Bugatti Automobiles S.A.S. - французская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске легковых автомобилей класса люкс под маркой Bugatti. Штаб-квартира (фамильное поместье Шато Сэн-Жан) и производство находятся в эльзасском городе Мольсхайме. В настоящее время компания входит в состав немецкого концерна Volkswagen AG, президентом с января 2018 г. является Стефан Винкельман.
В 1898 г., в возрасте 17 лет, на велосипедную фабрику Prinetti & Stucchi в качестве подмастерья устроился Этторе Арко Исидоро Бугатти. В 1899 г. Бугатти купил у своих работодателей трицикл с 1-цилиндровым мотором французской фирмы De Dion Bouton. Разочарованный слабой динамикой трицикла он установил на свой аппарат второй такой же двигатель. За эту конструкцию он получил золотую медаль на выставке в Милане.
Несмотря на примитивную конструкцию, работа молодого человека заинтересовала графа Гулинелли, который профинансировал постройку второго автомобиля. Одноместный Type 2 с 3-литровым 4-цилиндровым мотором и цепным приводом оказался на удивление ладной машиной и также получил золотую медаль Миланской выставки и специальную награду от Французского автомобильного клуба. К сожалению, смерть графа Гулинелли не позволила продолжить работы над автомобилем, и лицензия на него была продана барону Де Дитриху, владельцу французской компании De Dietrich, которая в то время занималась производством автомобилей. Сам же Бугатти получил приглашение от барона переехать в Эльзас и возглавить подразделение по производству автомобилей Lorraine-Dietrich. Приглашение было принято и 2 июля 1902 г. Карло Бугатти подписал контракт вместо сына, т.к. Этторе не достиг возраста 21 года. В период с 1902 по 1904 гг. компанией Lorraine-Dietrich были выпущены модели Type 3,4,5 – разные версии задуманного Бугатти автомобиля, под маркой "De Dietrich, Licence Bugatti".
Работая в Lorraine-Dietrich, Бугатти сходится с инженером и автодилером Эмилем Матисом, и в 1904 г. они покидают Lorraine-Dietrich и начинают выпуск в Страсбурге собственных автомобилей под маркой Mathis-Hermes (Licence Bugatti). Однако деловое партнерство Бугатти и Матиса продолжалось недолго. Порядка 60 автомобилей Simplex-45/60 HP и 60/90 HP (Type 6 и Type 7), которые они построили, не спешили находить покупателей. В 1906 г. Бугатти сконструировал 4-цилиндровый двигатель мощностью 50 л.с. и продал лицензию на его производство немецкой компании Deutz AG. Помимо покупки лицензии на двигатель, Deutz AG предложила Бугатти должность главного инженера на заводе в Кёльне. В 1907 г. Бугатти переезжает в Кёльн, где конструирует модели Type 8 и 9. Созданные Бугатти машины с объёмом двигателя от 3,2 до 9,6 л пользовались определенным спросом. Однако к тому времени Этторе решил, что пора завязывать с работой на «богатого дядю» и отправляться в самостоятельное плавание.
Еще работая на Deutz, Этторе в подвале своего дома построил маленький 2-местный автомобиль Type 10 с крошечным по тем временам 4-цилиндровым верхнеклапанным мотором объемом 1,131 л с верхним распредвалом. Он устанавливался на открытую раму с жесткими осями. Передняя ось подвешивалась через полуэллиптические рессоры, а задняя вообще не имела никакой подвески.
Обратите внимание: ТОП-10 Неизвестные автомобили. Часть 1.
Тормоза были на задних колесах и приводились в действие тросами от тормозного рычага. Несмотря на то, что проект был далёк от идеала, молодой конструктор смог заручиться поддержкой спонсоров и основал свою собственную компанию Automobiles E. Bugatti. Бугатти не стал продлевать контракт с Deutz AG и уже в сентябре 1909 г. купил заброшенную красильню в Мольсхайме (Эльзас), которую использовал в качестве завода для вновь созданной компании. Спустя 3 месяца вместе с семьей он переехал в Мольсхайм. Производство Type 10 продолжалось до начала Первой Мировой войны в 1914 г. Специалисты считают, что Type 10 и есть первый "чистокровный" Bugatti. На его спортивной версии Type 13 с расточенным до 1,327 л мотором заводской гонщик Эрнест Фредерик занял 2 место на Grand Prix Франции в конце июля 1911 г. Сразу же после этого Type 13 был запущен в производство. На основе Type 13 были созданы модели Type 15 и Type 17 отличающиеся разной длиной шасси.В 1912 г. было начато производство Type 18. Автомобиль получил 5-литровый двигатель мощностью 100 л.с., который мог разгонять автомобиль до 160 км/ч. При этом привод на ведущие задние колеса оставался цепным. Всего было создано 7 экз. В 1913 г. Бугатти конструирует для немецкой автомобильной компании Wanderer небольшой автомобиль Type BP1. Недорогой маленький автомобиль получил двигатель объемом 850 см3 мощностью 10 л.с., который мог разгонять машинку на велосипедных колесах массой в 350 кг до 60 км/ч. Двигатель работал в паре с 4-х ступенчатой коробкой передач конструкции Bugatti. Но больший интерес, чем заказчик, к Type BP1 проявила французская компания Peugeot. Французы купили лицензию на производство и начали выпуск Type BP1 как модель Peugeot-Bebe. С целью еще большего удешевления, на французской машине устанавливалась 2-х ступенчатая коробка передач (позже 3-х ступенчатая). На Peugeot-Bebe было выиграно несколько крупных кольцевых гонок среди автомобилей его класса, а объем производства превысил 3000 экз. Ни одна другая модель Bugatti никогда не была произведена в таком количестве. Кроме Peugeot, машину выпускали по лицензии Rabag (Дюссельдорф), Diatto (Турин) и Crossley (Манчестер). В 1914 г. Type 15 и Type 17 получили 16-клапанные моторы объёмом 1496 см3 мощностью 30 л.с. и были переименованы в Type 22 и Type 23. В период Первой мировой войны Этторе с семьёй переезжает в Милан, а потом в Париж. В то время он проектировал авиационные двигатели для Италии, Франции и США, но в производство они не пошли.
Bugatti S.A.S. Часть II
Bugatti S.A.S. Часть III
#история автомобилей #автомобильная история #французские автомобили #bugatti
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Bugatti. Часть i.