Пограничники и вдв уважали этот незаменимый и продуманый грузовик, актуальный до сих пор

Всем добрый день, сегодня я расскажу вам про самый продуманный и функциональный грузовик разработанный советскими инженерами. Как вы уже догадались речь пойдет о грузовике ГАЗ-66. Предыдущее предложение и заголовок не будут преувеличением, ГАЗ-66 действительно вобрал в себя множество интересных инженерных подходов, которые даже в настоящее время пользуются успехом.Давайте начнем с истории.

Внедорожная техника получила широкое распространение во времена Великой отечественной войны. Америка поставляла нам всюду известные автомобили типа Виллис, Студебеккер и Додж 3/4. Наиболее интересным был как раз Додж. Он был похож на легковой внедорожник только на анаболиках. Нашим эта идея понравилась и они взялись за разработку. Как можно видеть на фотографии выше, наш грузовой джип был похож на раздутый ГАЗ-69. Правда военных не устроила такая капотная компоновка, да и грузоподъемность была невелика, всего 1100 килограмм. В 50е- 60е годы набирали обороты Воздушно десантные войска, а для них капотная компоновка не подходила, поэтому инженеры опять сели за чертежи и придумали безкапотный вариант, который получил индекс ГАЗ-66.

Правда далеко не сразу ГАЗ-66 получился таким, как его привыкли видеть. Сначала очень хромала грузоподъемность, всего 1200 килограмм. Для перевозки личного состава этого хватало, а вот для других целей необходимо было дорабатывать конструкцию. Необходимо было усиливать раму автомобиля. Кабину оставили прежней, а вот все остальное снова переработали, и в 1964 году начался серийный выпуск автомобилей ГАЗ-66 с возросшей грузоподъемностью до 2х тонн.

Автомобиль был как нельзя лучше приспособлен для службы в армии, но из соображений экономии был построен на узлах и агрегатах других серийных автомобилей ГАЗ. Давайте рассмотрим этот автомобиль.

Как вы видите на фотографиях автомобиль получил бескапотную компоновку. Это позволило уменьшить размеры грузовика, теперь он отлично подходил для перевозок транспортной авиацией. Водитель сидел прямо над передним мостом. На передних ступицах колес были специальные шершавые металлические обода, это своеобразные порожки для водителя.

Кабина довольно простая с панелью приборов от ГАЗ-53. Так как кабина находится над двигателем, то рычаги управления трансмиссией находятся посередине сзади, это не очень удобно, но дело привычки. Автомобиль получил централизованную систему подкачки шин. Исходя из условий дорожного покрытия можно было регулировать давление в колесах. Например на сыпучих грунтах давление можно было стравить до 0.5 атмосфер, колесо становилось распластанным и автомобиль ехал. Из-за того, что мотор находился в кабине было всегда жарко, но зимой это даже плюс. Также для водителя был предусмотрен спальник. Как он был выполнен и где находился пишите в комментариях, или узнаете в конце статьи. Автомобиль оснащался предпусковым подогревателем ПЖБ-12 (подогреватель жидкостной бензиновый) он подогревал систему охлаждения двигателя, поэтому этот автомобиль мог эксплуатироваться в условиях крайнего севера и холодов.

Двигатель по сути был разновидностью двигателя ГАЗ-53, но получил собственную маркировку ГАЗ-66-06. Изначально он задумывался с форкамерным зажиганием. Оно давало экономию топлива и повышение мощности, но из-за высокой сложности от него отказались. Как видно на фотографии кабина подпружинена это такое недорогое решение подъемника кабины. Двигатель очень выносливый и неприхотливый. Очень любили этот двигатель пограничники, ведь тревожные группы выезжали сразу после получения команды и прогревать двигатель было некогда, но он верой и правдой работал даже в таких условиях. Естественно электрооборудование все экранировано и защищено от воды и не дает помех. Глубина преодолеваемого брода без подготовки 0.8 метра. Благодаря небольшой массе, двигатель довольно быстро разгонял грузовик и динамично шел в на дороге.

Далее идет КПП. КПП обычная, простая и неубиваемая такая же как на ГАЗ-53 с синхронизаторами на 3 и 4 передачах. Надо понимать, что ГАЗ-53 имел грузоподъемность 4500 килограмм, а значит у КПП был почти тройной запас прочности.

Раздаточная коробка напоминает увеличенную раздаточную коробку от автомобиля УАЗ.

Обратите внимание: Настоящий советский трудяга, мини-грузовик "Муравей".

В принципе в ней такие же режимы работы. Кстати она почти без переделок подходит на ГАЗ Соболь 4х4 и используется до сих пор. Запас прочности и ресурс этих раздаточных коробок по-моему бесконечен, ни разу я не видел убитую раздатку от ГАЗ-66.

Даже о кардане подумали инженеры ГАЗа. Как вы видите кардан с низкой стороны, со стороны моста закрыт металлическим чехлом, он защищает крестовину кардана от лишней грязи и от наматывания растительности и прочего мусора и ударов.

Вот мы и подошли к самому интересному и передовому в этом автомобиле это к мостам. С виду они похожи на обычные газоновские мосты, но внутри нас ждут самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы. Именно этим обуславливается высокая проходимость данного автомобиля. Как вы помните обычный дифференциал передает крутящий момент на то колесо, которому легче крутиться, именно поэтому даже самый крутой внедорожник пасует на диагональном вывешивании. Инженеры ГАЗ решили эту проблему.

Конструкция гениально простая и надежная, сломать или разорвать эту блокировку невозможно, правда срабатывает она не мягко и плавно, а больше рывками и не дает 100% блокировку, но тем не менее очень здорово помогает на бездорожье.

Колеса на ГАЗ-66 тоже особенные, они рассчитаны на низкое давление и они мягкие, то есть корд там мягкий, как на ЗиЛ-157, это позволяет колесу лучше адаптироваться к поверхности и слабонесущим грунтам.

Тормоза были гидравлическими, как на легковой машине, а это значит, что не нужно накачивать воздух перед тем как поехать. Также был установлен гидроусилитель руля, что облегчало жизнь водителю. А еще была лебедка, посадить грузовик было очень трудно.

ГАЗ-66 полюбился и прижился в армии и народном хозяйстве. Его выпускали аж до 1999 года, но по сути изменили только кабину на более безопасную. Кем он только не служил, и возил личный состав, и прыгал с паращютом, и был связной машиной, и возил раненых, и топливозаправщиком, наверное нет такой профессии, которую бы не освоил старичок ГАЗ-66. Особенно он полюбился в ВДВ и у ПОГРАНИЧНИКОВ. Полюбился он прежде всего своей неприхотливостью и безотказностью, как автомат Калашникова. Надо среди ночи выехать на погранпоиск по снежной целине без прогрева, да без проблем, надо переехать речку или ползти по горам, и тут ГАЗ-66 не подведет. Надо ехать по жаре в средней Азии, мотор не перегреется.

Был у нас в армии такой случай. СТояли у нас 2 Шишиги в резерве с кунгами от какой-то радиостанции (Р-142), долго стояли, списанные уже, лет 12 стояли на одном месте, правда в боксе. И вот надо было освободить место для новеньких КАМАЗОВ. Командир сказал перегнать Шишиги в другие дальние боксы. А как перегонять? Канителиться руками или тяни-толкаем не хотелось. Тогда я предложил, может попробуем заведем? Проверили масло-оно в моторе было, где-то пол щупа, почему-то в системе охлаждения был тосол, пришлось долить, поставили аккумулятор, повесили соску с бензином, накачали бензин в карбюратор, система ожила, поворачиваем ключ на старт, а в ответ тишина. Бендикс на стартере заело. Уже появился азарт. Подогнали камаз, зацепили тросом. решили с толкача завести. Немного прокатили, включили передачу и машина практически сразу завелась. Дали немного ей поработать, прогрели, погазовали, давление масла было нормальным и переставили машины на другое место. Со второй получилось все точно также. Нас очень впечатлило советское качество. Кстати бендикс потом нормально откис и машины заводились со стартера.

ГАЗ-66 до сих пор пользуются высоким спросом у людей ведущих активный образ жизни- рыбаки и охотники. ГАЗ-66 завезет в самые глухие места и можно сделать дом на колесах. Потом появился ГАЗ-Садко, но это по сути ГАЗ-66 только с другой кабиной.

ОЧень продуманный автомобиль, который не теряет актуальность до сих пор. давайте пожелаем ему и дальше радовать своих пользователей.

Кстати спальник в кабине водителя представлял из себя гамак из брезента, который скручивался и висел на задней стенке кабины. Спать на нем было одно удовольствие.

#автомобили #советские грузовики #военные автомобили #4х4 #советские автомобили #грузовики #история автомобилей #надежный автомобиль #вездеход #газ

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Пограничники и вдв уважали этот незаменимый и продуманый грузовик, актуальный до сих пор.