Закрыть ☒

Checker

История Checker берет свое начало в 1908 г. В те времена в каждом американском гараже норовили собрать свой собственный автомобиль. Тысячи безвестных автомобильных марок так никогда и не стали известными, выплюнув на юный автомобильный рынок Северной Америки множество сырых самоделок, собранных, что называется, на коленке. Одной из таких микрокомпаний была Deschaum, с 1910 г. производящая в Нью-Йорке небольшие 2-цилиндровые машинки для американского потребителя средней руки. Основатель фирмы Уильям Шаум обратил внимание, что всё чаще покупателями его автомобилей становятся частные таксисты. Вместительный салон, неплохие ходовые качества и простота конструкции привлекали внимание частных извозчиков. Шаум довольно быстро понял, какие перспективы сулит такой интерес, и стал выпускать настоящие таксомоторы. Производство укрупнилось и переехало из Нью-Йорка в г. Экорс, штат Мичиган. А вскоре компания пошла по рукам, но отнюдь не по причине финансового упадка – всякий раз она продавалась за цену гораздо больше предыдущей. И каждый новый владелец наделял компанию своим гордым именем. До 1920 г. таксомоторы из Экорса носили имя то Хорнелла, то Палмера, то Партина. К этому времени компания снова переехал в новые цеха в г. Джолиет, штат Иллинойс. Американская экономика расцветала, о грядущей великой депрессии никто и подумать не мог, и у иллинойских автостроителей был лишь один серьезный конкурент – Yellow Cab из Чикаго.

Morris Markin, DeSchaum-Hornell Motor Company, Yellow Cab Co., Yellow Cab Manufacturing.

В 1920 г. мистер Партин вынужден был отдать за долги свою компанию Морису Маркину. Честолюбивый портной тут же назвал компанию именем себя любимого - Markin Automobile Body. Компания изготавливала кузова для Commonwealth Motors, которые продавали автомобили таксистам под торговой маркой Mogul. Commonwealth Motors была на грани банкротства, но получила заказ от Checker Taxi (частная таксомоторная компания в Чикаго, которая в то время не имела никакого отношения к Маркину). Маркин объединил Commonwealth Motors с Markin Automobile Body, чтобы выполнить контрактное обязательство. Так на улицах Нью-Йорка появилась новая марка автомобилей-такси Markin Auto Corp. В течение 20-х годов Маркин постепенно выкупил Checker Taxi of Chicago. Он тешил своё честолюбие на протяжении 2 лет, но в 1922 г. дал своей компании более звучное имя - Checker. Этот год и считается годом основания легендарного американского брэнда. Цеха в Иллинойсе стали тесноваты для быстрорастущего предприятия, и в 1923 г. завод вновь переехал – на сей раз в г. Каламазу, штат Мичиган. Уже к 1924 г. с конвейера предприятия сходят 4.000 Checker ежегодно. Крупные, 6–9 местные автомобили, оснащались 40-сильными двигателями и совершенно не умели ездить быстро, но это не мешало им завоёвывать городские улицы. К 1928 г. на улицах Нью-Йорка насчитывалась 21.000 таксомоторов, и более 8.000 из них носили марку Checker. В 1929 г. бизнес Маркина был в самом расцвете, и он приобретает компанию Yellow Cab Company у Джона Герца. В те годы завод выпускает более 20 автомобилей ежедневно, а желающие купить Checker выстраиваются в очередь. Уже в 1929 г. Checker серии К оснащается гидравлическими тормозами, автоматическими стеклоочистителями и полностью закрытой остеклённой кабиной, защищающей от непогоды не только пассажиров, но и водителя такси. Кроме усовершенствования легковых автомобилей, Маркин налаживает производство небольших фургонов, прообраза современных "каблучков".



Model K6 (1929), Model T (1933), 382 Transit Bus (1950), Model Y (1935).

В 30-е годы грузовые Checker трудятся по всей Америке, приумножая славу нью-йоркского такси. Депрессия для Маркина заканчивается в 1936 г. К этому времени он полностью выкупает акции предприятия, восстанавливая полный контроль над своим детищем, а число произведенных за квартал машин достигает тысячи. Маркин занимает всё новые ниши, выпуская уже грузовики средней грузоподъемности и даже автобусы. Эти эксперименты сойдут на нет только к 60-м годам, уступив место лишь автомобилям с чёрными шашечками на желтых лаковых крыльях. Мирные планы многих американских производителей были нарушены Второй мировой войной. Государство щедро и гарантированно оплачивало военные заказы, и Маркин не мог упустить такой шанс. Производство такси было практически свёрнуто. На освободившихся производственных мощностях в Каламазу выпускали прицепы, цистерны, кабины для грузовиков и лёгкие внедорожники для нужд армии. За годы войны Маркин основательно укрепил финансовые позиции своего бизнеса, и это дало возможность осуществить качественно новый подход к производству такси. Американские таксопарки тем временем изрядно обветшали и поистрепались, ведь новые автомобили в них практически не поступали. Судьба сдала Маркину в руки отличные карты, причем почти все козырные, и уже никто не мог составить серьезной конкуренции его продукции. Еще в 1940 г., буквально перед перепрофилированием производства под военные нужды, на свет появился Checker-A. Этот автомобиль и был взят за основу послевоенных серий A2-A6. Всего было выпущено 14 модификаций на базе Checker-A. Среди них были не только такси, но и пикапы, кареты скорой помощи, разнотоннажные грузовики.

A2 (1948), A3 6-door (1950), A4 (1951), A6 (1953).

В 1956 г. в свет выходит модель Checker-A8, и этот автомобиль считается самым удачным из всех послевоенных. Его отличали многорычажная независимая передняя подвеска, увеличенная жесткость кузова, гидравлический усилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов, 3-ступенчатая АКП, увеличенное остекление кузова, аэродинамические контуры и массивные хромированные бамперы. В 1958 г. A8 получил двойные горизонтальные фары и был переименован в А9. Именно в 50-е годы в салоне между водителем и пассажирами появляется прозрачная перегородка. Такое требование предъявляют власти Нью-Йорка, чтобы хоть как-то обезопасить водителя такси, все чаще становящегося жертвой ограбления. В 1960 г. на автосалоне в Чикаго дебютировал Superba (A10) - “гражданская” версия легендарного такси. Он оснащался 3,7 л рядным 6-цилиндровым мотором Continental мощностью 80 или 122 л.с. в паре с 3-ступенчатой МКП или 3-ступенчатой АКП Borg Warner. На выбор предлагались два типа кузова: 4-дверный седан и 5-дверный универсал. В 1961 г. появились модификация с улучшенной отделкой под названием Marathon и удлинённый 6-ти или 8-дверный универсал Aerobus. В 1962 г. модели стали доступны с 5,2 л двигателем Chrysler V8 318 и сменили индексы на А11 (такси) и А12 (Superba и Marathon). Объемы производства были невелики: в 1960-е годы компания производила 6-7 тысяч машин в год. И, несмотря на то, что в США каждый автопроизводитель стремился присутствовать на рынке такси, в Нью-Йорке долгие годы с большим отрывом лидировал именно Checker – дело дошло даже до того, что в 1964 г. Маркина и компанию Checker обвинили в нарушении антимонопольного законодательства. В 1965 г. компания отказалась от Superba и от моторов Continental, заменив их силовыми агрегатами от Chevrolet: 3,8 л рядным 6-цилиндровым 230, 4,4 л V8 283 и 5,4 л V8 327. Сам Морис Маркин почил с миром в 1970 г., а компания после его смерти перешла под начало других акционеров, которые в течение последующих 12 лет не решались существенно модернизировать классический Checker. Да и средств на серьезный технологический рывок в будущее у предприятия явно недоставало. В 1971 г. модели перевели на неэтилированный бензин и стали оснащать 4,1 л 6-цилиндровым мотором Chevrolet 250 мощностью 145 л.с. или 5,7 л Chevrolet V8 350 мощностью 185 л.с., а в 1973 г. они получили массивные алюминиевые бамперы. После топливного кризиса 1973 г. и ремиссии 1979-80 гг. модели с прожорливыми двигателями продавались из рук вон плохо, и фирма не выдержала конкуренции. Собрав в 1982 г. меньше 1000 машин фирма обанкротилась. Последний А11 включил свой счетчик в июле 1982 г. Еще 20 лет после этого многочисленные автомобили этой некогда доминирующей марки колесили по городам Америки, невзирая на почтенный возраст.

A8 (1956), A11 (1973), Marathon Station Wagon (1963), Aerobus 8-door (1962).
В 1989 г. Checker Motors и Checker Holding Company были приобретены Great Dane Trailers (крупнейший производитель грузовых прицепов, контейнеров и шасси), а позже компания сменила своё название на CRA Holdings. В 1995 г. компания была разделена на три части: Yellow Cab (владеет и арендует такси в Чикаго), Chicago Autoworks (ремонт такси) и CMC Kalamazoo (поставщик кузовных панелей и других запчастей для GM). В 1996 г. компания была приобретена чикагской компанией CC Industries и переименована в Great Dane Limited Partnership. Дэвид Маркин, сын основателя компании Морриса Маркина, продолжал исполнять обязанности генерального директора CMC. В 2009 г. компания Checker была признана банкротом, и все её активы выкупили канадские фирмы Narmco Group LLC и Van-Rob Inc. 14 января 2010 г. штаб-квартира Checker в Каламазу была продана холдинговой компании Jones Group, и Дэвид Маркин объявил об окончательной ликвидации фирмы.

Checker-Marathon (1973)

#история автомобилей #автомобильная история #американские автомобили #автомобили из сша #checker

Больше интересных статей здесь: Обзор.

Источник статьи: Checker.