Развитие конструкций европейских автомобилей в шестидесятые годы
Для европейского дизайна шестидесятых было характерно большое разнообразие.
Некоторые модели, такие, как Citroen DS, Volvo Amazon, Lancia Flaminia, или «Волга» ГАЗ-21,
в течение всего десятилетия сохранили в целом тот же внешний вид, что и в конце пятидесятых, ограничившись той или иной масштабности рестайлингом. В шестидесятые годы европейские производители уделяли много внимания индивидуализации своей продукции. Именно в этот период сформировались узнаваемые до сих пор фирменные стили таких фирм, как Mercedes-Benz, BMW, Volvo
Очень большое влияние на европейские автомобили шестидесятых оказали работы туринского ателье Pininfarina. Его дизайнерам принадлежат такие модели, как: Fiat 1800/2100 – и его многочисленные модификации и лицензионные копии; Peugeot 404 и 204 ; Austin Cambridge и многие другие модели английского концерна BMC; значительная часть модельного ряда Ferrari; и так далее. Большинство этих моделей оказались в достаточной степени схожи внешне, что наложило значительный отпечаток на сборный образ европейских автомобилей тех лет.
Во второй половине десятилетия получают распространение так называемые «семейные» автомобили, имевшие увеличенные по сравнению с малолитражками прежних лет размеры, рабочий объѐм двигателей и вместимость, более приспособленные к комфортабельным длительным поездкам – количество загородных поездок личных автомобилей росло в те годы намного быстрее, чем число внутригородских. Характерным представителем этого типа, установившим стандарты для этого класса автомобилей на много лет вперед, становится «Автомобиль 1966 года в Европе» – Renault 16 с набирающим популярность кузовом «хетчбэк» . Вскоре, подобные автомобили появляются в других европейских странах, например, Saab 99 (Швеция, 1968), Volkswagen Passat (ФРГ, 1973) и Иж-Комби (СССР, 1973)
В середине десятилетия происходит повышение интереса к безопасности автомобилей при столкновениях. Это отражается и на конструкции автомобилей (введение дисковых тормозов с двухконтурной гидравлической системой привода, ремней безопасности, и так далее), и на дизайне их интерьеров. Так, у Fiat 124 панель приборов была уже пластиковой, а не штампованной из металлического листа, как у большинства машин тех лет
Появляются первые автомобили, разработанные как единый комплекс мер по повышению безопасности, – такие, как Volvo 140 (Швеция, 1967). В практику прочно входят крэш-тесты, которые во многих странах Европы становятся обязательными для сертификации автотранспорта.
Заднеприводная компоновка, наиболее распространѐнная до этого времени на европейских послевоенных малолитражках, в шестидесятые годы начинает сдавать позиции, заменяемая на передний привод.Переднеприводная компоновка имеет существенные преимущества как относительно переднемоторной заднеприводной, так и по сравнению с заднемоторной. Имея многие из преимуществ заднемоторных автомобилей– более просторный салон при тех же внешних размерах, отсутствие карданного вала, меньшая масса и большая дешевизна, – переднеприводные автомобили были свободны от их недостатков с точки зрения управляемости на большой скорости.
Шестидесятые годы стали периодом настоящего расцвета дорогих европейских спорткупэ так называемого «GT-класса» (Gran Tourismo). К традиционным производителям таких автомобилей, таким, как Ferrari или Maserati, добавились и обычные автостроительные фирмы, желающие «разбавить» свой модельный ряд подобным автомобилем. Как правило, он выполнялся как модификация базовой модели бизнес-класса, используя ее агрегаты, но имея совершенно другой кузов, как правило – трѐхобъѐмное спорткупэ или двухобъѐмное купе-фастбэк
Наряду с дорогими GT, существовали и более демократичные варианты машин со спортивным имиджем. Глава фирмы Ghia Луиджи Сегре еще в середине пятидесятых подметил старомодность, но практичность Volkswagen 1200 («Жук»)
и создал на базе его агрегатов элегантный, спортивного вида автомобиль. Он был выставлен на парижском автосалоне. Успех был таким шумным, что концерн Volkswagen приобрѐл модель. Автомобиль стал выпускаться серийно под названием Volkswagen Karmann Ghia,
стоил в 1,5 раза дороже «Жука», но неизменно пользовался спросом. Эта модель положила начало новой разновидности легковых автомобилей массовым, сравнительно дешѐвым автомобилям спортивного характера, как правило, на базе серийных малолитражек.
В шестидесятые годы такие модели появляются у многих производителей. Обычно, такой автомобиль был двухместным или выполнен по посадочной схеме «2+2» и имел стандартные агрегаты серийного, но при этом – элегантный спортивный кузов. Примеры таких автомобилей – Renault Caravelle (на базе Renault Dauphine)
Opel GT (Opel Kadett B), BMW 700 Coupé (BMW 700), Auto Union 1000Sp , и другие. В СССР также пытались создать аналогичные модели на базе «Запорожца» и удачного «Москвича-408» (М-408 «Турист»)
но в серию они не пошли. Зато в другой стране соцлагеря, Чехословакии, успешно запустили в серию спортивное купе Škoda 110 R на базе серийной Škoda 100.
В целом, по итогам шестого десятилетия XX века, европейские автомобили оставались в целом куда более консервативными по сравнению с американскими – впоследствии, это соотношение изменится на совершенно противоположное. Теперь европейские и японские автомобили стали по техническому уровню во многом опережать американские.