Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи

Текст: Николай Марков, фото автора, Максима Шелепенкова, Александра Аль-Джибури, Бориса Кутруева, Владимира Новоселова и Павла Букатина

Продолжение обзора экспозиции Музея военной автомобильной техники при РВАИ в его лучшие годы (в 2010-м музей был расформирован). Эта часть, восьмая, посвящена внедорожникам марок ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ. С предыдущей (седьмой) частью обзора о легковых автомобилях ЗАЗ, ВАЗ и ГАЗ можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

ГАЗ-67Б



Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное

В музее было сразу два ГАЗ-67Б послевоенного выпуска, но оба – сильно переделанные в процессе эксплуатации: оба с «лишней» светотехникой, неродными колесами и сиденьями. Кроме того, у одного образца переделаны амортизаторы, выпускной тракт и рамка ветрового стекла, у другого – панель приборов. Но мосты на машинах сохранились родные.

БА-64Б

Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное

Честно говоря, считать этот бронеавтомобиль реальным БА-64Б некорректно. Скорее – самоходной репликой. За основу тут, похоже, взят остов корпуса от настоящей «башки», однако передний мост полностью переделан и подвешен уже на полуэллиптических рессорах. Сам корпус из-за этого поднялся значительно выше, что заставило наваривать спереди дополнительный «фартук». Да и геометрия передка, похоже, восстановлена с ошибками в размерах и углах наклона панелей. Смотрится в итоге машина несколько несуразно…

ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное

Обе машины в нормальном состоянии, недочеты несущественны – вроде забавного зеленого цвета обивки сидений на ГАЗ-69 или нештатного современного фонаря подсветки номерного знака на ГАЗ-69А. При этом «ашка» – более позднего выпуска, чем обычный «шестьдесят девятый»: уже с уазовским передним мостом.

УАЗ-3962

Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное

Уазик-«санитарка», похоже, отправлен в музей прямо с хранения: выглядит просто как новый автомобиль. Как вам, кстати, розовенькая отделка салона? ))



УАЗ-3151

Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное

Обычный армейский «козлик» девяностых годов, включенный в музейную экспозицию, имел печальную историю. О которой несложно догадаться, увидев на кузове три десятка пробоин от автоматных пуль. Этот автомобиль, следуя в составе колонны из трех машин, попал в засаду 16 апреля 1998 года в горах недалеко от Моздока. Водитель первого УАЗа в колонне получил четыре пули, но смог ходом проскочить засаду и доехать до ближайшего блок-поста. Водитель шедшего вторым ГАЗ-66 также был сразу ранен, но вывел машину из-под автоматного огня на участок, где личный состав смог занять оборону. УАЗ, замыкавший колонну, прорваться не смог, и весь экипаж был расстрелян боевиками.

УАЗ-3171

Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное

Опытная машина, построенная в четырех экземплярах в 1988 году: два экземпляра сделали военными (УАЗ-3171-01), еще два – гражданскими (УАЗ-3171-02). В свою очередь, одну из военных машин оснастили карбюраторным мотором УМЗ-417 (2,45 л; 97 л.с.), вторую – дизелем УМЗ-440.10 того же объема (92 л.с.). Именно дизельный экземпляр и сохранился в музее.

УАЗ-3907

Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное

Амфибия, разрабатывавшаяся на Ульяновском автозаводе с 1978 года в рамках ОКР с шифром «Ягуар» с использованием агрегатов модернизированного перспективного внедорожника УАЗ-469М. Но «раздатку» сразу сделали оригинальную дифференциальную, обеспечивающую постоянный полный привод и отбор мощности на привод трюмного насоса и гребных винтов. К 1980 году построили 3 макетных и 4 опытных образца. К 1983 году эти машины прошли приемочные испытания и формально были приняты на снабжение вооруженных сил. Тогда же были построены два опытных образца амфибий для контрольных испытаний, в 1985-м – еще два опытных, а в 1987-м – два так называемых товарных.

Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное

Но подготовка производства так и не была завершена: ни у основного заказчика, ни у Минавтосельхозмаша СССР на это не хватало средств. Поэтому в следующие два года удалось собрать еще всего три амфибии: одну обычную и две в варианте УАЗ-39071 для погранвойск. На этом проект был закрыт. В рязанском музее хранились сразу два образца УАЗ-3907: машина цвета хаки – 1980 года постройки, в пустынном камуфляже – более поздняя, уже с наружными подножками.



УАЗ-3172

Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное

Это, наверное, был самый лучший легковой внедорожник, когда-либо разработанный в нашей стране (с точки зрения проходимости). Актуальности не только как военный, но и как гражданский автомобиль для поездок в условиях тяжелого бездорожья, он не утратил и сегодня, хоть создан был 30 лет назад. Колесные редукторы внешнего зацепления обеспечили дорожный просвет 330 мм. Внутри в армейской модификации – аж 10 посадочных мест. Грузоподъемность – честная тонна. Под капотом – новейший на тот момент ульяновский 2,9-литровый бензиновый мотор, а «раздатка» – с межосевым дифференциалом и понижением 2,54. Да, а ведь еще нужно упомянуть про пружинную подвеску всех колес вместо рессор! Не машина – мечта джипера. Но построили всего 9 опытных образцов, включая гражданский 9-местный. После завершения полного цикла испытаний в 1993 году стало понятно, что и на освоение этой машины денег тоже ни у кого нет. Время такое… Эх!

УАЗ-3972

Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное

А вот так могла бы выглядеть нынешняя «буханка»: один из четырех построенных опытных образцов «санитарки» УАЗ-3972, полностью унифицированной по агрегатам с УАЗ-3172. Понятно, что прекращение работ по легковой «семьдесят второй» машине автоматически поставило крест и на «санитарке».

ЛуАЗ-967М

Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное

Транспортер переднего края для эвакуации раненых с поля боя выпускали полтора десятка лет на агрегатах ЛуАЗ-969А. Существовала и модификация повышенной грузоподъемности для монтажа специального оборудования и вооружений: такая называлась ЛуАЗ-967МП. Благодаря своей способности плавать после демобилизации такие «лунтики» пользовались спросом у рыбаков да охотников. Впрочем, и сейчас пользуются! Недавно мы мониторили Интернет на предмет покупки такой машины, и в продаже единовременно находилось более десятка образцов. Притом, что общее количество выпущенных машин не достигло даже 10 тысяч штук!

ЛуАЗ-1901



Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное
Внедорожники ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ из музея рваи - Интересное

А таким мог стать ТПК второго поколения: трехосный, заднемоторный, бескапотный. Их построили всего две штуки, причем обе машины дошли до наших дней, что является достаточно удивительным фактом. В середине 1980-х ЛуАЗ-1901 прошел приемочные испытания, получив ряд серьезных замечаний. Их вполне можно было устранить, будь работы продолжены. Но к тому моменту основной заказчик уже утратил интерес к амфибиям (как мы помним, финансирования не получили ни ВАЗ-2122, ни УАЗ-3907). Так что и Луцкий автозавод денег на развитие данного проекта не увидел.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ!



Поделись!