движение двигателем V2 объёмом 2 л мощностью 10 л.с. и развивала скорость 32 км/ч. В 1916 г. появилась модель DAT-41, которая оснащалась 4-цилиндровым двигателем объёмом 2,3 л мощностью 15 л.с. с электростартером. Из-за низкого спроса на легковые автомобили производились пикапы на базе DAT-41, которые в основном заказывались японскими военными. В 1926 г., в результате слияния с Jitsuyo Jidosha Co., фирма была переименована в DAT Jidosha Seizo Co., а в 1931 г. она стала дочерней компанией фирмы Tobata Casting Co., входящей в состав промышленного концерна Nihon Sangyo предпринимателя Yoshisuke Aikawa. Фирма Jitsuyo Jidosha Co. была основана в 1919 г. в г. Осака как дочернее предприятие компании по выпуску сельхозтехники Kubota. В 1920 г. Jitsuyo Jidosha начала выпуск 3-колёсного автомобиля Gorham-Sanrinsha (по фамилии американского инженера Уильяма Горэма, сыгравшего значительную роль в развитии компании Nissan), а в 1921 г. представила его 4-колёсную версию Lila, которая выпускалась до 1925 г.

Masujiro Hashimoto, DAT-GO (DAT-1) (1914), DAT-41 (1916-26).William Gorham, Gorham-Sanrinsha (1920), Gorham-Lila (1921-25).

В 1930 г. правительство Японии выпустило постановление, позволяющее управлять автомобилями с объёмом двигателя меньше 500 см³ без водительского удостоверения. DAT Jidosha Seizo Co. начала разработку серии машин с объёмом двигателя в 495 см³, чтобы занять новый сегмент рынка. Первая микролитражная модель Type 10 с 4-цилиндровым двигателем объёмом 495 см³ и мощностью 10 л.с. появилась в 1931 г. и была практически точной копией английского Austin-7. Ей дали имя Datson, т.е. "сын DAT", которое указывало на меньший, по сравнению с предыдущими моделями, размер новых автомобилей. Однако «son» было созвучно с японским словом «ущерб», поэтому в 1932 г. название было изменено на Datsun. В том же году вышел Datsun-Type 11, который отличался от Type 10 вертикальными прорезями на боковинах капота и первым логотипом бренда Datsun на решётке радиатора, создателями которого были Yoshizaki Ryouzou и Tanaka Tsunesaburou. Машины выпускались в пяти кузовах: 4-местные седан и фаэтон, 2-местные родстер, купе и фургон. Всего было построено 150 экз. В 1933 г. правительство Японии пересмотрело правила - без водительского удостоверения теперь можно было управлять машиной с двигателем до 750 см³. В этом же году Datsun начал выпуск Type 12 c двигателем объёмом 748 см³ и мощностью 12 л.с. с теми же кузовами, что и прежде. Двигатель и 3-ступенчатая МКП производились Nihon Sangyo, а шасси поставлял завод Tobata Casting.

Yoshisuke Aikawa, Datson-Type 10 (1931), Datsun-Type 11 Phaeton (1932).

В 1934 г. DAT Jidosha Seizo Co. была переименована в Nissan Motor Co. в связи с тем, что Nihon Sangyo Co. стал её 100% владельцем, а на рынок вышел Datsun-13 с изменённым дизайном и хромированной решёткой радиатора в форме сердца. Прорези по бокам капота были уже не вертикальными, а под тем же углом (10 градусов), что и новая решётка радиатора. Впервые появилась грузовая версия Datsun-13 Truck с кузовом пикап. Всего было выпущено 880 машин, из них 44 впервые отправлены на экспорт, в основном в Южную Африку и Австралию. В 1935 г. Nissan Motor запустила в Йокогаме первый сборочный конвейер и построила в общей сложности 3.800 машин Datsun-14 с новым 4-цилиндровым двигателем объёмом 722 см³ мощностью 15 л.с., из которых 53 были отправлены на экспорт. В том же году на капотах машин появилась стилизованная фигурка зайца работы Рюити Томийя, тогдашнего конструктора кузовов Datsun (слово «даттосан» фонетически передаётся теми же иероглифами, что и «бегущий заяц»).

Datsun-Type 12 Phaeton (1933), Datsun-13 Sedan (1934), Datsun-14 Roadster (1935).

В мае 1936 г. началось производство Datsun-15. Он имел полностью новый кузов, длина которого увеличилась с 2800 мм до 3187 мм, а колёсная база - с 1980 мм до 2005 мм. В отделке использовали меньше хрома, а бамперы, в отличие от предшественников, стали стандартным оснащением. За счёт увеличения степени сжатия мощность возросла до 16 л.с. В апреле 1937 г. появился Datsun-16, который отличался хромированными полосами на боковинах капота и передними петлями дверей у кузова родстер. Из-за нехватки материалов, вызванной войной в Маньчжурии, внутренняя отделка была довольно скудной, а версия 16 Truck не выпускалась. Тем не менее производство составило 8.593 машины. В апреле 1938 г. начат выпуск Datsun-17, который отличался наличием передних петель дверей на всех кузовах, кроме седана, и ещё более упрощённой отделкой. В конце 1938 г. были выпущены последние экземпляры Datsun-17, а версия 17 Truck выпускалась до 1944 г. В связи с началом войны с Китаем завод перешёл на выпуск армейских грузовиков.

Datsun-15 Roadster (1936), Datsun-16 Roadster (1937), Datsun-17 Coupe (1938), Datsun-17 Truck (1938).

После Второй мировой войны мощности Datsun использовались для выпуска грузовиков, предназначенных для стран оккупации. Первым в августе 1946 г. стал пикап Datsun-1121, созданный на основе довоенной модели Datsun-17 Truck. Из-за нехватки материалов и ресурсов машина отличалась полным отсутствием хрома, решёткой радиатора из стальной пластины с пробитыми отверстиями, плоскими крыльями, капотом, дверьми и боковинами грузового отсека. В ноябре 1947 г. за ней последовала легковая модель DA с плоскими боковинами и задней стенкой кузова. Кузов длиной 3185 мм имел короткий капот и лобовое стекло, установленное близко к передним сиденьям, т.к. такая компоновка позволяла увеличить длину грузовой площадки у пикапа. В качестве привода использовался довоенный двигатель Type 7 объемом 722 см³ и мощностью 16 л.с. с 3-ступенчатой МКП. В 1948 г. DA получила изменённую, менее квадратную заднюю секцию кузова и производилась до 1950 г., когда её сменила серия DS (с 1951 г. продававшаяся как Thrift).

Обратите внимание: ТОП-10 Неизвестные автомобили. Часть 1.

В её основе лежало шасси обновлённого пикапа 4146 с улучшенным двигателем Type 7 мощностью 20 л.с. Внешне она отличалась решёткой радиатора с хромированной центральной полосой. При ограниченности собственных производственных ресурсов Datsun передал производство кузовов фирме Suminoe Manufacturing. В 1951 г. вышла версия DS-2, основанная на шасси пикапа 5147, с полностью новым кузовом длиной 3500 мм и передней частью в стиле джипа Willys с четырьмя вертикальными хромированными стойками решётки радиатора. Из-за своего угловатого дизайна она получила прозвище Square Dandy.

Datsun-1121 (1946), Datsun-DA (1947), Datsun-5147 (1951), Datsun-DS2 Thrift (1951).

В 1952 г. была представлена версия DS-4 с 4-дверным кузовом седан длиной 3750 мм. Механически она была такой же, но использовала удлинённое шасси с колёсной базой 2150 мм против 2005 мм у DS-2. Все двери навешивались на центральную стойку кузова, а передняя часть получила новую хромированную решётку радиатора, состоящую из шести горизонтальных планок и одной вертикальной планки посередине. На передней части капота появилась надпись DATSUN отдельными хромированными буквами. В феврале 1953 г. в производство поступил Datsun-DS-5 c новым двигателем D10 объемом 860 см³ и мощностью 25 л.с. Изменилась и решётка радиатора, которая теперь состояла из тринадцати тонких горизонтальных хромированных стержней. В первой половине 1954 г. началось производство DS-6 Convar. Он отличался новой конструкцией и дизайном кузова. Передние двери получили петли передней навески, боковые линии стали более плавными, а передняя часть получила плоскую панель с надписью DATSUN отдельными хромированными буквами между капотом и решёткой радиатора, которая имела овальную форму и была разделена горизонтально полосой бампера. До декабря 1954 г. было построено всего около 500 экз. Convar.

Datsun-DS4 Thrift (1952), Datsun-DS6 Convar (1954), Datsun-DB (1948), Datsun-DB2 DeLuxe.

В марте 1948 г. начался выпуск более дорогой серии DB с улучшенной отделкой на шасси Datsun-17, но с новым аэродинамическим 2-дверным кузовом седан, скопированным с американского Crosley-CC 1947 г. Единственными существенными отличиями были дизайн решётки радиатора, длина капота и форма лобового стекла. Кузова для этой серии производила компания Ryowa Heavy-Industries. В 1949 г. на версии DB-2 дизайн был изменён, чтобы меньше походить на Crosley: в центре капота появился тонкий изгиб, который спускался к передней части, а передняя часть стала почти плоской. Решётка радиатора теперь была цельной с шестью тонкими горизонтальными хромированными прутьями почти на всю ширину автомобиля, а к ней крепился кронштейн для номерного знака. В линейке появился 3-дверный универсал DW-2 с деревянными боковинами, а вся серия стала продаваться как Datsun-DeLuxe. В 1950 г. решётка радиатора DB-2 получила пять горизонтальных полос вместо шести. В 1951 г. вышел DB-4 с 4-дверным кузовом седан длиной 3805 мм и колёсной базой 2150 мм. Лобовое стекло получило скруглённые углы, а передняя часть была изменена: решётка радиатора из набора хромированных горизонтальных полос была заменена штампованной стальной пластиной с прорезями, которая была окрашена в цвет кузова и имела пару поворотников. Над решёткой радиатора была широкая хромированная пластина с красным фоном и надписью Datsun, а выше - большая буква D в круге. Также существовали версии 5-дверный универсал DW-4 и 3-дверный фургон DV-4.

Datsun-DB2 DeLuxe (1950), Datsun-DB4 DeLuxe (1951), Datsun-DB5 DeLuxe (1953), Datsun-110 (1955).

В феврале 1953 г. был представлен DB-5 с новым 4-цилиндровым двигателем D10 объемом 860 см³ и мощностью 25 л.с. Заднее стекло было значительно увеличено в размерах, а передние боковые указатели поворота переместились с крыльев рядом с воздушной заслонкой на передние стойки кузова. Также был изменён дизайн передней части: между фарами появились два квадратных воздухозаборника с эмблемой D посередине, пересечённых двумя горизонтальными хромированными полосами. В июле 1954 г. вышла заключительная версия серии DB-6. Она была доступна только как 4-дверный седан и отличалась 4-ступенчатой МКП. На смену сериям DS и DB в январе 1955 г. пришла полностью новая модель Datsun-110. Это был небольшой автомобиль, который выпускался с кузовами 4-дверный седан, 5-дверный универсал W110, 2-дверный кабриолет K110, пикап 120 и в версии машины скорой помощи M110. Дизайн автомобиля, основанный на моделях Austin Motors, был довольно современным для того времени. По бокам от решётки радиатора из двух больших горизонтальных хромированных полос стояли указатели поворота, а сзади находились два высоких и узких овальных фонаря. На приборной панели была центральная комбинация приборов со спидометром и датчиками уровня топлива и температуры. Длина автомобиля составляла 3860 мм, шасси и подвеска были полностью новые, а двигатель мощностью 25 л.с. остался прежний. В декабре 1955 г. появилась версия 112. Механическая часть осталась без изменений, а кузов получил несколько изменений во внешнем дизайне: решётка радиатора состояла из двух горизонтальных рядов с восемью прямоугольными прорезями и большой горизонтальной перекладиной между ними, передние указатели поворота переместились на крылья перед лобовым стеклом, а задние фонари стали круглыми. Комбинация приборов теперь располагалась прямо перед водителем. Кроме седана выпускался 3-дверный универсал W112 и пикап 122. Datsun-112 получил вторую премию Mainichi Industrial Design Award в 1956 г. за современный дизайн, хорошую маневренность и удобный интерьер.

Datsun-112 (1956), Datsun-210/1000 (1958), Datsun-220 (1958), Datsun-211/1000 (1959).

В мае 1956 г. вышла версия 113, которая отличалась только коробкой передач. Вместо лицензионной несинхронизированной 4-ступенчатой МКП от Austin-Somerset устанавливалась 4-ступенчатая МКП собственной разработки с синхронизаторами на 2, 3 и 4 передачах. Она была легче на 10 кг, а перенос рычага переключения на рулевую колонку позволил установить 3-местное переднее сиденье. В октябре 1957 г. в производство был запущен Datsun-210 с новым 4-цилиндровым двигателем объемом 988 см³ и мощностью 34 л.с. У него была новая решётка радиатора, боковые молдинги и 12-вольтовая система электрооборудования вместо 6-вольтовой. Помимо 4-х дверного седана был универсал W210, скорая помощь M210 и пикап 220. В США и на других экспортных рынках он предлагался как Datsun-1000. Вместе с ним выпускался более дешевый вариант 114 со старым двигателем и без молдингов. С октября 1958 г. в серию пошёл Datsun-211, который отличался увеличенным задним стеклом, изменённой решёткой радиатора и молдингами во всю длину кузова. Упрощённая версия 115 также отличалась отсутствием молдингов и старым двигателем, но мощностью 27 л.с. Выпуск был прекращен в июле 1959 г. В том же году было открыто первое зарубежное сборочное производство Nissan на острове Тайвань.

Datsun. Часть II

#автомобильная история #история автомобилей #японские автомобили #автомобили из японии #datsun

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Datsun. Часть i.