Моя первая поездка на мазе. День первый. Поломка

2021 11 06

Пять часов утра 11 октября 2021 года МАЗ с полуприцепом загружен 20 тоннами картофеля в мешках и готов к поездке в Смоленск. Историю как картошка попала к нам в грузовик читайте в моей статье: Моя первая поездка на МАЗе. Начало. Можно пойти и поспать, так как ночь была бурной и небольшой отрезок сна будет как раз кстати. Я отправлюсь с Русланом домой, хозяин картошки прыгает в свой автомобиль и едем на малую Родину. Короткий сон в домашней кроватке и в восемь утра я стою у кабины МАЗа. Раскладываю вещи в кабине, осмотр автомобиля, включаю массу и поворачиваю ключ зажигания. Буквально секунда работы стартера и МАЗовская восьмерка, выплюнув облачко дыма в выхлопную трубу, завелась. Пару секунд погорела лампочка контрольного давления масла и погасла, извещая, что все порядке, стрелка вольтметра переместилась в зелёную зону, показывая, что АКБ начали принимать зарядный ток от генератора. Греем мотор и качаем воздух, который имеет свойство утекать из автомобиля через негерметичные соединения, сильного шипения нет, будем надеяться, что пневмосистема не подведёт (здесь я сильно ошибся или как говорится сглазил, что произошло с воздухом Вы узнаёте далее). Стрелки манометров контуров пневмосистемы показывают минимальное давление в 6,5 атмосфер, можно ехать. Выжав сцепление и включив первую передачу, я трогаюсь со стоянки в сторону Смоленска. Выезд в 9-00, разгрузка по графику в 16-00, Яндекс.Карты показывают длину маршрута в 410 км и время в пути около 6 часов, делаю поправку на оптимистический настрой навигатора, понимаю ограниченность по времени и что еду на грузовике, надо спешить.

Улица Большая Серпуховская города Подольска. Фото Тищенко Василий.

Двигаюсь по улицам Подольска, торможу на светофорах и лежачих полицейских, после которых, каждый раз приходится разгонять тяжелый автопоезд. Привыкаю к коробке скоростей, пытаюсь понять, как и в какой момент какую передачу лучше выбрать.

Схема переключения передач автомобиля МАЗ. Фото Тищенко Василий.

Коробка переключения передач, она же КПП, у нас 9-ти ступенчатая, состоит из основной коробки, в которой 5 передач переднего и 1 передача заднего хода и делителя, который дает два диапазона скоростей «верхний ряд» в который входят передачи 1-2-3-4-5 - это медленные передачи и «нижний ряд» с передачами 6-7-8-9 - это быстрые передачи. Почему так, так задумано конструкторами Ярославского Моторного Завода и точка. Переключение диапазонов осуществляется флажком на рычаге КПП. Флажок вверху - «верхний ряд», флажок внизу - «нижний ряд», переход с ряда на ряд происходит при нейтральном положении рычага КПП и скорость автомобиля не более 30 км/час. Об успешном переключении диапазонов сигнализирует контрольная лампа, как только она погасла, можно включать следующую передачу.

Флажок управления делителем КПП. Фото Тищенко Василий.

С коробкой скоростей разобрался и начинаю привыкать, так как я езжу с «двойным выжимом» и «перегазовкой», то усилие на рычаге небольшое, осталось наработать мышечную память, чтобы не думать при переключении, а делать все на автомате.

Родной город Подольск остался позади, сворачиваю на Малое Бетонное Кольцо («Бетонка») или трассу А-107 и двигаюсь в сторону Минского шоссе. По дороге запланирована заправка, заезжаю на Роснефть в посёлке НИИ Радио и заливаем 200 литров дизельного топлива через приложение Яндекс.Заправки. На первые 200 литров нам дали скидку 10%, остальное со скидкой 7%, оплата идёт сразу от нашего ООО «Транзит».

Ещё немного и поворот на Минское шоссе, а там прямая дорога до Смоленска. Порция свежего топлива подняла МАЗу настроение, двигатель довольно урчит, восемь цилиндров и турбонаддув позволяют держать скорость потока. Асфальт сухой, солнечно, не забывай про дистанцию и скоростной режим, а там и точка разгрузки недалеко. При сбросе газа, машина быстро останавливается - я решаю остановится и осмотреть автомобиль. Визуально все в порядке, хотя на солнышке видно, что некоторые шины немного промялись.

Обратите внимание: P.s. Не в первый раз: "Шкода, которая лучше Тойоты и Фольксвагена!".

Обхожу вокруг автопоезда и проверяю на ощупь каждую ступицу и шину на температуру, если ступицы приятно тёплые на ощупь, что нормально и так должно быть, при нормальной регулировки затяжки подшипников, то часть колёс имеет явно повышенную температуру по сравнению с остальными. Созваниваюсь со своим партнёром и спрашиваю, когда проверялось давление в шинах? Ответ Руслана меня озадачил, он сказал, что лично в сервисе с прошлым водителем подкачивал все 16 колёс нашего автопоезда и все было нормально, это было месяца два назад и спустить по его мнению они не должны. Не должны, но спустили, а я про проверку колес в суматохе как-то забыл... Подспущенные колеса больно ударили по нашему бюджету, расход топлива оказался больше планируемого, что показали расчеты по итого поездки.

Подспущенное колесо полуприцепа. Фото Тищенко Василий.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Не забывайте проверять давление в шинах перед каждой поездкой, а также старайтесь визуально осматривать колеса на наличие посторонних предметов (например гвоздей, саморезов, кусков проволоки и прочего) на беговой части протектора, глубоких порезов и вырывов протектора. Это позволит избежать неприятных ситуаций, когда шина спустит или еще хуже взорвется в неподходящий момент. Нормальное давление в шинах снижает расход топлива.

Как говорится поздно пить Боржоми, когда почки сели. Всем здоровья! Едем дальше, будем искать шиномонтаж, чтобы подкачать колеса. Так как давление в пневмосистеме МАЗа на холостых оборотах примерно 6,5 атмосфер и не поднимается выше (это пока проблема, будем разбираться в чем причина) подкачать колеса штатной подкачкой, которая лежит в ящике за пассажирским сиденьем, не получится. Давление в шинах 8,5 атмосфер.

Смоленск уже близко, отставание от графика минимально и хозяин картошки ждет на объездной дороге, чтобы встретить меня и проводить к месту разгрузки (за это ему огромное спасибо, и как покажут будущие события, он поможет нам еще несколько раз).

Двухстрелочный указатель давления воздуха. Фото Тищенко Василий.

Населенный пункт Мушковичи, сбрасываю скорость до разрешенных 60 км/час и решаю перейти с 9 на 8 передачу, выжимаю сцепление, выключаю передачу, отпускаю сцепление, делаю «перегазовку», краем уха слышу звук похожий на хлопок, выжимаю сцепление, чтобы включить передачу, но пневмо-гидравлический усилитель сцепления (ПГУ) отказывается выполнять свою работу, взгляд на стрелки манометров, давление на них стремительно ползет к «нулю». Я начинаю чувствовать, как в работу вступает система аварийного торможения и энергоаккумуляторы установленные на задних осях тягачи и полуприцепа разводят тормозные колодки, прижимая тормозные накладки к поверхности тормозного барабана, скорость стремительно падает... включаю аварийку и пытаюсь на остатках инерции увести груженный автопоезд с дороги, педаль газа в пол, чтобы компрессор хоть как нибудь мог поддержать давление в системе. Тягач замирает на обочине, а прицеп, точнее угол прицепа торчит метра на полтора в сторону, сужая проезжую часть - это опасно, машины, а особенно грузовики могут не заметить препятствие. Надо срочно освобождать проезжую часть. Буксирный трос на 42 тонны у меня с собой, за что большое спасибо моему хорошему другу и коллеге по прошлой работе, прикупил у него по случаю. Рекомендую: ООО «Альтера», г. Москва, улица Кантемировская, 59А буксирные тросы, приспособления для крепления груза, инструментальные ящик и прочее.

Буксирный трос 42 тонны, 8 метров. Фото Тищенко Василий.

Стянуть машину не проблема, главное попросить о помощи и ослабить энергоаккумуляторы, чтобы развести колодки. Но сначала выставляем знак аварийной остановки. МАЗ решает, что сегодня для него поездок достаточно, но делает королевский подарок, подкачав чуть-чуть воздуха, я с большим трудов выжав сцепление, включаю вторую передачу и стаскиваю полуприцеп на обочину. Все дорога свободна, я в безопасности. Испустив последний воздух, грузовик замер напротив магазина «Автозапчасти для грузовиков». Как говорится - новичкам везет.

Звонок Руслану, что я встал, уведомляем заказчика, что у меня есть проблема с воздухом и начинаем ремонт, вопрос: с чего начать и что вышло из строя?

Как проходил ремонт и что было произошло читайте в продолжении истории: Моя первая поездка на МАЗе. Ищем утечку воздуха. Вечер.

Все мои статьи Вы можете найти здесь: Список статей для удобства поиска.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи, пишите в комментариях, о чем Вам рассказать.

До встречи на моем сайте, с уважением Василий.

#грузоперевозки #поломка автомобиля #коробка передач #МАЗ #давление в шинах #уходит воздух #буксировочный трос

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Моя первая поездка на мазе. День первый. Поломка.