Так уж повелось – все новое народом воспринимается в штыки. Достаточно вспомнить лампочки Ильича, радио или сотовые телефоны, которые в начале 90-х считались как нечто неизведанное и опасное. Но сейчас даже младенец, вылезший из люльки, не мыслит свою жизнь без смартфона.
Хотя казусы действительно бывают. Как и произошло с новыми правилами оформления ДТП, вступившими в силу с 1 ноября 2020 года. Не спорю, задумка неплохая, но, как всегда – для узкого круга людей.
Электронное приложение: что это такое и зачем оно нужно
С 01.11.2020 года в ГИБДД мелкие аварии-«поцелуйчики» можно оформить не вызывая наряд на место. При этом не нужно составлять бумаги, убирается целая ниша, портившая жизнь автовладельцам и добавляющая работу ГАИ и страховым компаниям.
Для оформления берут два мобильных приложения : «ДТП. Европротокол» и «Помощник ОСАГО». В первом очень просто оформить саму аварию, а для получения страховки нужно второе приложение, извещение в страхкомпанию отсылают в электронном виде.
Что нужно:
- Смартфон, планшет.
- Интернет.
- Подтвержденный аккаунт на «Госуслугах» и электронную подпись.
- Приложения «Помощник ОСАГО» и «ДТП. Европротокол».
Ранее все оформлялось по бумажному протоколу, который выдавался при оплате ОСАГО. Теперь кипа бумаг заменена электронным вариантом, разработанным «Центробанком» и «Минкомсвязью». И называется это детище – «Помощник ОСАГО», его администрированием занимается РСА (Российский союз автостраховщиков), которые ранее обкатали сервис в регионах.
И здесь разработчики совершили главную ошибку – пионерами обкатки стали автовладельцы из Москвы, МО, СПБ и Татарстана.
Утопия по-русски: почему электронный формат не доступен для россиян
Не далее как вчера, мы всей деревней слушали о мытарствах деда Ивана, которому на проселке в зад его потертой «Нивы» въехал навороченный «крузенштерн». Откуда он взялся, абориген этих мест недоумевает, главная и обкатанная дорога идет чуть левее, хорошо видна и ведет аккурат к коттеджам и въезду в деревню.
Картина маслом! Дед, оставив машину на обочине, пошел в ближайший лесок. Дорога ухабистая, неширокая, колеи, лужи – все как полагается по классике в России, да и нельзя ждать идеального обзора и покрытия от того, что накатано лесовозами.
Короткий рев, грохот покореженного железа, мертвая тишина и отборный мат, разнесшийся по лесу, заставил деда Ивана вернуться к своей машине. Приплясывая вокруг помятого бампера «инородца» и съежившегося багажника изделия отечественного автопрома сочно изъяснялся на очень древнем языке гладкий, причесанный, лощеный мужчина в светлом костюме и ботиночках на тонкой подошве.
Дед, в видавшем виде кожухе и застиранной кацавейке аж оторопел от увиденного. Между тем, распространяя вокруг запах неизвестного деду одеколона, виновник аварии подскакивает, обвиняет того во всех грехах и требует с него и вовсе несуразное – быстро оформить аварию через электронное приложение. Потому как в такой глуши дождаться ГИБДД можно аккурат к весне.
Требования к оформлению
Разработчики утверждают, что воспользоваться оформлением ДТП в электронном формате можно везде, вне зависимости от того, где эта авария произошла. Но, видимо под словом «везде» они не имели ввиду удаленность от МКАД, а уж про российскую провинцию не слышали и подавно.
Итак, чтобы воспользоваться суперсервисом нужно:
- Чтобы все участники аварии были застрахованы по ОСАГО.
- В деле фигурировали только 2 машины.
- Отсутствие пострадавших.
У участников ДТП на смартфоне, планшете должно быть установлено приложение «Помощник ОСАГО», а авторизоваться на портале можно при помощи «Госуслуг».
Один из участников вводит серию-номер полиса ОСАГО второго, автоматически по инфосистеме АИС ОСАГО проводится проверка и оба автовладельца смогут быть уверены, что они есть в базе данных и их полисы действительны.
Затем проводится проверка наличия регистрации на «Госуслугах.
Далее начинается заполнение, внесение всех данных о повреждении машин. Вариант оформления предусматривает только описание или вместе с фотофиксацией.
Последний вариант выгодней – он дает право на получение выплат в пределах максимальной суммы – 400 тыс. руб. Без фотографий – только 100 тыс. руб.
После подготовки извещения она подписывается пользователем, оформлявшим аварию. Второму участнику на «Госуслугах» приходит извещение о ДТП с заполненными графами и перечислением обстоятельств происшествия. Если он согласен – подписывает, и все передается в базу РСА с присвоением ДТП уникального номера.
Минусы использования суперсервиса
Список недостатков вырисовывается сразу, при знакомстве с условиями использования сервиса:
- Невозможность взыскать с виновника и страхкомпании суммы ущерба свыше 100 тыс. руб.
- Нельзя переоформить ДТП.
- Страховые компании выступают против увеличенного порога компенсации до 400 тыс. руб.
- Европротокол оформляется только по ОСАГО (по статистике в России 50% водителей ездят без полиса).
«Финита ля комедия» для российской глубинки
Нужно было видеть лицо владельца иномарки, когда дед Иван разъяснял тому, что о приложениях, «Госуслугах», электронной подписи да и вообще о смартфоне он не слышал, новомодными примочками не пользуется. А Интернет на селе ловит только в здании местной администрации.
История показывает, что суперсервис, несомненно, вещь неплохая и существенно упрощает жизнь автомобилистам. Но не всем и не везде!
Российская глубинка застряла в середине 20 века, а некоторые его деревни медленно, но верно скатываются к 17-18 векам.
Закончилась эта история как и следовало ожидать. Покореженная иномарка с чертыхающимся владельцем отбыла восвояси. Дед Иван, получив энную сумму «за беспокойство» бодро откатил «Ниву» к местному механику во двор, чтобы тот выправил дверцу багажника и заменил разбитое стекло. И всем на селе стало ясно, что новые правила оформления ДТП дойдут до них не скоро, если вообще дойдут.
Если Вам понравилась история ставьте лайк и делитесь своими соображениями в комментариях.