Гонка без соперников: как в СССР хотели устроить свой «Париж-Дакар»

Текст: Иван Панин
Фото: ХК «АвтоКрАЗ», А. Вантеев и О. Пономарев

В 1990 году нескольким советским автозаводам предложили принять участие в новом ралли-марафоне «МоВлад-90», проходящем по территории СССР от Москвы до Владивостока. Он был задуман как альтернатива зарубежным популярным соревнованиям того времени, таким как «Париж-Дакар» или «Ралли Фараонов».



Организаторами состязания выступали Госкомспорт РСФСР, объединение «Совтехноспорт» и итальянская компания GIL, которую возглавлял Эрколе Каччиами. Этот сеньор занимался продвижением различных товаров на новые рынки, а по совместительству был заядлым автогонщиком. Обаятельный итальянец убедил советских партнеров, что ралли такого масштаба станет прекрасной возможностью показать миру настоящую Россию. В итоге в апреле 1990 года было зарегистрировано советско-итальянское СП «МоВлад», названное так по наименованию конечных пунктов задуманного ралли-рейда: Москва и Владивосток. К гонке хотели привлечь 125 экипажей на грузовых и легковых автомобилях: в основном зарубежных марок, но пригласили и три советских автозавода – КамАЗ, УралАЗ и КрАЗ. А трассу протянули вдоль Транссиба, чтобы весь бивуак можно было перевозить с места на место поездом.

Гонка без соперников: как в СССР хотели устроить свой «Париж-Дакар» - Интересное

В Госкомспорте РСФСР всю организаторскую работу взяли на себя, решив вопросы с обеспечением транспортом и новейшей аппаратурой связи. А финансирование проекта должны были вести итальянцы за счет спонсорских денег. Вот только денег-то в необходимом количестве они так и не собрали, и вместо заработка предстоящее мероприятие сулило организаторам лишь убытки. Ралли должно было стартовать от стен Кремля 18 августа 1990 года и финишировать 8 сентября во Владивостоке. Но итальянцы заговорили о переносе ралли на 1991-й, а может быть даже на 1992 год. Против категорически выступали советские партнеры, так как с их стороны все подготовительные работы были проведены. В результате, формально сославшись на стихийное бедствие – небывалые ливневые дожди в Башкирии – ралли «МоВлад» все же отменили.

Гонка без соперников: как в СССР хотели устроить свой «Париж-Дакар» - Интересное

Так как отмена произошла в последний момент, когда у советских команд все было готово к старту, то решили провести мероприятие в тренировочном режиме – в условиях, приближенных к «боевым». И автомобили КамАЗ и КрАЗ в итоге действительно вышли на старт. Госкомспорту это нужно было для подтверждения возможности проведения трансконтинентального ралли-рейда по территории СССР, а заводским командам – для испытаний подготовленных машин. Особенно актуально это было для КрАЗа, так как завод еще не имел опыта участия в подобных соревнованиях. Камазовская команда в итоге выбрала для тренировки лишь некоторые наиболее характерные участки трассы, а КрАЗы прошли всю намеченную трассу на участке от Москвы до Читы.

Гонка без соперников: как в СССР хотели устроить свой «Париж-Дакар» - Интересное

Кременчугский автозавод подготовил к соревнованиям две машины. Боевой автомобиль был переоборудован из опытного армейского грузовика КрАЗ-5Э6315, который ранее (в 1988 году) прошел полный цикл испытаний в рамках НИОКР «Открытие». Подготовку машины произвели в экспериментальном цехе завода под руководством ведущего конструктора Л.Д. Раткова. На нее поставили серийную кабину от КрАЗ-260 оранжевого цвета, турбодизель ЯМЗ-8425.10 (17,24 л; 360 л.с.) и 9-ступенчатую коробку ЯМЗ-201. «Раздатка» осталась от КрАЗ-5Э6315 (ПЧ=0,916 и 1,31), только получила более прочную крышку картера. Ведущие мосты взяли от КрАЗ-260, но со «скоростными» редукторами от лесовоза КрАЗ-6437 (ПЧ=7,39). Расчетная «максималка» машины с такими агрегатами составляла 95 км/ч.

Гонка без соперников: как в СССР хотели устроить свой «Париж-Дакар» - Интересное

Переднюю подвеску собрали на основе доработанных рессор типа МАЗ-500, а переделка серийной задней подвески свелась к установке 4 мазовских амортизаторов и 4 ограничителей бокового смещения мостов. Шины же оставили серийные – «лапти» модели ВИ-3. Также автомобиль получил каркас безопасности в кабине, два топливных бака, два инструментальных ящика и два воздушных фильтра с выведенным к крыше общим воздухозаборником. «Запаску» же вместе с краном-укосиной перенесли внутрь грузовой платформы. Перед облицовкой радиатора установили «кенгурятник» с дополнительными фарами, а сам радиатор закрепили не на раме, а на балке передних опор двигателя. Этим, в общем-то, перечень переделок и ограничился.

Гонка без соперников: как в СССР хотели устроить свой «Париж-Дакар» - Интересное

Экипаж боевой машины состоял из водителя-испытателя А. Вантеева, имевшего опыт участия в грузовом автокроссе, и штурмана А. Ступака, заводского инженера-испытателя. В роли технички выступил один их двух экспериментальных образцов КрАЗ-Э6322, который только накануне прошел заводские испытания. Эту машину как-то специально даже не готовили, лишь провели положенное ТО и установили в кузов будку от передвижной ремонтной мастерской. Управлял техничкой водитель-испытатель Н. Штепа, роль штурмана отвели заводскому инженеру-испытателю О.Пономареву, а в качестве механика выступал М.Балабан.

Продолжение читайте завтра в разделе «МАШИНА»!
Следите за нашими новыми публикациями в Telegram!





Поделись!