Закрыть ☒

Штрафы в потоке: как работают камеры на патрульных машинах и зачем они нужны?

Пока такие комплексы ставят на машины Центра организации дорожного движения (ЦОДД), а в перспективе они могут появиться и на автомобилях ДПС. Водители уже обратили внимание на необычный транспорт, но многие до сих пор не подозревают о том, что штраф с такого устройства можно получить просто проехав мимо с превышением скорости. Разбираемся, как работают новые устройства, какие нарушения фиксируют и когда их начнут использовать в других городах.

На московских дорогах появились мобильные патрули с установ­ленными на крышах камерами фиксации нарушений ПДД.



Что за автомобили и где там камеры?

В ноябре 2021 года ЦОДД запустил новый тип видео­фиксации нарушений ПДД. На крыше служебных машин Hyundai Solaris установили проблесковые маячки с панорамными камерами и радарами. Узнать такие машины просто: на бортах у них фирменная ливрея ЦОДД с зелёными полосами и мигалки оранжевого цвета. Именно в балках с мигалками и смонти­рованы камеры — эти машины ездят в потоке и на ходу вычисляют нарушителей.

Новое оборудование на крышах авто сотрудников ГИБДД

В городе таких автомобилей пока всего два, но их количество будет расти. Они должны отбить у водителей привычку разгоняться и тормозить, только когда впереди появляются стационарные камеры на скорость. Аппаратно-программные комплексы называются «АвтоУраган-МС» и «Кибер-Шериф».

Представление авто АВТОУРАГАН-МС ПЕРВЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР

Как же работает новая система камер и что они умеют фиксировать?

Система работает как в движении, так и в припарко­ванном состоянии — как стационарный комплекс. С августа по октябрь комплексы прошли тестовые испытания на дорогах Москвы и полностью подтвердили корректность своей работы. Сейчас автомобили курсируют на Киевском шоссе в ТиНАО — в основном там, где нет стационарных камер. В перспективе зона работы будет расширена, сообщили в ЦОДД.

С ноября на основе полученных материалов с этих камер начали выписывать постановления о штрафах. Пока обе «мигалки» настроены только на один вид нарушения — несоблюдение скоростного режима. «Это одно из самых опасных и частых нарушений ПДД, которое приводит к смертельным ДТП, а также снижает пропускную способность улиц», — обратили внимание в ЦОДД. Как уточнили создатели устройства из компании «Технологии распознавания», комплекс может сделать точные замеры при скорости объекта до 350 км/ч!

Комплексы работают, ориенти­руясь на зоны действия дорожных знаков. Эта функция реализована на основе данных ГЛОНАСС/GPS-приёмника, который входит в состав комплекса. Зоны с ограниче­ниями скорости заранее размечают в виртуальной карте, и камеры автоматически настраиваются, как только патрульный автомобиль попадает в конкретную область. То есть операторы постоянно должны отслеживать, не поменялся ли скоростной режим на улицах, где дежурят такие мобильные комплексы, и вовремя обновлять зоны с различными ограничениями.

Ещё одна важная функция новых комплексов, которая вскоре начнёт работать, — поиск автомобилей, находящихся в розыске. Оборудо­ванный таким комплексом автомобиль проводит автоматическую фото­видео­фиксацию всех окружающих транспортных средств и проверяет их по базам розыска. Вычислив в потоке угнанную машину, комплекс сообщает его координаты право­охранитель­ным органам.

Вся информация хранится в памяти компьютера не менее 30 суток. Как уточнили производители, комплекс хорошо защищён от пыли и влаги, может работать при температуре от ‑40°С до +50°С.

Как работает фиксация нарушений в движении?

Оба комплекса прошли тесты и имеют необходимые сертификаты, заверили в ЦОДД. Разработчики объяснили: благодаря программному обеспече­нию и вычисли­тель­ным возможностям компьютера, скорость движения самого патруль­ного автомобиля полностью компенси­руется при определении скорости других транспортных средств. Погрешность измерения составляет не более 1 км/ч.

Эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман не сомневается, что устройство настроено корректно. По его словам, точность заявленных параметров проверяется во время испытаний во всех возможных режимах использо­вания устройства. Получить статус средства измерения можно только в случае подтверждения этих параметров на практике. При этом вероятность ошибок Шухман не исключает.



«Ни одни испытания не могут гаранти­ровать, что погрешность произвольно взятого результата измерения во всех 100% случаев будет в пределах допустимой, указанной в его описании типа. Вероятность ошибок комплексов всегда будет отличной от нуля. И есть основания подозревать, что ошибки могут возникать как случайно и единично, так и систематически — из-за нарушений в работе комплекса или помех в конкретной зоне патрулирования», — предупреждает эксперт.

Что касается системы определения и розыска угнанных машин, её работо­способ­ность будет зависеть от доступ­ности баз разыски­ваемых номеров и скорости обработки данных. «Есть два варианта работы: база заранее загружается в комплекс и проверка ведётся на борту, либо все распознаваемые номера передаются в центр обработки», — объяснил Шухман.

Обратите внимание: Как не платить штрафы «Как не попадаться на понт от полиции».

В первом случае система не зависит от качества связи, но не будет иметь актуальных на текущий момент данных.

Какие ещё нарушения сможет распознавать новый комплекс?

Технически новые комплексы способны контролировать езду по выделенным полосам и обочине, а также соблюдение правил парковки. «При необходи­мости и по согласо­ванию с ГИБДД мы сможем использовать и эти функции», — объяснили в ЦОДД.

При этом сами разработчики говорят, что их комплексы потенциально умеют гораздо больше. Например, определять нарушение правил разворотов и перестроений, а также стоянки в зоне запрещающих дорожных знаков 3.27 «Остановка запрещена» и 3.28 «Стоянка запрещена» — для этого справа в мигалке расположена отдельная камера. Фиксацию можно настроить по такому же принципу, как и проверку скоростного режима, разметив на виртуальной карте зоны разрешённой парковки и действующие тарифы.

Почему этим занимаются в ЦОДД, а не ГИБДД??

Первыми о комплексах-мигалках заговорили именно в ГИБДД. Глава ведомства Михаил Черников несколько лет назад назвал их достойной заменой камер-треног и всячески торопил разработчиков. Однако первыми эти устройства получили именно в ЦОДД. Там объяснили, что проект запустили совместно с ГИБДД, в ведении которой осталось выписы­вание постановлений. Действительно, полномочия оформлять штрафы с камер за скорость пока возложены именно на ГИБДД. Однако недавно президент Владимир Путин отдал распоряжение, согласно которому к 1 июня 2022 года рассматривать админи­стративные материалы с камер будут представители региональных властей на местном уровне — под это определение как раз подходит и ЦОДД.

Между тем Григорий Шухман считает недостатком то, что такие комплексы используют только гражданские структуры, не имеющие полномочий останавливать подозритель­ные автомобили и проверять водителей. «Единственное, что могут операторы, — сообщить информацию в центр обработки, а он уже направит сведения в ГИБДД. И пока они дойдут до патруля ДПС, разыскиваемый автомобиль может скрыться из виду. Тогда придётся искать его другими способами, например, по системе "Паутина", которая объединяет сеть стационарных камер», — указал Шухман.

Насколько законны эти штрафы и как их обжаловать:



ЦОДД передаёт данные в ГИБДД, сотрудники которой имеют право использовать технические средства для фиксации админи­стративных право­нарушений и уголовных преступ­лений, объяснил представитель Европейской юридической службы Орест Мацала. По его словам, такая схема абсолютно законна. Главное, чтобы у таких устройств были свидетель­ство о поверке и сертификат. Хотя в качестве доказательства право­нарушения можно использовать и несертифи­цированные камеры, добавил Мацала. «Даже если на патрульный автомобиль установить обычную камеру видео­наблюдения, то такая запись также может быть использована в качестве доказатель­ства. Такие нормы прописаны в ст. 26.2 КоАП».

Что касается обжалования таких нарушений, то схема не отличается от обычной. Однако шансы отменить штраф за скорость невелики. Обычно это происходит только при много­численных жалобах на проблемный комплекс, либо если машина технически не в состоянии развить указанную в протоколе скорость. Записи с реги­страторов, где может быть видна скорость, не будут служить оправданием — ведь это устройство не является средством измерения. Тем не менее, если штраф за скорость вызовет у водителя сомнения, его можно попытаться обжаловать.

Как напомнил Мацала, на обжалование штрафа отводится 10 суток с момента получения постановления. Жалобу можно направить руководи­телю оформив­шего штраф сотрудника или сразу обратиться в районный суд по месту совершения право­нарушения. В тексте жалобы следует отразить, какое именно было вынесено постановление, почему привлечённый к ответ­ственности с ним не согласен, а также требование об отмене.

Машины с камерами на крыше не только штрафуют:

Помимо автомобилей с камерами фиксации нарушений, у ЦОДД есть и автомобильные комплексы совсем иного рода — тоже с камерами и радарами на крыше. От патрульных они отличаются чёрной окраской с зелёной сеткой и другим набором оптики. Восемь таких машин занимаются оцифровкой дорог и контуров города для состав­ления глобальной цифровой модели и не фиксируют нарушения.

После сканирования всех улиц город получит единую электронную базу со всеми дорожными объектами: знаками, светофорами, пешеходными переходами, остановками и всем, что связано с дорогами. В ЦОДД говорят, что такая карта позволит тестировать заплани­рованные изменения в цифровом виде, чтобы оценить их эффектив­ность. В перспективе цифровой двойник города пригодится для тестов беспилотного транспорта. А прямо сейчас эта цифровая карта будет полезна в том числе и для машин с камерами.

А вас пугают машины с камерами во все стороны?

Как считаете поможет ли это система для уменьшения дорожно-транспортных происшествий или же только ухудшит?

#гибдд #дпс #авто #лайфхак #усовершенствование

Больше интересных статей здесь: Новость.



Источник статьи: Штрафы в потоке: как работают камеры на патрульных машинах и зачем они нужны?.