Мощнейший промышленный скачок, который совершила наша страна в 1930-х годах, привел к значительному увеличению объема перевозок и, как следствие, к быстрому росту количества автомобилей. Однако советской экономике требовались не только полноценные грузовики с грузоподъемностью полторы, три и пять тонн, но и небольшие автомобили с грузоподъемностью 500 килограммов. Об одном из представителей этого семейства и пойдет сегодня речь.
Пикап М415 сфотографирован мною в декабре 2019 года в Казанском ЦУМеИменно в 30-е годы прошлого века концепция небольшого лёгкого развозного грузовичка на базе легкового автомобиля стала очень популярна на Западе. Ведь для перевозки небольших грузов идеально подходят автомобили с кузовом пикап (pick-up в дословном переводе с английского означает «подбирать»). С началом производства в - 1936 году на Горьковском автомобильном заводе знаменитой «эмки» ГАЗ-М1 с американскими корнями, начались и работы по созданию на ее базе массового «общегражданского» пикапа. Серийные пикапы планировалось оснастить перспективным 76-сильным шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11, для производства которого в 1937 году в США начались закупки станков и оборудования. В 1938 году появились первые опытные экземпляры пикапа М415, которые сначала имели соединенные с кабиной боковины кузова -как у предшественника пикапа ГАЗ-4 на базе легкового автомобиля предыдущего поколения ГАЗ-А. Однако в скором времени М415 получил отдельную грузовую платформу с откидными лавками. Развертывание производства двигателя ГАЗ-11 затягивалось, выпуск ГАЗ-А и ГАЗ-4 был прекращен, а новые пикапы были нужны. Поэтому в качестве временной меры М415 остался с «эмочным» четырехцилиндровым двигателем ГАЗ-М. Именно в таком виде осенью 1938 года М415 попал на «кремлевские смотрины» — демонстрацию перспективных образцов автомобилей ГАЗ лидерам партии и правительства, где совершенно неожиданно получил высокую оценку И.В. Сталина.
ГАЗ М415Это послужило прямым руководством к действию, так что массовый выпуск пикапов начался уже в следующем 1939 году. Новый автомобиль имел высокую степень унификации с базовым ГАЗ-М1. Неизменной осталась рама с Х-образной поперечиной, а также передок кабины, стойки, двери и передняя часть салона. Вместо двух раздельных сидений установили общий диван, за спинкой которого разместили запасное колесо. Оригинальной была и задняя часть двухместной кабины (вопреки распространенному мнению это была специально разработанная деталь, а не задок от ГАЗ-М1). Грузовая платформа была расчитана на перевозку 400 кг груза и имела деревянный настил пола, обшитый металлическим листом. К нему жестко крепились передний и боковые металлические борта, которые были сварены между собой. Откидной задний борт удерживался в горизонтальном положении специальными цепочками в чехлах, и в таком положении позволял перевозить длинномерные грузы. В боковых бортах имелись крепления для установки съемных дуг тента, а внутри платформы были установлены две откидные лавки для перевозки шести человек. Боковые поручни обеспечивали безопасность пассажиров во время движения. Вопреки сталинской фразе, что «данный автомобиль незаменим для колхозов!», эксплуатация М415 на селе не задалась. Сказалась не слишком высокая проходимость по проселочным дорогам. Поэтому в село попали буквально считанные единицы 415-х. Их использовали в основном для работы на МТС по обслуживанию тракторов и комбайнов, а также для перевозки небольших бригад к месту работы. Гораздо увереннее пикап чествовал себя в городе. Здесь он использовался для перевозки почты, в различных государственных курьерских службах, а также для перевозок небольших партий товаров по точкам торговорозничной сети. Понюхать порох этим машинам тоже пришлось. Впервые это случилось зимой 1939-1940 годов во время советско-финской войны. М415 были мобилизованы в РККА и использовались в качестве транспортеров прифронтовой зоны. Боевое крещение прошло довольно успешно, и конструкторы ГАЗа продолжили разработку различных модификаций пикапа для нужд армии. В частности, в кузова этих машин ставили спаренные зенитно-пулеметные установки.
ГАЗ М415, Казанский ЦУМС началом Великой Отечественной войны летом 1941 года все пикапы были мобилизованы на фронт, где использовались для перевозки грузов, а также в транспортном обеспечении боевых операций под Москвой. Достоверно известно, что один пикап был оборудован передвижной радиостанцией ставки командарма Константина Рокоссовского.
Новогодняя инсталляция.#автомобильная история #автомобиль #автомобили ссср
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Pick-up одобренный Сталиным.