В целом, оставление места ДТП в обществе порицается и не считается среди большинства водителей заслуживающим уважения геройством, на фоне других относительно благородных способов обмануть тоталитарную и выкачивающую деньги автовладельцев систему.
Государство также исходит из значительной общественной опасности оставления места ДТП, в связи с чем и ответственность предусмотрена соответствующая – по общему правилу, лишение прав на 1-1,5 года или административный арест до 15 суток (статья 12.27 КОАП РФ).
Однако ситуации, когда кто-то разбил чью-то припаркованную машину и резко скрылся – это не единственная возможность попасть под эту статью. Нередки случаи, когда водитель не заметил, что слегка задел чью-то машину, или посчитал, что повреждения в результате столкновения отсутствуют, или подумал, раз нет повреждений на чужой машине, а есть только на своей, то и смысла оформлять ДТП нет. Даже в случае, когда наезд произошел, условно, глубокой ночью во дворе многоквартирного дома и добросовестный виновник уезжает, оставляя на поврежденном автомобиле записку с описанием ситуации и своими координатами, есть почти стопроцентные шансы быть обвиненным со стороны ГИБДД в оставлении места ДТП со всеми вытекающими особенностями.
Так что же можно сделать, если оставление места ДТП по той или иной причине уже случилось?
Горька правда такова, что абсолютно проигрышной стратегией будет идти в ГАИ или суд, когда те вызовут для составления протокола или уже для рассмотрения дела, и пытаться объяснить, что не заметил, не понял, решил не беспокоить никого ночью итд. Практика показывает, что всегда в таких случаях лицо признается виновным и подвергается наказанию. Спасти может только наличие каких-то серьезных процессуальных нарушений – составление протокола в отсутствие привлекаемого к ответственности лица, составление его неуполномоченным лицом, существенные противоречия в описанных в протоколе обстоятельствах.
А вот одним из наиболее слабых мест процедуры привлечения к ответственности за оставление места ДТП, на мой взгляд, является то, что для привлечения к ответственности по этой статье предварительно необходимо установить лицо, совершившее оставление места ДТП. При этом владелец автомобиля, как в случае с камерами контроля скорости, не будет автоматически считаться таким лицом. Здесь уже действует презумпция невиновности, и если оставивший место аварии водитель не был по горячим следам пойман инспекторами, далее ГАИ необходимо будет провести расследование с целью установления личности лица, совершившее данное правонарушение.
Конечно, в первую очередь, они направят повестку собственнику автомобиля, и если принять решение идти, то абсолютно неумно будет своими объяснениями подтвердить, что в момент ДТП он был за рулем, даже если он себя считает невиновным и ему «нечего бояться». Можно, наверное, говорить, что за рулем был не я, но тогда придется объяснять, а кто тогда был за рулем. В приницпе, можно отказаться вообще что-либо объяснять, сославшись на статью 51 Конституции РФ. Это, однозначно, лучше, чем признавать, что находился за рулем. Однако в распоряжении ГАИ могут оказаться, например, видеозаписи, на которых отчетливо видно лицо водителя, которое без проблем будет сопоставлено с вашей внешностью во время личного визита. Может оказаться и свидетель, который вас опознает. Поэтому практика показывает, неявка в ГИБДД для дачи объяснений существенно затрудняет установление личности правонарушителя.
И вот тут обнаруживается несовершенство системы: на месте вы не пойманы, по повестке не являетесь, на машине вы предусмотрительно не ездите, и даже если она в розыске, обнаружить ее невозможно. В итоге, проходят три месяца, в течение которых может быть вынесено постановление о лишении прав, а виновное лицо так и не установлено. И если потом это лицо явится, и даже напишет явку с повинной, сделать с ним уже ничего нельзя, так как прошли сроки привлечения его к административной ответственности.
Больше интересных статей здесь: Новость.
Источник статьи: Оставление места дтп: есть ли шанс не расстаться с правами?.