Туманные перспективы: возможное банкротство Renault и дальнейшая судьба АвтоВАЗа

Туманные перспективы: возможное банкротство Renault и дальнейшая судьба АвтоВАЗа

Сегодня
Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмотров.
Туманные перспективы: возможное банкротство Renault и дальнейшая судьба АвтоВАЗа - Обсуждение

Современная автомобильная промышленность идет по пути формирования крупных концернов и альянсов. Времена, когда та или иная марка была самодостаточна, уходят в прошлое. Однако огромная конкуренция превращает отрасль в маленький аквариум с большим количеством хищных рыб, и предсказуемым итогом такой ситуации является выживание только сильнейших.

Классической является схема, когда крупный автопроизводитель скупает более мелких, впоследствии эти дочерние предприятия переходят на общую платформу, а позже и линейки моторов, трансмиссий. Ярким примером может служить принадлежащая концерну VAG марка Skoda. Собственно, по этому пути идет ставший в 2014 году «дочкой» Renault – АвтоВАЗ, а платформа B0 на Lada Xray и вариаторы — это только первые ласточки.



В целом же, несмотря на горы критики в адрес АвтоВАЗа сложно отрицать тот факт, что дела у него идут в последние годы достаточно неплохо. Первое место по продажам в стране, за 2019-й год +1% к продажам (на фоне общего падения рынка на 2.3%). Но вот на фоне этого благополучия перспективы видятся не очень хорошие. А связано это в первую очередь с владельцем – компанией «Рено».

Альянс Renault–Nissan–Mitsubishi входит в тройку крупнейших автопроизводителей мира. И, казалось бы, это сила, с которой сложно не считаться. Однако «прогнило что-то в датском королевстве». Перипетии компании Renault начались с того, что глава компании и альянса Карлос Гон в ноябре 2018-го сменил свой кабинет на тюремную камеру. Причина – махинации с налогами. Биржи отреагировали падением цен на акции.

Новым руководителем становится Тьерри Боллоре, некогда правая рука Карлоса. Однако уже осенью 2019-го совет директоров отправляет его в отставку. Сам Тьерри пишет, что стал жертвой заговора. В это же время появляется информация, что давно планируемое полное объединение Renault и Nissan провалилось.

И вот, буквально на днях в газете «Financial Times» был опубликован материал, из которого следует, что Nissan ведет разработку плана по быстрому выходу из альянса. Очевидно, что это, по сути, уничтожит альянс, так как Mitsubishi входит в него постольку, поскольку его контрольный пакет акций принадлежит Nissan.

Тут стоит отметить, что Nissan по объемам продаж является пятым автопроизводителем в мире, в то время как «Рено» только двенадцатым.

Связано это с тем, что из 3-х крупнейших авторынков мира Renault совершенно не представлен в США и не имеет популярности в Китае. Да и в родной Франции продажи у марки меньше, чем суммарные у PSA.

Помимо рынка ЕС, компании помогают держаться на плаву рынки России, Бразилии и ряда небольших стран третьего мира.



При этом, если взглянуть на плоды альянса, то вклад Nissan выглядит несколько большим. Чего стоит система полного привода, которой, в целом, славится Renault Duster и другие кроссоверы французов.

Однако, возвращаясь к теме статьи, причем тут АвтоВАЗ, и какая угроза ему грозит.

Суть в том, что уже в прошедшем 2019 году французы столкнулись с неприятной ситуацией. Во втором квартале сумма чистых денежных средств компании составила рекордно низкие 1.5 миллиарда евро, а рентабельность всего в районе 4%, у конкурентов последний показатель – в 2 и более раза выше.

Стоимость одной акции Renault на бирже в 2014-2018 составляла 90-100 евро. В начале 2019-го – 60 евро, сейчас же – 40 евро и продолжает падать.

Если альянс прекратит существование, очень вероятно, что это приведет к еще большему падению и, возможно, поставит французов на грань банкротства.

В такой ситуации очень вероятным становятся как минимум 2 варианта развития событий. Первый – самый негативный и маловероятный – ликвидация автопроизводителя. Второй, более вероятный – покупка компании другим, более успешным концерном. Интуиция подсказывает, что это может быть одна китайская марка, у которой скупка европейских брендов походит на хобби. Хотя, возможно, это будет и европейская компания.

Для АвтоВАЗа это означает либо смену владельца вместе с материнским предприятием, либо его покупку кем-либо еще на фоне падения цен на акции.



Так или иначе, но по мнению автора, в ближайшие 3-4 года АвтоВАЗ очень вероятно изменит своего владельца.



Поделись!