DAF Trucks NV — нидерландская фирма-производитель грузовых автомобилей, подразделение PACCAR, третьего в мире производителя тяжелых грузовиков из США (после Daimler AG и Volvo Trucks). Штаб-квартира и основной завод находятся в Эйндховене. Кабины и шасси производятся в Вестерло в Бельгии, а комплектующие для DAF делают по всей Европе. Некоторые модели грузовиков, продающихся под брендом DAF, разработаны Leyland Trucks и выпускаются на заводе в Лейланде и Тэйме в Великобритании. Кроме этого автозавод DAF Trucks находится в городе Понта Гросса (Бразилия). Сборкой автомобилей DAF также занимаются компании-партнёры и в других странах мира: тайваньский концерн Formosa Plastics Group и фирма CFAO Motors Maroc в Марокко.
1 апреля 1928 г. Хуберт ван Доорн основал компанию Commanditaire Vennootschap Hub van Doorne’s Machinefabriek. Его сооснователем и инвестором был Арнольд Хьюгенс, управляющий директор пивоваренного завода. Ван Доорн несколько раз ремонтировал автомобиль Хьюгенса, и тому так понравилась его работа, что он предложил предоставить ему деньги для собственного дела. Ван Доорн начал работать в маленькой мастерской на территории пивоваренного завода, где собирали металлические шкафы, окна и лестницы. Вскоре там начали изготавливать конные, тракторные и, наконец, автомобильные прицепы. В 1932 г. компания, которой теперь управлял Хуберт и его брат Вильгельмус ван Доорн, изменила своё название на Van Doorne’s Aanhangwagen Fabriek (рус. Фабрика прицепов братьев ван Доорн), сокращённо DAF. С 1934 г. она специализировалась на автомобильных полуприцепах с четырьмя задними колесами, установленными попарно на поперечных рессорах. В 1936 г. Хьюгенс покинул компанию, и компания DAF была теперь полностью в руках братьев ван Доорн. В 1938 г. фирма начала переделывать 2-осные грузовые автомобили в варианты с колесной формулой 6×4, заменяя обычный задний мост на 2-осную ведущую тележку Trado, получившую свое название от сочетания первых букв фамилий инженера Траппена и братьев ван Доорн. В 1939 г. появился первый автомобиль марки DAF – армейская амфибия МС139 с абсолютно симметричной формой передней и задней части, центральным расположением двигателя, всеми ведущими и управляемыми колесами.
Hubert van Doorne, Vilgelmus van Doorne, эмблема DAF, DAF-MC139 (1939).После Второй мировой войны в условиях дефицита коммерческого транспорта компания начала выпускать грузовые автомобили, прицепы и автобусы. В 1948 г. DAF выпускает две опытные бескапотные машины DT5 и DT10 грузоподъемностью 5 и 10 т с приводом на передние колеса, низкой рамой и обтекаемой кабиной с 4-х секционным лобовым стеклом. В том же году аббревиатура DAF получила новый смысл: фирма была переименована в автомобильную и стала называться Van Doorne’s Automobile Fabriek. В 1949 г. начался выпуск грузовиков A-Series с более скромной кабиной фирмы Reset. Семейство состояло из 4 базовых моделей А30-А60 грузоподъемностью 3-6 т с американскими 4- и 6-цилиндровыми бензиновыми и дизельными двигателями Hercules рабочим объемом 4-4,9 л и мощностью 83-102 л.с. или английскими дизелями Perkins мощностью 70-83 л.с. Автомобили имели 4-ступенчатую МКП, сварную штампованную раму из высококачественной стали и гидропривод тормозов. В 1950 г. начался выпуск 1 т бескапотных фургонов А10 и капотных пикапов А107 и А117 с бензиновым двигателем Hercules (2,2 л, 46 л.с.) и 3-ступенчатой синхронизированной МКП.
DAF-DT10 (1948), DAF-A50 (1949-55), DAF-A10 (1950). DAF-A107 (1953).В 1954 г. были освоены специальные и автобусные шасси, а в 1955 г. началось изготовление новых серий А1100, А1300 и А1500 полной массой 8,4-11 т и грузоподъемностью 5, 6 и 7 т соответственно с дизелями Leyland-0.350 рабочим объемом 5750 см3 и мощностью 105 л.с. По окончании строительства моторного цеха в Эйндховене фирма DAF в 1956 г. отказалась от политики заимствования импортных двигателей и приступила к лицензионному производству английских дизелей 0.350, получивших обозначение DD575 и мощность 120 л.с. Их устанавливали на новые серии А1600 и А1800 полной массой 12-14 т. В конце 50-х гг. фирма начала выпуск собственного бензинового двигателя ВВ475 (155 л.с.). В 1957 г. появилась единственная разработанная полностью на DAF серия капотных грузовиков. Поначалу она состояла из двух базовых моделей А12 и А15 грузоподъемностью 4,5-7 т с двигателями Hercules, Perkins или Leyland. Впоследствии в это семейство, выпускавшееся до 1970 г., влились варианты А13, А16 и А18. Эта гамма создала характерный облик ранних грузовиков DAF с округлыми боковинами капота и своеобразным навесом над облицовкой радиатора. Этот фирменный элемент внешнего оформления перекочевал в 1957 г. на новые бескапотные серии А2000 (4х2) и А3000 (6×2) грузоподъемностью 8-11 т для дальних перевозок в составе автопоездов полной массой 28-32 т.
DAF-A1300 (1955-59), DAF-A16 (1957-65), DAF-T2000DO (1957-65), DAF-A3000DO (1957-65).В 1961 г. на седельном тягаче AS2000DO появилась первая удлиненная кабина со спальным местом. Эти автомобили выпускали до 1967 г. в исполнениях 2200, 2300, 2400 и 3200 с колесной формулой от 4×2 до 6×4. Сначала их комплектовали двигателем DD575 мощностью 120 л.с., с 1959 г. – вариантом DS575 с турбонаддувом мощностью 165 л.с., с 1960 г. применяли новый дизель DO680 мощностью 190 л.с., а последнюю серию А2400 с 1965 г. оснащали двигателем DP680 на 220 л.с.
Обратите внимание: ТОП-10 Неизвестные автомобили. Часть 1.
Огромное значение в становлении компании DAF сыграли армейские полноприводные автомобили, оснащавшиеся преимущественно бензиновыми моторами Hercules. В 50-е гг. эта программа включала 5 базовых моделей от 1 т тактического грузовика YA126 (4×4) до 3 т YA328 (6×6). Этот автомобиль послужил базой для пожарных машин и бронетранспортеров. В середине 50-х гг. ван Доорн изобрёл бесступенчатую клиноременную трансмиссию Variomatic, позже получившую название вариатор (CVT). В отличие от традиционных громоздких АКП, она была пригодна для установки на малолитражку. В 1958 г. фирма выпустила свою первую легковую модель DAF-600, которая помимо 2-цилиндрового оппозитного двигателя воздушного охлаждения (590 см3, 22 л.с.) отличалась автоматической клиноременной трансмиссией Variomatic. Машина сразу же стала популярной, ведь на европейском рынке автоматическими КПП оснащались только автомобили высшего класса.DAF-T2000DO Tractor (1961-67), DAF-YA126 (1952-60), DAF-YA328 (1952-63), DAF-600 (1958).Очередное обновление основной грузовой программы началось в 1960 г. с внедрения гаммы бескапотных машин со специфической облицовкой радиатора в форме неправильного 8-угольника. Это семейство находилось в производстве больше 10 лет и включало многочисленные варианты базовых серий А1300, А1500, А1600, А1800 и А1900 с собственными бензиновыми и дизельными двигателями (120-165 л.с.) и 6-ступенчатой МКП. В 1962 г. фирма представила принципиально новую бескапотную серию А2600 полной массой 16-19 т с более вместительной и удобной кабиной с передней облицовкой с 4-мя фарами. Вначале основным силовым агрегатом был дизель DP680 (220 л.с.), а год спустя появилась серия А2300 полной массой 15,4 т с двигателем DO680 (180 л.с.). Эти автомобили оснащали новой сварной рамой, рессорной подвеской с передними телескопическими гидроамортизаторами двойного действия, 2-контурным пневматическим приводом тормозов и рулевым механизмом с гидроусилителем. В свое время они считались наиболее совершенными, безопасными и красивыми и принесли фирме всемирное признание. В 1967 г. началось производство миниатюрного грузовика Pony полной массой 1,6 т с использованием 2-цилиндрового двигателя (850 см3, 40 л.с.) от легкового автомобиля ДАФ-33 с и трансмиссии Variomatic. Он мог перевозить 750 кг грузов и развивал скорость 70 км/ч. В том же году DAF открыл новый завод NedCar в Борне по производству легковых автомобилей. Первой моделью, которая производилась там, стала DAF-44.
DAF-A1600 (1960-65), DAF-T2600 (1962-67), DAF-Pony (1967-69), DAF-44 (1967-74).В 1968 г. DAF приобрёл лицензию на рядный 6-цилиндровый дизель Leyland-0.680, который лёг в основу наиболее известного двигателя серии DK1160. При этом его рабочий объем возрос с 11100 до 11627 см3, а мощность составляла 165-230 л.с. В начале 70-х гг. на DAF создали максимально унифицированную гамму грузовиков F, собираемых из стандартизированных деталей и агрегатов и оснащенных несколькими типами кабин над двигателем, выполненных по модульному принципу. Прежние серии были заменены многочисленными новыми, внешне почти не отличавшимися друг от друга моделями, с различными техническими параметрами. Одновременно ввели новую индексацию моделей: FA – грузовик с бортовой платформой; FT – седельный тягач; FAG, FAT, FAZ и FAD – шасси 6×2, 6×4, 6х6 и 8×4 соответственно. Для гаммы средних грузовиков в 1970 г. была внедрена кабина F218, внешне отличавшаяся от модели 2600 лишь облицовкой радиатора, встроенными в бампер прямоугольными фарами и приподнятой на 50 мм крышей. Всего же гамма включала 7 базовых моделей F1600/F2600 полной массой 13-16,3 т. В 1971 г. начат выпуск лёгкой серии F1200/F1400 с кабиной F198 – уменьшенной копией F218. В том же году обострение экологических проблем привело DAF в т. н. “Клуб четырех”, куда входили фирмы Magirus-Deutz, SAVIEM и Volvo. Кроме этого в ноябре 1971 г. DAF подписал соглашение с компанией International Harvester о совместном выпуске грузовиков для выхода на новые рынки и расширения программы. В результате в 1973 г. появился тяжелый капотный строительный самосвал NAT2505 (6×4), представлявший собой американский Paystar-5000 с голландским дизелем DKA1160 мощностью 230 л.с. В том же году начался выпуск тяжелой гаммы F2800 с кабиной F241, выделявшейся широкой решеткой радиатора из черной пластмассы и 4-мя круглыми фарами. На автомобили устанавливали новые дизели DU825 (216 л.с.), а также двигатели DK1160 (в т. ч. новые варианты DKT1160 с турбонаддувом мощностью 255-304 л.с.) и МКП с числом ступеней от 6 до 13.
DAF-F1600 (1970), DAF-F1200 (1972), DAF-NAT2505 (1973), DAF-FT2800 (1973).Внедрение системы промежуточного охлаждения наддувочного воздуха на дизеле DKS1160 позволило повысить его мощность до 280-330 л.с. Отсутствие более мощных двигателей заставило фирму использовать на своем самом тяжелом армейском тягаче FTT3500 (6×4) американский дизель Cummins мощностью 475 л.с. В 1975-76 гг. в программе DAF появились лёгкие серии F500, F700, F900 и F1100. Первые две с дизелем Perkins (80 л.с.), остальные – с собственным двигателем DD575 (105 л.с.). По заказу все они комплектовались АКП. На все автомобили устанавливали совместно созданную «Клубом четырёх» новую кабину Club привлекательной внешности.
DAF-FTT3500, DAF-FA500 (1977).В 1975 г. подразделение DAF по производству легковых автомобилей вместе с заводом NedCar выкупила компания Volvo, и последние легковые машины DAF (66 и 77) были включены в её линейку в 1976 г. как Volvo-66 и Volvo-343. Всего под маркой DAF было произведено около 800.000 легковых автомобилей.
DAF-66 (1973-75), Volvo-66 (1975-80), DAF-77 (1975), Volvo-343L (1976-82).DAF. Часть II
DAF-33
#история автомобилей #автомобильная история #голландские автомобили #автомобили из голландии #daf
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Daf. Часть i.